Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Юрий Лапин:
"Авиационный рынок в 2021 г. будет расти, работы для авиакомпаний просто море"


11 февраля 2021 года Интерфакс


Авиакомпания "ИрАэро", базирующаяся в Иркутске, в 2020 году сократила перевозки пассажиров в 1,5 раза, но это, как утверждает гендиректор и совладелец авиакомпании Юрий Лапин, произошло не из-за коронавируса. Перевозчик, по его словам, сохранил большую часть межрегиональных маршрутов и в целом прожил год без потрясений. В интервью "Интерфаксу" глава "ИрАэро" рассказал, что, несмотря на кризис, работы на авиарынке меньше не стало, а перевозчик уже рассматривает возможность пополнения парка российскими самолетами Superjet 100 и даже присматривается к технике Airbus. Но при этом компания не рассматривает вариант использования Ил-114-300.

БЕЗ BOEING, НО С "СУПЕРДЖЕТАМИ"

- Прошлый год стал испытанием для гражданской авиации. Как авиакомпании удалось пережить его? Пришлось ли оптимизировать затраты?

- Оптимизация, конечно, была, но существенно у нас ничего не поменялось. В какой-то мере, к примеру, пришлось уменьшить заработную плату. В прошлом году мы не только сохранили численность персонала, но и даже немного увеличили его, закрыв вакансии, которые до этого долгое время пустовали. Некоторые авиакомпании в 2020 году сокращали персонал, а у нас была возможность взять людей. Часть пилотов перешла к нам из "Ангары" (эта авиакомпания также базируется в Иркутске - ИФ), есть пилоты из "Аэрофлота". Последние, по сути, были "готовые" - можно было сразу сажать на Superjet 100. А часть пилотов, конечно, прошли переучивание на новый тип воздушного судна, и не только на "Суперджеты". В целом объем переучиваний в 2020 году у нас был приличный - полагаю, в сумме где-то на 100 млн рублей. И в штат мы взяли, наверное, 20-25 пилотов.

- Какой был пассажиропоток у "ИрАэро" в 2020 году?

- По нашим предварительным данным, в 2020 году мы перевезли 592,4 тыс. пассажиров. В 2019 году наш пассажиропоток был 909 тыс. Но не забывайте, в 2019 году мы эксплуатировали Boeing-777-200 (в конце 2019 года лайнеры были возвращены лизингодателю - ИФ), которые нам за год дали 316,6 тыс. человек, то есть сгенерировали третью часть пассажиропотока. Иными словами, если не учитывать Boeing, то в 2020 году мы перевезли столько же пассажиров, сколько и в 2019 году.

В целом в 2020 году мы очень много летали. Мне пилоты в разгар пандемии говорили: у нас чувство, что мы одни летаем. Все региональные и межрегиональные рейсы, которые были у "ИрАэро", оказались востребованными. Честно говоря, часть рейсов мы, может, и хотели бы закрыть в 2020 году по экономическим причинам, но не стали этого делать. Потому что были обращения от регионов: ребята, оставьте их, летайте.

Другой вопрос, что сама экономика была тяжелой - непросто летать с загрузкой 50-60%. Но очень помогала и помогает работа с Минтрансом РФ по постановлению N1242 и N215 (о предоставлении субсидий на внутренние авиаперевозки - ИФ).

- Как себя показал Superjet 100 в прошлом году?

- Практика подтвердила, что "Суперджет" востребован на межрегиональных рейсах - об этом я уже не раз говорил ранее. Фактически этот самолет заменил Ту-134, который в советское время был дико востребован. Но у нас, как у перевозчика, конечно, возникает вопрос к качеству Superjet 100.

- В 2019 году вы говорили, что вопрос с поставкой комплектующих для лайнера начал решаться. В итоге, в 2020 году решили?

- Нет, этот вопрос до сих пор стоит.

- И как же вы летали в 2020 году?

- Знаете, у нас уже есть опыт эксплуатации этих самолетов. А когда его (опыт - ИФ) копишь в экстремальных условиях, фактически войны с самолетом, он очень быстро трансформируется в качественный опыт. Именно это и позволило нам эксплуатировать самолет в прошлом году. Скажем так: мы научились предугадывать его отказы, скомплектовали определенный перечень агрегатов, блоков, который не позволял допускать поломок. Я считаю, что сейчас именно мы эффективнее остальных эксплуатируем Superjet 100.

- Сколько сейчас у вас в парке "Суперджетов"?

- Сейчас летает шесть, еще один стоит на восстановлении - его двигатели недавно отдали в ремонт. Авиакомпания должна летать, а по сути мы тратим 60% усилий на поддержание технического состояния самолета, а не на развитие маршрутной сети.

- Еще будете брать в лизинг Superjet 100?

- Я думаю, у нас потребность, наверное, в пяти самолетах есть. И нам без разницы, новые они или нет. Сейчас пока непонятная ситуация с "выдачей" бортов, но, я думаю, что решение будет к марту. В целом, мы сейчас больше рассматриваем вторичный парк "Суперджетов".

СУД КАК ДИАЛОГ

- В Арбитражном суде Москвы рассматривается семь исков ПАО "ГТЛК" и ПАО "Корпорация "Иркут" к "ИрАро" в связи с долгами за эксплуатацию Superjet 100. И есть один встречный иск к "Иркуту" на 1,854 млрд рублей, где вы указываете на простой лайнеров из-за технических недостатков. Каким будет исход этих дел, как вы думаете? Удастся ли пойти на мировую?

- Я знаю, что договоримся. Мы заложники в этой ситуации, но себя виноватыми не считаем. Ведь качество изготовления самолета оставляет желать лучшего. Мы сейчас работаем и с производителем лайнера, и с поставщиками комплектующих, и с держателем лицензии. И с ними договорились вести дела непублично, без прессы. Мы заинтересованы в результатах этих переговоров, нам идут на уступки, мы пытаемся сблизить позиции. И мы летаем на Superjet 100, а значит, любой негатив в отношении самолета отражается и на нас.

Насколько я знаю, 30 декабря прошлого года правительство РФ начало выплачивать компенсации за простой самолетов с техническим дефектом. И ГТЛК получила 1,7 млрд рублей. Думаю, 600-700 млн рублей приходится на нашу авиакомпанию. То есть государство понимает проблему, решает ее и, я надеюсь, этот процесс продолжится.

- Иски к вам ранее подавало АО "Гражданские самолеты Сухого" (производитель лайнера - ИФ), сейчас правопреемником по ним является "Иркут". А это почти земляки, Иркутский авиазавод "Иркута" в одном городе с вами. Вам это не облегчает диалог в суде?

- Не хочу "катить бочку" на "Иркут". Мы посмотрим, как зарекомендуют себя на рынке новые МС-21 ("ИрАэро" в 2013 году заказала у "Иркута" десять таких самолетов - ИФ).

ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА

- Авиакомпания "Ангара" хочет вернуть лизингодателю пять своих Ан-148. "Ангара" находится в санкционном списке Украины и столкнулась с отсутствием комплектующих. Между тем, в Superjet 100 достаточно много иностранных комплектующих. Может ли подобное повториться и с этим самолетом?

- Полагаю, такой жесткой угрозы нет. Производитель Superjet 100 сейчас заказывает по предоплате комплектующие для поддержания летной годности самолетов.

- А с уходом "Ангары" с рынка авиаперевозок работы для других перевозчиков станет больше?

- Знаете, работы для авиакомпаний и было, и сейчас - просто море. "Ангара" много выполняла чартерных рейсов для нефтяников. Когда компания ушла с этого рынка, нефтегазовые компании стали объявлять предварительные тендеры. И на них присутствовали, кроме "ИрАэро", и "ЮТэйр", и "АЛРОСА" и "Якутия". То есть объем, занимаемый Ан-148, уже может быть закрыт.

У нас сейчас достаточно много обязательств как по субсидированным маршрутам, так и по перевозкам вахтовиков. И уже есть маршруты, которые переросли возможности "Суперджета". В данный момент мы рассматриваем возможность привлечения в парк иностранной техники, в том числе Airbus. Я сейчас имею в виду чисто под коммерческие маршруты. Но я пока не готов сказать, сколько мы сможем взять иностранных самолетов, когда и на каких условиях. Пока это очень сложный пазл. И у нас есть определенный негативный опыт с Boeing-777, который мы, конечно, учитываем.

- Как будет развиваться авиационный рынок в 2021 году?

- Он будет расти, тем более, с учетом отложенного спроса. Вы ж понимаете, что авиация - зависимый вид транспорта. Она зависит не от востребованности трассы и не от государства. Главный фактор - уровень жизни населения. Если он снижается, то люди отказываются от поездки.

На севере страны, на Дальнем Востоке пассажиропоток неравномерен, а уровень дохода у населения - средний. Поэтому здесь важен государственный подход - я имею в виду субсидирование маршрутов. С точки зрения макроэкономики это выгодно. Повышая мобильность населения, вы способствуете развитию других отраслей. Человек, приезжая в другой город, едет в гостиницу, покупает товары. Далее бизнес-связи. Сейчас есть современные технологии ведения переговоров через интернет. Но все вопросы решаются куда быстрее, когда человек прилетает, садится за стол, и начинается живой диалог.

В целом могу сказать, что и субъекты РФ сейчас стали вдумчиво относиться к необходимости развития межрегиональных трасс. Ну, вот есть в регионе распрекрасный аэропорт, а объемов (пассажиропотока - ИФ) под него нет. И сейчас власти регионов приходят к мысли, что дотировать нужно перевозчика, а не аэропорту помогать.

Что касается аэропорта Иркутска, где мы базируемся, то он всегда был востребованным и прибыльным. И, главное, у него есть потенциал, но развития нет. А ведь свои амбиции есть и у Красноярска, и у Новосибирска. Мы, конечно, всегда в приоритет ставили Иркутск, но сейчас у нас есть возможность перевести рейсы, допустим, в Красноярск. А степень мобильности населения Красноярского края, замечу, в разы больше, чем в Иркутске.

- В Красноярске "Аэрофлот" создает свой хаб. Не боитесь серьезной конкуренции?

- Здесь вопрос не в конкуренции. А в потенциале и возможности обеспечить пассажиру полет. В этом смысле работы и нам, и "Аэрофлоту", и S7 хватит.

- А где по-вашему живет самый платежеспособный и мобильный пассажир?

- В Москве! Другие субъекты РФ мы как-то не оценивали.

АЛЬТЕРНАТИВЫ АН-24

- В конце прошлого года на аэродроме в Жуковском совершил первый полет региональный турбовинтовой самолет Ил-114-300. Вы бы себе взяли такой в парк?

- Нет. У меня скептическое отношение к его пассажировместимости - до 70 человек. Смотрите, у нас в парке Ан-24, который берет на борт 50 пассажиров. Мы на практике убедились, что это более чем достаточный объем для большинства региональных трасс. Его стандартная загрузка - 35-40 человек. Получается, что лайнер на 70 мест будет летать у нас полупустой, а это удар по "экономике". С учетом этого такой самолет будет летать, к примеру, в райцентр лишь раз в неделю. А, исходя из нашего опыта, надо летать 2-4 раза в неделю, потому что это удобнее для пассажира. Вот он прилетит в Иркутск на два дня, сделает тут все дела и обратно. А будет большой борт, он, возможно, и не полетит, подумает: а что мне неделю делать в этом Иркутске?

Мне непонятна также концепция, функциональная нагрузка Ил-114. Он сделан под бетонные полосы, но летает со скоростью 400 км/час. Но сейчас есть региональные лайнеры, которые летают по 800-900 км/час. Нас пассажиры научили - нужно конвертировать время в деньги. Лишний час-два на земле позволяют человеку сделать больше, а на полет оставить меньше времени.

В 2009 году мы брали Ил-114 во фрахт у одной питерской авиакомпании, но в сертификат эксплуатанта эти машины не были внесены. По экономике они себя не оправдали, и мы отказались от дальнейшей эксплуатации. Так что этот самолет "новый" только на бумаге.

- То есть альтернативы Ан-24 по-прежнему нет?

- Есть, это Ил-112, который будет выпускаться как военный транспортник. Но его надо уже сейчас переформатировать под гражданские перелеты и предлагать рынку, нужен государственный подход. Но, предполагаю, что с ним будет так: сначала военные полетают, а потом когда-нибудь мы его сделаем для "гражданки".

И в целом, конечно, могу сказать, что стоимость владения новым самолетом выше, чем подержанным. А это означает, что и стоимость авиабилетов будет выше.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Тимофей Дзядко
РБК
Ожидаем восстановление рынка в 2022 году
Галина Дудина
КоммерсантЪ
"Напряжение давно наросло так, что дополнительно оттенков уже не замечаешь"

Интерфакс
Президент Международной ассоциации аэропортов: сейчас делить нечего, только убытки
Виталий Барсуков
Независимая газета
Новый аэропорт Краснодар – ключевой транспортный проект на Юге России

Российская газета
От Земли до Луны

Интерфакс
"Авиационный рынок в 2021 г. будет расти, работы для авиакомпаний просто море"
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Невозможно говорить о прибыльности SpaceX
Юрий Бурылин
Транспорт России
Верю в новые взлёты



Дмитрий Струговец, Иван Сураев
РИА Новости
Частные сверхзвуковые джеты взлетят в середине XXI века

ComNews
"Ростех" идет по пути трансформации
Милена Синева
ТАСС
Цена брака в оборонной сфере очень высока

Интерфакс
Су-57 - это умный самолет с умным оружием

Интерфакс
Наши инвестпроекты могут позволить корпорации к 2023-2024 годам увеличить EBITDA в 2-3 раза

Интерфакс
Главной задачей на 2021 год становится сохранение коллектива
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Эксперт оценил инициативу не пускать в самолет пассажиров без прививки
Наталия Ячменникова
Российская газета
Летать быстрее звука
Светлана Бурмистрова, Тимофей Дзядко, Максим Талавринов
РБК
Мы продолжим поставлять детали Boeing
Дмитрий Струговец
РИА Новости
"Морской старт" могут установить возле острова Русский
Александр Пинчук
Красная звезда
Уровень подготовки лётного и инженерно-технического состава армейской авиации неуклонно растёт
Ксения Ульянова
Агентство городских новостей "Москва"
Число попыток контрабанды на Внуковской таможне с начала года из-за пандемии снизилось на треть
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
На чем летать малой авиации?
Светлана Рябова
БизнесЦензор
Я вообще мало думаю о Коломойском. Он мне не звонит и никак не участвует в моей жизни
Андрей Ванденко
ТАСС
Дмитрий Рогозин: мой горизонт планирования бесконечен

Известия
Эксперт оценил риски российских компаний из-за пандемии коронавируса
Екатерина Москвич
ТАСС
Сергей Карутин: новый сегмент ГЛОНАСС повысит точность навигации в Восточном полушарии

РИА Новости
Первая опытная "Минога" поднимется в воздух в 2025 году
Ирина Цырулева
Известия
"Выйдем в ноль либо в несущественный минус"
Игорь Елков
Российская газета
Фантастам такое в голову не приходит
Екатерина Москвич
ТАСС
Николай Тестоедов: ИСС им. Решетнева полностью обеспечено заказами на 2020 год
Инна Сидоркова
РБК
Сердюков — РБК: "Мы достигли дна и должны выходить из ситуации"
Алексей Паньшин
РИА Новости
Новейший вертолет Ми-28НМ – это дом для летчика
Артур Шайхутдинов, Александр Коновалов
ТАСС
Глава судостроительной корпорации "Ак Барс": наши вертолетоносцы смогут работать в Арктике
Алексей Песляк
ТАСС
Глава НПО "Энергомаш": постепенно возвращаемся к переговорам с зарубежными партнерами
Милена Синева
ТАСС
Игорь Насенков: на создаваемых "Технодинамикой" парашютах ставят мировые рекорды
Дмитрий Решетников
ТАСС
Рогозин: секвестр финансирования приведет к деградации космической отрасли
Александр Белов, Павел Коряшкин
Интерфакс
Глава "Рособоронэкспорта": Рассчитываем получить $7 млрд от поставок истребителей Су-35
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Денис Мантуров: в этом году планируется заключение серийных контрактов по С-500
Сергей Бабкин
ТАСС
Глава "Рособоронэкспорта": для нас важны все заказчики и все контракты
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Опасные астероиды сможем отслеживать не ранее 2030 года
Мария Васильева
Известия
"Надеемся, авиасообщение возобновится в сентябре"
Виктор Худолеев
Красная звезда
Покорители небесных просторов
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Дмитрий Рогозин: у нас есть стратегическое видение развития космонавтики
Андрей Ванденко
ТАСС
Мы держим удар
Татьяна Салахетдинова
КоммерсантЪ
"Надо жить в предложенных обстоятельствах"
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Евгений Дудоров: следующим после "Федора" на МКС полетит "Теледроид"
Алексей Паньшин
РИА Новости
Истребитель 6 поколения "МиГ" и "Сухой" создадут вместе
Екатерина Москвич
ТАСС
Замглавы Роскосмоса: на Восточный доставлено 8 тыс. тонн технологического оборудования
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Мы сокращаем производство вдвое"
Елена Карьгина
ТАСС
Первый замглавы Ростеха: энергетики получат "большую" газовую турбину в 2022 году
Анастасия Свиридова, Александр Пинчук
Красная звезда
"Зонтик" над Россией – в крепких руках

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer