Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Игорь Насенков:
Нет права на ошибку


22 марта 2021 года Милена Синева, ТАСС


Отработка нештатных авиационных ситуаций, сложных полетных заданий и боевых задач начинается на земле. В подготовке военных летчиков и оттачивании их навыков огромную роль играют авиатренажеры, которые с каждым годом становятся все совершенней и реалистичней. В интервью ТАСС генеральный директор холдинга "Технодинамика" госкорпорации "Ростех" Игорь Насенков рассказал о том, какие тренажеры в ближайшее время поступят в войска, какие новинки уже разрабатываются для российской армии, а также о самых передовых авиатренажерах на подвижном основании, которые позволяют испытать чувство настоящего полета.

— Игорь Георгиевич, расскажите, для каких самолетов и вертолетов холдинг сейчас готовит тренажеры?

— Разработка уникальных тренажеров для подготовки экипажей — неотъемлемая часть комплексной работы в авиастроении, которую мы ведем вместе с Объединенной авиастроительной корпорацией, "Вертолетами России" и другими предприятиями Ростеха. В контуре "Технодинамики" на исследованиях и разработках в области авиационных тренажеров специализируется центр научно-технических услуг "Динамика". Начиная с 1995 года предприятие реализовало более 300 проектов для 50 модификаций различных типов летательных аппаратов. Вместе с тем мы не намерены останавливаться на достигнутом и в настоящее время разрабатываем более десяти новых модификаций тренажеров как для военных, так и для гражданских машин.

Так, для ударного вертолета Ми-28Н мы готовим учебный компьютерный класс для подготовки и переучивания летных экипажей. Для экспортной версии "Ночного охотника" — Ми-28НЭ линейка разрабатываемых обучающих средств гораздо шире: комплексные тренажеры как на неподвижном основании, так и на подвижной динамической платформе, рабочее место оператора по созданию и редактированию ландшафтных сцен визуализации, учебные компьютерные классы.

Комплексный и процедурный тренажеры для экипажа, а также учебно-тренировочный комплекс воздушно-десантной подготовки получит вертолет Ка-28, а Ми-8АМТШ и Ка-52 — автоматизированную систему обучения для теоретической подготовки летного и инженерно-технического состава.

Если говорить о самолетах, то для военно-транспортного самолета Ил-76МД мы создаем комплексный тренажер (тренажеры самого высокого уровня, зачастую имеют систему подвижности и визуализации, кабина комплексного тренажера полностью повторяет реальную кабину воздушного судна — прим. ТАСС), а для многофункционального истребителя-бомбардировщика Су-34 — процедурный (такие тренажеры не предназначены для приобретения навыков пилотирования, они не оборудуются системой визуализации; пульты, приборы и органы управления обычно имитируются с помощью сенсорных мониторов — прим. ТАСС). Для перспективного российского легкого транспортного самолета Ил-112В "Технодинамика" разрабатывает комплексный и процедурный тренажеры, а также учебный компьютерный класс для экипажа самолета.

Кроме того, "Динамика" выполняет составные части опытно-конструкторских работ, касающихся, в частности, разработки корпуса кабины комплексного тренажера истребителей Су-35, Су-30МК2, Су-27СКМ, а также аппаратного комплекса системы имитации внешней визуальной обстановки тренажера.

Что касается гражданских летательных аппаратов, то комплексный тренажер с системой подвижности разрабатывается для нового вертолета Ми-171А2, а для Ми-38 — автоматизированная обучающая система для теоретической подготовки летного и инженерно-технического персонала.

— Какие новинки сейчас реализуются в авиационных тренажерах? В чем принципиальное отличие от тренажеров предыдущего поколения?

— Самой последней новинкой, реализованной в холдинге, являются комплексные тренажеры на подвижном основании для самолетов и вертолетов Ростеха. Это буквально переход на новый уровень обучения, новое качество боевой подготовки и повышение безопасности полетов. Они позволяют получить практически полный комплекс акселерационных ощущений, присущих реальному полету. То есть буквально прочувствовать все изменения скорости и движения, улавливаемые вестибулярным аппаратом. Ну и, конечно же, их основное назначение — отработка целого ряда специфических задач обучения с большей степенью достоверности, чем на неподвижных тренажерах.

"Технодинамика" уделяет большое внимание инвестициям в развитие и продвижение технологий виртуальной реальности в области разработки новейших технических средств обучения в авиации.

Например, система визуализации тренажера для подготовки парашютистов выполнена с использованием шлема виртуальной реальности. На экран выводится изображение окружающего воздушного пространства, включая специальные эффекты, которые позволяют парашютисту визуально определять скорость и направление ветра у поверхности земли. Наша разработка позволяет увидеть рельеф местности, наземные и воздушные подвижные и неподвижные объекты. Все это — при различных метеоусловиях и в различное время суток
Шлем виртуальной реальности используется и в тренажере оператора внешней подвески вертолета, который разработан в рамках проекта создания комплексных тренажеров для подготовки экипажей.

— Какие тренажеры уже поставлены в российские войска? Какие планируются к поставке в ближайшее время?

— На сегодняшний день в российскую армию поставлены авиационные тренажеры для самолетов Су-33, Су-34, МиГ-31БМ, Ил-78М, Л-39 и вертолетов Ми-24П, Ми-28Н, Ка-52/К, Ми-8МТВ-1/8МТВ-5/АМТШ, Ка-27М, Ка-29.

В ближайшее время планируются к поставке тренажеры для обучения экипажей вертолетов Ка-226.80, Ми-26, "Ансат-У", Ми-8АМТШ, Ми-8МТВ-5, Ми-28Н, Ка-52, а также для экипажей самолетов Су-34 и Ил-76МД.

— Что на сегодняшний день позволяют отработать тренажеры, какие наиболее сложные ситуации?

— Начнем с того, что тренажеры решают огромный спектр задач. Они могут обеспечить как первоначальное обучение экипажа, так и переучивание с другого типа воздушного судна, повышение квалификации летного состава или ее восстановление после перерыва в летной работе.

В качестве примера возьмем комплексный тренажер с системой подвижности для экипажа военного вертолета. Он предназначен для обучения пилотированию, аэронавигации, работе с системами вертолета, ведению радиосвязи и процедурам координации действий экипажа в штатных режимах полета. Начать можно с азов — с предполетной подготовки и руления по взлетно-посадочной полосе, а закончить фигурами высшего пилотажа.

Кроме того, тренажер позволяет отработать пилотирование в неблагоприятных метеоусловиях, когда полет полностью или частично выполняется по приборам. Экипажи также могут проработать нештатные ситуации, вызванные ошибками пилотирования или отказами систем вертолета — например, отказом двигателя.

Как бы громко ни звучало, но тренажеры спасают огромное количество жизней. Ведь здесь, на земле, можно отработать любую летную ситуацию несколько раз, отточить навык. А в воздухе шанса на ошибку нет.

Другой пример — тренажер самолета-заправщика Ил-78. В него входит кабина оператора заправки. Возможность отработать процесс дозаправки очень важна, ведь это имеет прямое отношение к безопасности полета. Летчики-испытатели отмечают, что очень важно привыкнуть именно психологически к тому, как самолет подходит к конусу дозаправки, под каким углом, с какой скоростью. Отработать всю цепочку действий, превратив ее в автоматический навык: выпустить шланг, открыть насос и включить перекачку… Одно дело, когда все происходит в обычных условиях, и совсем другое, когда действовать необходимо в нештатной ситуации. И, повторюсь, тренажеры позволяют все эти ситуации отработать. 

Летчики отмечают, что достоверность "полетов" на наших симуляторах очень высока. Уже через пару минут после "взлета" даже профессионалы перестают понимать, что сидят в кабине тренажера, а не реального вертолета или самолета.

— Как долго служат авиационные тренажеры? Есть ли возможность их модернизации?

— Назначенный ресурс комплексного тренажера на подвижном основании — 30 000 часов. Гарантийный срок службы составляет 12 месяцев, а гарантийная наработка — 2000 часов в течение гарантийного срока эксплуатации.

Все составные части наших тренажеров имеют модульную структуру. Поэтому и модернизацию изделий мы можем осуществлять по упрощенной схеме. Такая необходимость может возникнуть не только при модернизации имеющегося авиапарка, но и, например, при появлении вычислительной техники нового поколения или существенном улучшении характеристик систем визуализации. Но подобный качественный скачок мы можем ожидать не ранее чем через семь-восемь лет. Работы, связанные с модернизацией изделий, уже находящихся в эксплуатации, могут быть выполнены ЦНТУ "Динамика" по отдельному контракту.

— Разрабатываете ли вы тренажеры для новейшего истребителя Су-57 и легкого транспортного самолета Ил-112В?

— В настоящее время "Динамика" выполняет составную часть опытно-конструкторской работы, касающейся разработки комплексного тренажера самолета Ил-112В, процедурного, а также учебного компьютерного класса теоретической подготовки летного и инженерно-технического состава. Относительно Су-57 вопрос находится на стадии рассмотрения.

— Российские авиационные тренажеры экспортируются за рубеж?

— Тренажеры и учебно-тренировочные комплексы "Технодинамики" эксплуатируются в десяти странах мира. Помимо России это — Казахстан, Китай, Чехия, Египет, Мексика, Никарагуа, Перу, Алжир и Мьянма. На этом мы, конечно, останавливаться не планируем. Иностранные заказчики, эксплуатирующие российскую технику, все чаще обращаются к нам за техническими средствами обучения, поэтому в ближайшем будущем мы сможем увеличить свое присутствие на зарубежном рынке.

— Планируете ли представить тренажеры на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021?

— "Технодинамика" на МАКС-2021 впервые будет представлять свою продукцию в собственном отдельном павильоне. В экспозиции будет отражено как наше авиационное направление, в том числе и тренажеры, так и изделия входящих в контур управления "Технодинамики" холдингов "Техмаш" и "Спецхимия". Пока не буду раскрывать всех секретов. Скажу лишь, что экспозиция будет яркой.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Глеб Ирисов
ТАСС
Замглавы ОАК: наращиваем компетенции по строительству военно-транспортных самолетов
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
ЦИАМ обещает взлет
Милена Синева
ТАСС
Глава "Техмаша" Александр Кочкин: многим нашим разработкам до сих пор нет аналогов в мире
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
"Шах и мат". Конструктор Стрелец: новый истребитель превзойдет все мировые аналоги
Милена Синева
ТАСС
Генконструктор Иноземцев о двигателе ПД-14, вернувшем Россию в высшую лигу мировой авиации
Екатерина Постникова 4182 ДОГОВОР ПО ОТКРЫТОМУ НЕБУ
Известия
"Оснований для того, чтобы Россия вернулась в ДОН, нет"

РИА Новости
Сергей Чемезов: у Checkmate уникальное сочетание летных характеристик

РИА Новости
Дмитрий Шугаев: доля авиационных заказов в портфеле ФСВТС превышает 50%



Елена Березина
Российская Газета
Мантуров рассказал о новых самолетах, ситуации в автопроме и углеродном следе
Екатерина Москвич
ТАСС
Начальник ЦПК: от полетов на невесомость на МАКС из-за пандемии пришлось отказаться
Евгений Ключарев
Интерфакс
Глава Red Wings: безубыточная эксплуатация МС-21 вполне реальна

РИА Новости
Сергей Поздняков: впервые на МАКС покажем прототип нового скафандра
Вячеслав Иванов, Глеб Ирисов
ТАСС
Замглавы концерна "Алмаз-Антей": наши новые разработки — ответы на угрозы авиабезопасности

РИА Новости
Сергей Смирнов: в России идет работа над истребителем шестого поколения
Елена Карьгина, Милена Синева
ТАСС
Замглавы ОДК Ремизов: нам нужна поддержка спроса на самолеты с российскими двигателями

РИА Новости
Глеб Вареница: покажем на МАКС новую авиаракету "два в одном"
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
"Гадать в сегодняшней непредсказуемой ситуации невозможно"

МИР 24
В небо по расписанию: почему задерживаются авиарейсы?

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор авиационной техники
Татьяна Байкова, Екатерина Постникова
Известия
"Балансируем на грани гонки вооружений в космосе"

Интерфакс
Губернатор Псковской области Михаил Ведерников: "В течение полугода приступим к проектированию нового терминала аэропорта"
Наталия Дмитрак
ТАСС
"Радар ммс": электробеспилотник-вертолет и конвертоплан для Арктики появятся к 2022 году
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Научный подлет
Ирина Цырулева Елена Лихоманова
Известия
"Бесконечно повышать тарифы невозможно"
Дмитрий Дриз
КоммерсантЪ
"Космос - это не бездумное соперничество"

РИА Новости
Роман Жиц: мы создаем экосистему для частной космонавтики в России

РИА Новости
Дмитрий Рогозин: стараемся поменьше шутить, побольше двигаться вперед
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин: годы МКС по большому счету сочтены
Инна Сидоркова, Петр Канаев, Вячеслав Козлов
РБК
Сергей Чемезов - РБК: "Совсем жесткие санкции - это, по сути, война"
Сергей Домущий
Радиус
Приведет ли "белорусский казус" к блокировке европейских авиаперевозок
Ольга Божьева
Московский комсомолец
В России объяснили, можно ли обвинить Белоруссию в воздушном терроризме

Страхование сегодня
Рынок авиастрахования – жесткой посадки пока удаётся избегать
Тимофей Дзядко, при участии Артём Кореняко
РБК
"Авиакомпаниям нужно закрываться или повышать цены"
Кирилл Веприков, Александр Белов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": сейчас украсть деньги на стройке "Восточного" невозможно
Марина Найденкова
Вечерняя Москва
"Двадцать рублей за километр": когда москвичи смогут передвигаться на летающем такси
Наталия Ячменникова
Российская газета
Дорога в космос часто пролегает именно через авиацию
Евгений Гайва
Российская газета
Сила небесная
Марина Юршина
Профиль
"Отчитываемся не за деньги, а за спасенные жизни"
Милена Синева
ТАСС
Нет права на ошибку
Максим Талавринов  
Известия
"На рынке авиаперевозок на Дальнем Востоке конкуренция невозможна"
Тимофей Дзядко
РБК
Ожидаем восстановление рынка в 2022 году
Галина Дудина
КоммерсантЪ
"Напряжение давно наросло так, что дополнительно оттенков уже не замечаешь"

Интерфакс
Президент Международной ассоциации аэропортов: сейчас делить нечего, только убытки
Виталий Барсуков
Независимая газета
Новый аэропорт Краснодар – ключевой транспортный проект на Юге России

Российская газета
От Земли до Луны

Интерфакс
"Авиационный рынок в 2021 г. будет расти, работы для авиакомпаний просто море"
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Невозможно говорить о прибыльности SpaceX
Юрий Бурылин
Транспорт России
Верю в новые взлёты
Дмитрий Струговец, Иван Сураев
РИА Новости
Частные сверхзвуковые джеты взлетят в середине XXI века

ComNews
"Ростех" идет по пути трансформации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer