Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Роман Гусаров:
В России объяснили, можно ли обвинить Белоруссию в воздушном терроризме


24 мая 2021 года Ольга Божьева, Московский комсомолец


За инцидент с принудительной посадкой самолета авиакомпании Ryanair, летевшего из Афин в Вильнюс, с целью ареста белорусского оппозиционера — основателя Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича, Белоруссия уже подвергается международной обструкции. К примеру, Литва обвинила Минск в «государственном терроризме», Латвия запретила своему национальному авиаперевозчику AirBaltic летать над Белоруссией. Слышатся угрозы отлучить страну от членства в Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и объявить ряд других наказаний, включая запрет пролета над ее территорией.

Возможность подобных санкций с точки зрения международного права «МК» прокомментировал ведущий российский авиационный эксперт, главный редактор портала «Авиа.ру» Роман ГУСАРОВ: 

- Можно ли в принципе считать действия белорусских авиационных властей законными? Нет ли здесь состава «воздушного терроризма»?

- С точки зрения авиационного законодательства и международного права придраться к белорусской стороне вообще нет никакого шанса. Здесь все нормально. У белорусов был сигнал о возможном теракте. Они обязаны были его отработать в соответствии со своими обязательствами перед международным сообществом и перед ИКАО. Вот если бы был такой сигнал, но они его не отработали, тогда можно было бы предъявить им претензии. В данном случае правительство страны было просто обязано предпринять все возможные меры и использовать все инструменты для обеспечения безопасности полётов, что оно и сделало. Самолет  приземлился. Его обследовали специалисты на предмет взрывоопасных веществ. Проверили его и всех пассажиров на возможную причастность к этому инциденту. Ну, и в процессе проверки обнаружилось, что на борту находится человек который в Белоруссии  числится в розыске. Его задержали. 

- А мог ли экипаж отказаться выдать властям этого своего пассажира?

- Командир воздушного судна обеспечивает безопасность полетов и безопасность пассажиров. Но при этом он не имеет права брать на себя функцию определения виновности или невиновности пассажиров перед законом. Ведь даже когда в воздухе происходит какой-то инцидент, допустим хулиган на борту судна дебоширит, и командир принимает решение сесть в ближайшем аэропорту, то этого пассажира он передаёт авиационным властям, точнее силовым структурам этого аэропорта. И там уже на земле компетентные органы решают, что с этим человеком делать. Командир не имеет права определять его вину. 

- Теперь, после случившегося, Белоруссию грозят исключить из ИКАО. Если такое случится, то какие последствия это будет иметь для Минска?

- Опять-таки, не только с точки зрения международного права, но и принятых международных авиационных традиций, к Белоруссии никаких претензий тоже быть не может. Нет никаких законных оснований принимать какие-либо ограничения, санкции, или говорить об исключении из ИКАО. Особенно на фоне того, что подобные случаи были не раз. И даже куда более вопиющее, чем данный инцидент.

Вот сейчас многие вспоминают момент, когда искали Сноудена, то самолёт президента Боливии Эво Моралеса принудительно посадили в Австрии. Тогда  даже не было сообщений о бомбе, или теракте. Его просто принудили к посадке и обыскали. Но что-то я не помню, что после этого кто-то кого-то откуда-то исключил. 

- Но тогда это нужно было США, а теперь Белоруссии — большая разница...

- Конечно. Что сейчас произойдет однозначно сказать трудно, так как теперь все международные правила и институты активно разрушаются самими же их создателями. Теперь бывает достаточно простых обвинений без каких-либо доказательств, чтобы считать вас виновными. Затем вам предлагают: либо признайте вину, либо мы на вас наложит санкции. Я не исключаю, что все может пойти именно по такому пути и политические санкции на Белоруссию будут наложены.

- Но коснется ли это давление именно белорусской авиации? Минск — крупный пересадочный пункт. Через него многие летают в другие страны.

- Понятно, что в одностороннем порядке любая страна может перестать летать через Беларусь. К примеру, какие-то их европейских стран. Но в этом случае их авиакомпании ждут большие финансовые потери, так как над территорией Белоруссии они летают не только в Россию, но и, к примеру, в ту же юго-восточную Азию или Китай.

- Выходит, санкции они могут принять против себя самих. Но такое ведь уже было и с поставками продуктов, и с Северным потоком, когда действуют по принципу «назло маме отморожу себе уши».

- Понятное дело, что какие-то политические санкции будут. Политики могут постараться надавить в целом на международное авиационное сообщество. Но оно, к счастью, пока не настолько политизировано.  Так что здесь еще большой вопрос. Ведь даже по вопросу с Крымом, который до сих пор в мире считается спорной территорией, ИКАО сделала заявление о том, что она не занимаемся проведением границ и определением юрисдикции территорий. Там сказали: мы отвечаем только за безопасность полетов, и я надеюсь, что позиция ИКАО в данном случае будет точно такой же.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Ольга Божьева
MK.ru
"Покупает самолетик и летает себе над тайгой без пилотского удостоверения"

РИА Новости
Николай Тестоедов: готовы собирать спутники системы "Сфера" за три дня

Интерфакс
Губернатор Магаданской области Сергей Носов: "Стоит задача восстановить сеть маршрутов малой авиации в регионе"
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Федор Юрчихин: в Хьюстоне после терактов царила несвойственная тишина

РИА "СНГС"
Мне бы в небо
Наталья Дмитрак
ТАСС
"Радар ммс": система "Касатка" — искусственный интеллект для военной авиации России

РИА Новости
Денис Мантуров: самолет SuperJet в стиле Aurus – не за горами

РИА Новости
Михаил Гордин: мы первыми испытали в полете сверхпроводящий электромотор




РИА Новости
Владимир Соловьев: новую станцию можем начать строить с 2027 года

РИА Новости
Владимир Соловьев: полет модуля "Наука" сопровождался трудностями
Лидия Мисник
Газета.ru
"Война будущего начнется в космосе". Большое интервью Дмитрия Рогозина
Глеб Ирисов
ТАСС
Гендиректор "Навигатора": можем сделать невидимыми на "Флайтрадаре" военные самолеты
Екатерина Москвич
ТАСС
Рогозин: первые прототипы спутников для программы "Сфера" будут созданы к концу 2022 года
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Денис Мантуров: началась сборка опытных образцов нового стратегического бомбардировщика ПАК ДА
Сергей Бабкин
ТАСС
Глава НПО машиностроения: разрабатываем космический мини-аппарат с локатором на базе АФАР
Николай Новичков
ТАСС
От беспилотников к цивилизации роботов. Генконструктор "Кронштадта" о будущем БЛА в России

РИА Новости
Сергей Богатиков: рой ударных беспилотников планируется базировать на Ил-76
Тимофей Дзядко, Артём Кореняко
РБК
"Государство не должно ничего компенсировать"

Общественное телевидение России
Тариф семейный
Глеб Ирисов
ТАСС
Замглавы ОАК: наращиваем компетенции по строительству военно-транспортных самолетов
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
ЦИАМ обещает взлет
Милена Синева
ТАСС
Глава "Техмаша" Александр Кочкин: многим нашим разработкам до сих пор нет аналогов в мире
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
"Шах и мат". Конструктор Стрелец: новый истребитель превзойдет все мировые аналоги
Милена Синева
ТАСС
Генконструктор Иноземцев о двигателе ПД-14, вернувшем Россию в высшую лигу мировой авиации
Екатерина Постникова 4182 ДОГОВОР ПО ОТКРЫТОМУ НЕБУ
Известия
"Оснований для того, чтобы Россия вернулась в ДОН, нет"

РИА Новости
Сергей Чемезов: у Checkmate уникальное сочетание летных характеристик

РИА Новости
Дмитрий Шугаев: доля авиационных заказов в портфеле ФСВТС превышает 50%
Елена Березина
Российская Газета
Мантуров рассказал о новых самолетах, ситуации в автопроме и углеродном следе
Екатерина Москвич
ТАСС
Начальник ЦПК: от полетов на невесомость на МАКС из-за пандемии пришлось отказаться
Евгений Ключарев
Интерфакс
Глава Red Wings: безубыточная эксплуатация МС-21 вполне реальна

РИА Новости
Сергей Поздняков: впервые на МАКС покажем прототип нового скафандра
Вячеслав Иванов, Глеб Ирисов
ТАСС
Замглавы концерна "Алмаз-Антей": наши новые разработки — ответы на угрозы авиабезопасности

РИА Новости
Сергей Смирнов: в России идет работа над истребителем шестого поколения
Елена Карьгина, Милена Синева
ТАСС
Замглавы ОДК Ремизов: нам нужна поддержка спроса на самолеты с российскими двигателями

РИА Новости
Глеб Вареница: покажем на МАКС новую авиаракету "два в одном"
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
"Гадать в сегодняшней непредсказуемой ситуации невозможно"

МИР 24
В небо по расписанию: почему задерживаются авиарейсы?

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор авиационной техники
Татьяна Байкова, Екатерина Постникова
Известия
"Балансируем на грани гонки вооружений в космосе"

Интерфакс
Губернатор Псковской области Михаил Ведерников: "В течение полугода приступим к проектированию нового терминала аэропорта"
Наталия Дмитрак
ТАСС
"Радар ммс": электробеспилотник-вертолет и конвертоплан для Арктики появятся к 2022 году
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Научный подлет
Ирина Цырулева Елена Лихоманова
Известия
"Бесконечно повышать тарифы невозможно"
Дмитрий Дриз
КоммерсантЪ
"Космос - это не бездумное соперничество"

РИА Новости
Роман Жиц: мы создаем экосистему для частной космонавтики в России

РИА Новости
Дмитрий Рогозин: стараемся поменьше шутить, побольше двигаться вперед
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин: годы МКС по большому счету сочтены
Инна Сидоркова, Петр Канаев, Вячеслав Козлов
РБК
Сергей Чемезов - РБК: "Совсем жесткие санкции - это, по сути, война"
Сергей Домущий
Радиус
Приведет ли "белорусский казус" к блокировке европейских авиаперевозок
Ольга Божьева
Московский комсомолец
В России объяснили, можно ли обвинить Белоруссию в воздушном терроризме

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer