← Назад

Главная Обзоры СМИ Интервью

Юрий Михальчевский:
Юрий Михальчевский: "Жесткая конкуренция в образовании позволит выжить только сильнейшим вузам"


22.12.21 11:25 Илья Вайсберг, АвиаСоюз


Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (СПбГУ ГА) – современный вертикально интегрированный образовательный комплекс с широкой филиальной сетью. На его базе реализуются основные образовательные программы высшего и среднего профессионального образования. О сегодняшнем дне вуза, перспективах развития и новых проектах в области подготовки авиационного персонала в эксклюзивном интервью журналу «АвиаСоюз» рассказал ректор Университета Ю.Ю. Михальчевский.  Юрий Михальчевский окончил Рижское летно-техническое училище гражданской авиации и Академию гражданской авиации. Работал в Хабаровском объединенном авиаотряде диспетчером УВД. С 1985 г. – в Академии гражданской авиации: инструктор, начальник тренажера, заместитель начальника тренажерного центра, начальник Управления международных связей СПбГУ ГА. В 2006-2021 гг. – проректор по различным направлениям деятельности вуза, директор Авиационного учебного цента, заведующий кафедрой «Управление воздушным движением» СПБГУГА. С марта 2021 г. – ректор Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. Кандидат технических наук, доцент, доктор экономических наук.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (СПбГУ ГА) – современный вертикально интегрированный образовательный комплекс с широкой филиальной сетью. На его базе реализуются основные образовательные программы высшего и среднего профессионального образования. О сегодняшнем дне вуза, перспективах развития и новых проектах в области подготовки авиационного персонала в эксклюзивном интервью журналу «АвиаСоюз» рассказал ректор Университета Ю.Ю. Михальчевский. 

Юрий Михальчевский окончил Рижское летно-техническое училище гражданской авиации и Академию гражданской авиации. Работал в Хабаровском объединенном авиаотряде диспетчером УВД. С 1985 г. – в Академии гражданской авиации: инструктор, начальник тренажера, заместитель начальника тренажерного центра, начальник Управления международных связей СПбГУ ГА. В 2006-2021 гг. – проректор по различным направлениям деятельности вуза, директор Авиационного учебного цента, заведующий кафедрой «Управление воздушным движением» СПБГУГА. С марта 2021 г. – ректор Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. Кандидат технических наук, доцент, доктор экономических наук.

«АС»: Юрий Юрьевич, Университет, который Вы возглавляете, в 2020 г. отметил свое 65-летие. Что представляет собой один из старейших и ведущих вузов гражданской авиации России сегодня?

Ю.М.: Лучше всего на Ваш вопрос ответят цифры. Судите сами: сегодня в Университете по программам высшего профессионального образования обучаются 4760 студентов, по программам среднего профессионального образования – 4193, ежегодно около 7000 слушателей проходят обучение по программам дополнительного профессионального образования. В стенах Университета получают образование по основным авиационным специальностям 255 иностранных студентов из ближнего и дальнего зарубежья, более 100 будущих ученых проходят обучение в аспирантуре. Профессорско-преподавательский состав университета насчитывает 268 человек.

Уникальность нашего вуза как вертикально интегрированного образовательного комплекса заключается в его специфике, связанной с подготовкой авиационного персонала для нужд гражданской авиации Российской Федерации. Подготовка специалистов по программам высшего образования в Университете проводится на специализированных факультетах, связанных с производственными предприятиями и организациями гражданской авиации. В рамках взаимодействия с производственными предприятиями реализуется система непрерывной профессиональной подготовки, которая позволяет обеспечить качество образовательной услуги. 

Университет обладает современным тренажерным оборудованием, которое обеспечивает практическое обучение при подготовке летного и диспетчерского составов, а летно-технический комплекс Университета эксплуатирует 121 воздушное судно. Штатная численность командно-руководящего и летно-инструкторский составов – около 100 человек, ежегодный налет в рамках реализации учебно-летной подготовки составляет свыше 50 тыс. часов.

«АС»: В начале 2022 г. Авиационно-транспортному колледжу (АТК) Университета исполняется 50 лет. Какова роль АТК в работе вуза сегодня?

Ю.М.: 23 февраля 1972 г. по инициативе министра гражданской авиации СССР Б.П. Бугаева и при активном участии члена коллегии МГА, будущего министра гражданской авиации СССР Б.Е. Панюкова был подписан приказ о создании с 1 мая 1972 г. Ленинградского авиационного технического училища гражданской авиации (ЛАТУ ГУГА), ныне структурного подразделения университета «Авиационно-транспортный колледж». 

Отсюда берет начало история первого среднего профессионального учебного заведения, готовящего специалистов по организации авиационных перевозок. Именно здесь проходили подготовку профессионалы в сфере наземного обслуживания пассажиров: с 1972 г. – специалисты авиационных перевозок, с 1976 г. – бортпроводники, а с 1994 г. –диспетчеры по управлению воздушным движением. За годы работы был накоплен колоссальный опыт по профессиональной подготовке кадров среднего звена гражданской авиации. Учебно-методическая база колледжа позволяет обеспечивать качественную подготовку специалистов для комплексного обеспечения деятельности аэропортовых комплексов, включая наземное обслуживание и управление воздушным движением. Выпускники АТК – гордость многих авиационных предприятий России.

«АС»: Юрий Юрьевич, что означает термин «вертикально интегрированный образовательный комплекс»?

Ю.М.: В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 11.03.2008 г. № 294-р средние профессиональные образовательные учреждения были присоединены к высшим учебным заведениям гражданской авиации. Так были образованы вертикально интегрированные образовательные комплексы, куда вошли бывшие средние профессиональные учебные заведения, как обособленные структурные подразделения без права юридического лица. К Университету присоединились учебные заведения Якутска, Красноярска, Хабаровска, Бугуруслана и Выборга.

Другими словами, была создана уникальная система профессионального образования, в которой есть возможность получения профессионального образования любого уровня и последующего непрерывного роста профессионального мастерства, развития и совершенствования полученных навыков.

Сформирована система непрерывной профессиональной подготовки специалистов для нужд авиационных предприятий гражданской авиации. 

«АС»: В чем особенность филиальной сети Университета?

Ю.М.: Филиалы университета обеспечивают подготовку авиационного персонала для нужд региональных предприятий и авиационных организаций, учитывая специфику и потребности каждого из регионов. Тем самым решая кадровые задачи по обеспечению функционирования авиационных предприятий на всей территории Российской Федерации. 

«АС»: Исходя из современных тенденций развития гражданской авиации, в каком направлении строится научно-исследовательская деятельность Университета?

Ю.М.: Сегодня мы формируем профессиональные компетенции наших выпускников, опираясь на научно-исследовательскую работу в области обеспечения безопасности полетов в рамках осуществления деятельности на предприятиях и в организациях гражданской авиации.

Наши студенты и аспиранты активно вовлечены в научно-исследовательскую деятельность, регулярно принимают участие и становятся лауреатами всевозможных исследовательских конкурсов.

Преподаватели Университета – авторы изобретений, полезных моделей и программного обеспечения, а Университет выступает как патентообладатель, в настоящее время поддерживается восемь патентов на изобретения. 

Научно-исследовательская деятельность Университета нацелена на инновационное развитие всего транспортного комплекса. 

«АС»: Каким образом ограничения, связанные с распространением COVID-19, отразились на организации учебного процесса с использованием цифровой образовательной среды?

Ю.М.: Электронная образовательная среда использовалась в Университете и ранее, но условия «ограничений» позволили успешно развить это направление, создать современную техническую базу, позволяющую по-новому взглянуть на всю систему обучения и особую роль преподавателя в этой системе.

Уже сейчас понятно, что на рынке образовательных услуг важное значение приобретает не только безупречная репутация, но и наличие у вуза современного оборудования и развитых компетенций в инновационных технологиях. Непрерывно формирующаяся жесткая конкуренция в образовании позволит выжить только сильнейшим вузам. Особенно в тех отраслях экономики, которые требуют применения высокотехнологичного оборудования, позволяющего в процессе первоначального образования формировать у выпускников профессиональные компетенции, необходимые на производстве. Гражданская авиация, несомненно, относится к высокотехнологическим отраслям экономики.

«АС»: Как решается проблема трудоустройства выпускников? Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) негативно отразилась на авиационной отрасли, особенно для летного состава. Конкуренция при трудоустройстве в авиакомпании сейчас высока как никогда.

Ю.М.: Вы правы, мы отмечаем напряженность с трудоустройством молодых специалистов, однако она не столь критична, чтобы говорить о том, что пилоты совсем не востребованы. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в Университете, по заявкам авиакомпаний, в рамках реализации основных образовательных программ подготовки проводится специализированное обучение на конкретный тип воздушного судна в конкретную авиакомпанию, с выдачей диплома об образовании, свидетельства коммерческого пилота и удостоверения о подготовке на конкретный тип воздушного судна. 

Вопрос подготовки специалистов для нужд транспортной отрасли обсуждался и на совместном заседании коллегии Министерства транспорта и Министерства науки и высшего образования, которое прошло 23 ноября 2021 г. в Москве.

В ходе заседания поднимались вопросы взаимодействия ведущих компаний транспортной отрасли и университетов в научно-исследовательской сфере, а также подготовки молодых специалистов, в том числе с учетом международных требований. Как было отмечено на коллегии, залогом полноценного кадрового обеспечения транспортной отрасли является способность прогнозировать спрос на кадры, задавать параметры, требования к образовательным программам, вести поэтапную профессиональную экспертизу и контролировать результат подготовки.

Первое совместное заседание коллегии Минтранса и Минобрнауки – это прямой диалог образования и работодателей, объединение компетенций и возможностей для создания и развития гибкой и эффективной образовательной модели, которая позволит оперативно реагировать как на реальные запросы со стороны рынка труда, так и развитие научного потенциала высшего образования.

«АС»: Юрий Юрьевич, есть ли движение в этом направлении?

Ю.М.: Да, безусловно, возьмем, например, такой огромный регион, как Хабаровский край. Уже сегодня региональные власти отмечают рост спроса на авиационные перевозки внутри края, а значит, увеличивается и частота полетов. Планируется расширение парка воздушных судов, возникает потребность в профессиональной подготовке пилотов и инженерно-технического персонала. Кроме того, с расширением маршрутной сети остро встал вопрос качественной подготовки авиационных специалистов. Всеми необходимыми ресурсами по подготовке таких кадров обладает Хабаровский филиал Университета. Существует возможность организации обучения по новым программам среднего профессионального образования для удовлетворения нужд авиационных предприятий Дальнего Востока и поддержания квалификации в системе непрерывной профессиональной подготовки, созданной на базе Хабаровского филиала. Таким образом, будут полностью обеспечены потребности региональных авиационных предприятий и сформирован потенциал дальнейшего планомерного развития транспортной системы не только Хабаровского края, но и всего Дальнего Востока.

Для планомерного решения данных проблем с министерством транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края 6 декабря 2021 г. подписано соглашение, направленное на прямое взаимодействие в решении кадровых вопросов, по подготовке авиационных специалистов для нужд региона на постоянной основе. Это – лишь один из примеров взаимовыгодного сотрудничества по обеспечению высококвалифицированными кадрами, направленного на развитие транспортной отрасли нашей страны. 

«АС»: Юрий Юрьевич, недавно, как Вы знаете, ушел из жизни Юрий Петрович Дарымов, возглавлявший в свое время Управление учебных заведений Министерства гражданской авиации СССР, а до этого в течение многих лет работавший в Академии гражданской авиации, в том числе заместителем начальника Академии.

Ю.М.: Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что ленинградский период Юрия Петрович – один из важных этапов в его профессиональной деятельности. Здесь он закончил командный факультет тогда еще Высшего авиационного училища гражданской авиации, а позднее уже аспирантуру Академии гражданской авиации. В нашем вузе он защитил кандидатскую диссертацию в области управления воздушным движением, был доцентом, деканом командного факультета, заместителем начальника Академии по учебной работе. Он внес большой вклад в развитие нашего вуза, его инфраструктуры, внедрение учебных тренажеров. Какую бы должность в гражданской авиации Юрий Петрович не занимал, он всегда относился с большим вниманием к проблемам вуза, помогал и поддерживал его. В нашей памяти он навсегда останется выдающимся профессионалом и светлым человеком.

«АС»: Юрий Юрьевич, благодарю Вас за развернутое интервью.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/2/2021/12/22/32689/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.