Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Юрий Лапин:
"Авиационный рынок в 2021 г. будет расти, работы для авиакомпаний просто море"


11 февраля 2021 года Интерфакс


Авиакомпания "ИрАэро", базирующаяся в Иркутске, в 2020 году сократила перевозки пассажиров в 1,5 раза, но это, как утверждает гендиректор и совладелец авиакомпании Юрий Лапин, произошло не из-за коронавируса. Перевозчик, по его словам, сохранил большую часть межрегиональных маршрутов и в целом прожил год без потрясений. В интервью "Интерфаксу" глава "ИрАэро" рассказал, что, несмотря на кризис, работы на авиарынке меньше не стало, а перевозчик уже рассматривает возможность пополнения парка российскими самолетами Superjet 100 и даже присматривается к технике Airbus. Но при этом компания не рассматривает вариант использования Ил-114-300.

БЕЗ BOEING, НО С "СУПЕРДЖЕТАМИ"

- Прошлый год стал испытанием для гражданской авиации. Как авиакомпании удалось пережить его? Пришлось ли оптимизировать затраты?

- Оптимизация, конечно, была, но существенно у нас ничего не поменялось. В какой-то мере, к примеру, пришлось уменьшить заработную плату. В прошлом году мы не только сохранили численность персонала, но и даже немного увеличили его, закрыв вакансии, которые до этого долгое время пустовали. Некоторые авиакомпании в 2020 году сокращали персонал, а у нас была возможность взять людей. Часть пилотов перешла к нам из "Ангары" (эта авиакомпания также базируется в Иркутске - ИФ), есть пилоты из "Аэрофлота". Последние, по сути, были "готовые" - можно было сразу сажать на Superjet 100. А часть пилотов, конечно, прошли переучивание на новый тип воздушного судна, и не только на "Суперджеты". В целом объем переучиваний в 2020 году у нас был приличный - полагаю, в сумме где-то на 100 млн рублей. И в штат мы взяли, наверное, 20-25 пилотов.

- Какой был пассажиропоток у "ИрАэро" в 2020 году?

- По нашим предварительным данным, в 2020 году мы перевезли 592,4 тыс. пассажиров. В 2019 году наш пассажиропоток был 909 тыс. Но не забывайте, в 2019 году мы эксплуатировали Boeing-777-200 (в конце 2019 года лайнеры были возвращены лизингодателю - ИФ), которые нам за год дали 316,6 тыс. человек, то есть сгенерировали третью часть пассажиропотока. Иными словами, если не учитывать Boeing, то в 2020 году мы перевезли столько же пассажиров, сколько и в 2019 году.

В целом в 2020 году мы очень много летали. Мне пилоты в разгар пандемии говорили: у нас чувство, что мы одни летаем. Все региональные и межрегиональные рейсы, которые были у "ИрАэро", оказались востребованными. Честно говоря, часть рейсов мы, может, и хотели бы закрыть в 2020 году по экономическим причинам, но не стали этого делать. Потому что были обращения от регионов: ребята, оставьте их, летайте.

Другой вопрос, что сама экономика была тяжелой - непросто летать с загрузкой 50-60%. Но очень помогала и помогает работа с Минтрансом РФ по постановлению N1242 и N215 (о предоставлении субсидий на внутренние авиаперевозки - ИФ).

- Как себя показал Superjet 100 в прошлом году?

- Практика подтвердила, что "Суперджет" востребован на межрегиональных рейсах - об этом я уже не раз говорил ранее. Фактически этот самолет заменил Ту-134, который в советское время был дико востребован. Но у нас, как у перевозчика, конечно, возникает вопрос к качеству Superjet 100.

- В 2019 году вы говорили, что вопрос с поставкой комплектующих для лайнера начал решаться. В итоге, в 2020 году решили?

- Нет, этот вопрос до сих пор стоит.

- И как же вы летали в 2020 году?

- Знаете, у нас уже есть опыт эксплуатации этих самолетов. А когда его (опыт - ИФ) копишь в экстремальных условиях, фактически войны с самолетом, он очень быстро трансформируется в качественный опыт. Именно это и позволило нам эксплуатировать самолет в прошлом году. Скажем так: мы научились предугадывать его отказы, скомплектовали определенный перечень агрегатов, блоков, который не позволял допускать поломок. Я считаю, что сейчас именно мы эффективнее остальных эксплуатируем Superjet 100.

- Сколько сейчас у вас в парке "Суперджетов"?

- Сейчас летает шесть, еще один стоит на восстановлении - его двигатели недавно отдали в ремонт. Авиакомпания должна летать, а по сути мы тратим 60% усилий на поддержание технического состояния самолета, а не на развитие маршрутной сети.

- Еще будете брать в лизинг Superjet 100?

- Я думаю, у нас потребность, наверное, в пяти самолетах есть. И нам без разницы, новые они или нет. Сейчас пока непонятная ситуация с "выдачей" бортов, но, я думаю, что решение будет к марту. В целом, мы сейчас больше рассматриваем вторичный парк "Суперджетов".

СУД КАК ДИАЛОГ

- В Арбитражном суде Москвы рассматривается семь исков ПАО "ГТЛК" и ПАО "Корпорация "Иркут" к "ИрАро" в связи с долгами за эксплуатацию Superjet 100. И есть один встречный иск к "Иркуту" на 1,854 млрд рублей, где вы указываете на простой лайнеров из-за технических недостатков. Каким будет исход этих дел, как вы думаете? Удастся ли пойти на мировую?

- Я знаю, что договоримся. Мы заложники в этой ситуации, но себя виноватыми не считаем. Ведь качество изготовления самолета оставляет желать лучшего. Мы сейчас работаем и с производителем лайнера, и с поставщиками комплектующих, и с держателем лицензии. И с ними договорились вести дела непублично, без прессы. Мы заинтересованы в результатах этих переговоров, нам идут на уступки, мы пытаемся сблизить позиции. И мы летаем на Superjet 100, а значит, любой негатив в отношении самолета отражается и на нас.

Насколько я знаю, 30 декабря прошлого года правительство РФ начало выплачивать компенсации за простой самолетов с техническим дефектом. И ГТЛК получила 1,7 млрд рублей. Думаю, 600-700 млн рублей приходится на нашу авиакомпанию. То есть государство понимает проблему, решает ее и, я надеюсь, этот процесс продолжится.

- Иски к вам ранее подавало АО "Гражданские самолеты Сухого" (производитель лайнера - ИФ), сейчас правопреемником по ним является "Иркут". А это почти земляки, Иркутский авиазавод "Иркута" в одном городе с вами. Вам это не облегчает диалог в суде?

- Не хочу "катить бочку" на "Иркут". Мы посмотрим, как зарекомендуют себя на рынке новые МС-21 ("ИрАэро" в 2013 году заказала у "Иркута" десять таких самолетов - ИФ).

ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА

- Авиакомпания "Ангара" хочет вернуть лизингодателю пять своих Ан-148. "Ангара" находится в санкционном списке Украины и столкнулась с отсутствием комплектующих. Между тем, в Superjet 100 достаточно много иностранных комплектующих. Может ли подобное повториться и с этим самолетом?

- Полагаю, такой жесткой угрозы нет. Производитель Superjet 100 сейчас заказывает по предоплате комплектующие для поддержания летной годности самолетов.

- А с уходом "Ангары" с рынка авиаперевозок работы для других перевозчиков станет больше?

- Знаете, работы для авиакомпаний и было, и сейчас - просто море. "Ангара" много выполняла чартерных рейсов для нефтяников. Когда компания ушла с этого рынка, нефтегазовые компании стали объявлять предварительные тендеры. И на них присутствовали, кроме "ИрАэро", и "ЮТэйр", и "АЛРОСА" и "Якутия". То есть объем, занимаемый Ан-148, уже может быть закрыт.

У нас сейчас достаточно много обязательств как по субсидированным маршрутам, так и по перевозкам вахтовиков. И уже есть маршруты, которые переросли возможности "Суперджета". В данный момент мы рассматриваем возможность привлечения в парк иностранной техники, в том числе Airbus. Я сейчас имею в виду чисто под коммерческие маршруты. Но я пока не готов сказать, сколько мы сможем взять иностранных самолетов, когда и на каких условиях. Пока это очень сложный пазл. И у нас есть определенный негативный опыт с Boeing-777, который мы, конечно, учитываем.

- Как будет развиваться авиационный рынок в 2021 году?

- Он будет расти, тем более, с учетом отложенного спроса. Вы ж понимаете, что авиация - зависимый вид транспорта. Она зависит не от востребованности трассы и не от государства. Главный фактор - уровень жизни населения. Если он снижается, то люди отказываются от поездки.

На севере страны, на Дальнем Востоке пассажиропоток неравномерен, а уровень дохода у населения - средний. Поэтому здесь важен государственный подход - я имею в виду субсидирование маршрутов. С точки зрения макроэкономики это выгодно. Повышая мобильность населения, вы способствуете развитию других отраслей. Человек, приезжая в другой город, едет в гостиницу, покупает товары. Далее бизнес-связи. Сейчас есть современные технологии ведения переговоров через интернет. Но все вопросы решаются куда быстрее, когда человек прилетает, садится за стол, и начинается живой диалог.

В целом могу сказать, что и субъекты РФ сейчас стали вдумчиво относиться к необходимости развития межрегиональных трасс. Ну, вот есть в регионе распрекрасный аэропорт, а объемов (пассажиропотока - ИФ) под него нет. И сейчас власти регионов приходят к мысли, что дотировать нужно перевозчика, а не аэропорту помогать.

Что касается аэропорта Иркутска, где мы базируемся, то он всегда был востребованным и прибыльным. И, главное, у него есть потенциал, но развития нет. А ведь свои амбиции есть и у Красноярска, и у Новосибирска. Мы, конечно, всегда в приоритет ставили Иркутск, но сейчас у нас есть возможность перевести рейсы, допустим, в Красноярск. А степень мобильности населения Красноярского края, замечу, в разы больше, чем в Иркутске.

- В Красноярске "Аэрофлот" создает свой хаб. Не боитесь серьезной конкуренции?

- Здесь вопрос не в конкуренции. А в потенциале и возможности обеспечить пассажиру полет. В этом смысле работы и нам, и "Аэрофлоту", и S7 хватит.

- А где по-вашему живет самый платежеспособный и мобильный пассажир?

- В Москве! Другие субъекты РФ мы как-то не оценивали.

АЛЬТЕРНАТИВЫ АН-24

- В конце прошлого года на аэродроме в Жуковском совершил первый полет региональный турбовинтовой самолет Ил-114-300. Вы бы себе взяли такой в парк?

- Нет. У меня скептическое отношение к его пассажировместимости - до 70 человек. Смотрите, у нас в парке Ан-24, который берет на борт 50 пассажиров. Мы на практике убедились, что это более чем достаточный объем для большинства региональных трасс. Его стандартная загрузка - 35-40 человек. Получается, что лайнер на 70 мест будет летать у нас полупустой, а это удар по "экономике". С учетом этого такой самолет будет летать, к примеру, в райцентр лишь раз в неделю. А, исходя из нашего опыта, надо летать 2-4 раза в неделю, потому что это удобнее для пассажира. Вот он прилетит в Иркутск на два дня, сделает тут все дела и обратно. А будет большой борт, он, возможно, и не полетит, подумает: а что мне неделю делать в этом Иркутске?

Мне непонятна также концепция, функциональная нагрузка Ил-114. Он сделан под бетонные полосы, но летает со скоростью 400 км/час. Но сейчас есть региональные лайнеры, которые летают по 800-900 км/час. Нас пассажиры научили - нужно конвертировать время в деньги. Лишний час-два на земле позволяют человеку сделать больше, а на полет оставить меньше времени.

В 2009 году мы брали Ил-114 во фрахт у одной питерской авиакомпании, но в сертификат эксплуатанта эти машины не были внесены. По экономике они себя не оправдали, и мы отказались от дальнейшей эксплуатации. Так что этот самолет "новый" только на бумаге.

- То есть альтернативы Ан-24 по-прежнему нет?

- Есть, это Ил-112, который будет выпускаться как военный транспортник. Но его надо уже сейчас переформатировать под гражданские перелеты и предлагать рынку, нужен государственный подход. Но, предполагаю, что с ним будет так: сначала военные полетают, а потом когда-нибудь мы его сделаем для "гражданки".

И в целом, конечно, могу сказать, что стоимость владения новым самолетом выше, чем подержанным. А это означает, что и стоимость авиабилетов будет выше.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Блинов
РБК
Ставка на регионы: какие направления приносят авиакомпании прибыль
Александр Гамов
Комсомольская правда
Новый министр транспорта Никитин дал первое интервью на посту: «Моя жена испытала на себе проблемы в аэропорту»
Анастасия Львова
Эксперт
«Новые самолеты будут сертифицированы один за другим»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, при участии Сергей Гусев
РБК
Глава ОАК — РБК: «У нас в стране все разбираются в футболе и авиации»
Анастасия Львова
Эксперт
Василий Шпак: «В применении БАС должна появиться экономика»
Юлия Терентьева
ИА AmurMedia
Ярослав Аширов - о Хабаровском аэропорте: инвестиции, рейсы и социальная активность
Наталия Ячменникова
Российская газета
Курс на технологический суверенитет. Академик Сергей Чернышев - о пассажирском "сверхзвуковике" и испытаниях МС-21

ИА ChitaMedia
Читинский аэропорт: масштабная реконструкция, влияние пандемии и новые авианаправления



Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине
Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer