← Назад

Главная Обзоры СМИ Интервью

Борис Елисеев:
МГТУ ГА открывает новые направления в подготовке авиационных специалистов


06.12.21 12:56 Илья Вайсберг, АвиаСоюз


Уходящий 2021 г. в силу известных причин был сложным для учебных заведений отечественной гражданской авиации.  О некоторых итогах работы в 2021 г. и перспективных направлениях подготовки авиаспециалистов в Московском государственном техническом университете гражданской авиации (МГТУ ГА), отметившим недавно полувековой юбилей, в эксклюзивном интервью журналу «АвиаСоюз» рассказал ректор университета, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации Борис Елисеев.

Уходящий 2021 г. в силу известных причин был сложным для учебных заведений отечественной гражданской авиации. 
О некоторых итогах работы в 2021 г. и перспективных направлениях подготовки авиаспециалистов в Московском государственном техническом университете гражданской авиации (МГТУ ГА), отметившим недавно полувековой юбилей, в эксклюзивном интервью журналу «АвиаСоюз» рассказал ректор университета, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации Борис Елисеев.

«АС»: Борис Петрович, с какими результатами ведущий вуз гражданской авиации России входит в 2022 г.? 

Б.П.: МГТУ ГА, головной вуз и филиалы, в 2021 г. выпустил 2100 инженеров и техников, успешно освоивших программы среднего и высшего образования. Приемная кампания была в полной мере реализована с активным использованием дистанционных технологий, но в уходящем году мы смогли частично возобновить и очный набор. Однако, хотел бы отметить, что богатый опыт «удаленки» и современные технологии позволяют нам принимать документы от поступающих заочно, и такой формат не проигрывает традиционному, очному. 

Итогом набора стали более 2500 студентов и курсантов в Москве, Ростове-на-Дону, Иркутске, Егорьевске, Троицке, Кирсанове и Рыльске. В феврале 2022 г. состоится традиционный «зимний» выпуск.

В новом учебном году мы открыли Технопарк беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Можно сказать, что организационно и технически мы несколько опередили время, поскольку пока ведем подготовку операторов только БПЛА массой до 30 кг в рамках курсов дополнительного образования, но готовимся к открытию набора на профиль высшего образования по программе «Аэронавигация». С сентября 2022 г. мы начнем готовить специалистов по обслуживанию БПЛА!

«АС»: Это означает, что в наступившем году следует ожидать приятных сюрпризов от МГТУ ГА? Чем еще удивите, помимо открытия нового учебного направления? 

Б.П.: Мы не пытаемся кого-либо удивить или устроить «сюрприз». Наша задача – подготовка высококвалифицированных инженеров для авиационной отрасли, тех, кто ей нужен. Неоднократно уже отмечали, что оперативно открываем те направления и профили, которые запрашивают авиакомпании, аэропорты и другие предприятия отрасли. 

В настоящее время есть запрос на внешних пилотов, инженеров по обслуживанию БПЛА, и наш вуз уже работает в этой сфере. В 2021 г. специалисты университета уже вовсю работали с применением БПЛА в Иркутске. Там ведется экологический мониторинг прибрежных зон Иркутского водохранилища, Ангары и Байкала с помощью беспилотных летательных аппаратов, достигнута предварительная договоренность с Байкальским музеем Иркутского научного центра Сибирского отделения РАН о применении беспилотников для учета численности поголовья нерпы на Байкале. Это, помимо подготовки инструкторов-операторов и операторов БПЛА массой до 30 кг в Москве, с тренировочными полетами в Егорьевске.

«АС»: Борис Петрович, как повлияло на процесс обучения то, что в новом учебном году студентов головного вуза впервые одели в форму гражданской авиации, а также стали обеспечивать их горячим питанием? 

Б.П.: Как и ожидалось, крайне положительно. Что такое форма? 

Это одежда служащих на благо своего народа, в нашем случае – служащих на транспорте, в авиации. Студент в форме не только воспринимается по-другому, но и сам себя по-другому ощущает, форма дисциплинирует и напоминает об ответственности за жизни людей, которая будет лежать на плечах будущего выпускника. 

Что касается питания, вспоминается известная фраза: «ты – то, что ты ешь». Студенты тратят огромное количество энергии во время учебы, а в свободное время занимаются спортом, творческой деятельностью. Если при этом неправильно питаться, то затраченная энергия может не восполняться в полной мере, кроме того, не у всех студентов есть возможность питаться полноценно по тем или иным причинам. 

Мы считаем правильным, что университет, снимая со студента проблему питания в процессе обучения, помогает сконцентрироваться на текущих задачах. Вуз заботится о своих студентах и делает все для того, чтобы они получили возможность стать авиационными инженерами международного уровня!

«АС»: Борис Петрович, насколько я знаю, Вы участвовали в совместном заседании коллегий Министерства транспорта РФ и Министерства науки и высшего образования РФ. В чем, по вашему мнению, польза от консолидации усилий двух федеральных ведомств? 

Б.П.: Эти министерства занимаются совсем разными сферами, но «встречаются» в делах транспортного образования. Есть образовательные стандарты, установленные Минобрнауки, однако, образование на транспорте имеет свою специфику. Мы готовим кадровый состав не для сегодняшнего транспорта, а для завтрашнего, здесь невозможно десятилетиями учить «по одной методичке». Только имея под рукой транспортную стратегию на годы вперед, только владея ситуацией «на передовой», можно подготовить специалиста, готового к работе сразу после выпуска из вуза. 

Поэтому в этом вопросе необходима консолидация усилий ведомств, которые отвечают за образование и за транспорт, ведь Минтранс не должен отвечать за процесс и стандартизацию обучения, а Минобрнауки не может самостоятельно разработать стандарт, который будет адаптивным к быстроменяющейся обстановке на транспорте, особенно в гражданской авиации.

Таким образом, для решения текущих задач ведомствами запланировано создание межведомственного экспертного совета по науке в сфере транспорта, будут приобретаться новые воздушные суда и тренажеры, вводиться в строй комфортабельные кампусы.

«АС»: Понятно, что деятельность гражданской авиации не ограничивается лишь внутрироссийской транспортной стратегией, а затрагивает и международное сотрудничество.
 

Б.П.: Совершенно верно! Гражданская авиация призвана соединять не только города и административные округа, но страны и континенты. Поэтому МГТУ ГА сотрудничает с десятками ведущих научных и образовательных учреждений разных стран Европы и Азии. Мы тесно взаимодействуем с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). 

Пандемия не остановила и научное сотрудничество. Наш вуз продолжает проводить в очном и онлайн-формате международные научные конференции, а также участвовать в международных проектах. Вам, наверное, известно, что МГТУ ГА является одним из учредителей Международной ассоциации авиационного и аэрокосмического образования ALICANTO? Одна из задач, поставленных перед ALICANTO – развитие кооперации авиационных учебных заведений, внесенных в реестр ICAO, их взаимодействие, совместная разработка инновационных образовательных программ и стратегии подготовки нового поколения специалистов для гражданской авиации.

Кстати, возвращаясь к первому вопросу об итогах ушедшего года. В сентябре «Научный вестник» МГТУ ГА был проиндексирован в Китайcком рейтинге научных публикаций WJCI Report (The World Journal Clout Index Report). Для коллектива университета – это большое достижение, ведь теперь наши научные публикации имеют серьезный вес не только в России и Европе, но и в центре Азии – Китае!

«АС»: Можно ли сказать, что если политики «сражаются» на международной арене, то авиаторы на ней объединяются?

Б.П.: Объединяет нас, прежде всего, безопасность полетов. В вопросе сохранения жизни пассажиров не может быть борьбы и несогласия. Наука и международное сотрудничество сводится, в первую очередь, в этом. 

Но это не значит, что в авиации нет места международному соревнованию. Вы знаете, что студенческая команда России заняла первое место среди обучаемых и второе место среди профессионалов в международном соревновании Capture the flag? А команда профессионалов из России взяла первое место в общем зачете. Это турнир по информационной безопасности международного уровня. Команды получают идентичные серверы с набором уязвимых сервисов, на которые жюри периодически посылает приватную информацию – флаги. Задача каждой команды – найти и устранить уязвимости на своем сервере и воспользоваться найденными уязвимостями для получения флагов у соперников. В 2021 г. в одну из команд-победителей вошел аспирант МГТУ ГА Георгий Кигурадзе, и не случайно, ведь уже в течение пяти лет наш университет проводит чемпионаты по AeroCTF, разросшемуся от внутривузовского чемпионата до международного уровня. 

«АС»: Что, по вашему мнению, ждет гражданскую авиацию в ближайшем будущем, и как это повлияет на авиационное образование? 

Б.П.: Отрасль уже активно возвращается к докризисным показателям, ведь даже такая страшная напасть, как пандемия, не может погубить всеобщую глобализацию, которая держится на необходимости быстро и надежно перевозить по всему миру пассажиров и грузы. А за возвратом к прежним показателям неминуемо последует рост и дальнейшее развитие, в первую очередь, находящейся «в тренде» беспилотной авиации. 

Что касается авиационного образования – ведущие образовательные учреждения, в число которых входит и МГТУ ГА, должны оперативно реагировать на запросы авиарынка и поставлять высококвалифицированные кадры для отрасли. Отрасли нужны операторы БПЛА, инженеры и программисты для их обслуживания? Будем готовить внешних пилотов и специалистов по технической эксплуатации, а также программированию БПЛА. Готовятся к серийному производству новые авиалайнер МС-21-300/310 и модификация Ил-114-300? Подготовим инженеров по технической эксплуатации новых самолетов. Качественное авиационное образование не стоит на месте и шагает «в ногу» с общероссийскими и общемировыми тенденциями. 

«АС»: Борис Петрович, благодарю Вас за интересное и информативное интервью.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/2/2021/12/6/32639/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.