← Назад

Главная Обзоры СМИ Интервью

Роман Гусаров:
В России объяснили, можно ли обвинить Белоруссию в воздушном терроризме


24 мая 2021 года Ольга Божьева, Московский комсомолец


За инцидент с принудительной посадкой самолета авиакомпании Ryanair, летевшего из Афин в Вильнюс, с целью ареста белорусского оппозиционера — основателя Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича, Белоруссия уже подвергается международной обструкции. К примеру, Литва обвинила Минск в «государственном терроризме», Латвия запретила своему национальному авиаперевозчику AirBaltic летать над Белоруссией. Слышатся угрозы отлучить страну от членства в Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и объявить ряд других наказаний, включая запрет пролета над ее территорией.

Возможность подобных санкций с точки зрения международного права «МК» прокомментировал ведущий российский авиационный эксперт, главный редактор портала «Авиа.ру» Роман ГУСАРОВ: 

- Можно ли в принципе считать действия белорусских авиационных властей законными? Нет ли здесь состава «воздушного терроризма»?

- С точки зрения авиационного законодательства и международного права придраться к белорусской стороне вообще нет никакого шанса. Здесь все нормально. У белорусов был сигнал о возможном теракте. Они обязаны были его отработать в соответствии со своими обязательствами перед международным сообществом и перед ИКАО. Вот если бы был такой сигнал, но они его не отработали, тогда можно было бы предъявить им претензии. В данном случае правительство страны было просто обязано предпринять все возможные меры и использовать все инструменты для обеспечения безопасности полётов, что оно и сделало. Самолет  приземлился. Его обследовали специалисты на предмет взрывоопасных веществ. Проверили его и всех пассажиров на возможную причастность к этому инциденту. Ну, и в процессе проверки обнаружилось, что на борту находится человек который в Белоруссии  числится в розыске. Его задержали. 

- А мог ли экипаж отказаться выдать властям этого своего пассажира?

- Командир воздушного судна обеспечивает безопасность полетов и безопасность пассажиров. Но при этом он не имеет права брать на себя функцию определения виновности или невиновности пассажиров перед законом. Ведь даже когда в воздухе происходит какой-то инцидент, допустим хулиган на борту судна дебоширит, и командир принимает решение сесть в ближайшем аэропорту, то этого пассажира он передаёт авиационным властям, точнее силовым структурам этого аэропорта. И там уже на земле компетентные органы решают, что с этим человеком делать. Командир не имеет права определять его вину. 

- Теперь, после случившегося, Белоруссию грозят исключить из ИКАО. Если такое случится, то какие последствия это будет иметь для Минска?

- Опять-таки, не только с точки зрения международного права, но и принятых международных авиационных традиций, к Белоруссии никаких претензий тоже быть не может. Нет никаких законных оснований принимать какие-либо ограничения, санкции, или говорить об исключении из ИКАО. Особенно на фоне того, что подобные случаи были не раз. И даже куда более вопиющее, чем данный инцидент.

Вот сейчас многие вспоминают момент, когда искали Сноудена, то самолёт президента Боливии Эво Моралеса принудительно посадили в Австрии. Тогда  даже не было сообщений о бомбе, или теракте. Его просто принудили к посадке и обыскали. Но что-то я не помню, что после этого кто-то кого-то откуда-то исключил. 

- Но тогда это нужно было США, а теперь Белоруссии — большая разница...

- Конечно. Что сейчас произойдет однозначно сказать трудно, так как теперь все международные правила и институты активно разрушаются самими же их создателями. Теперь бывает достаточно простых обвинений без каких-либо доказательств, чтобы считать вас виновными. Затем вам предлагают: либо признайте вину, либо мы на вас наложит санкции. Я не исключаю, что все может пойти именно по такому пути и политические санкции на Белоруссию будут наложены.

- Но коснется ли это давление именно белорусской авиации? Минск — крупный пересадочный пункт. Через него многие летают в другие страны.

- Понятно, что в одностороннем порядке любая страна может перестать летать через Беларусь. К примеру, какие-то их европейских стран. Но в этом случае их авиакомпании ждут большие финансовые потери, так как над территорией Белоруссии они летают не только в Россию, но и, к примеру, в ту же юго-восточную Азию или Китай.

- Выходит, санкции они могут принять против себя самих. Но такое ведь уже было и с поставками продуктов, и с Северным потоком, когда действуют по принципу «назло маме отморожу себе уши».

- Понятное дело, что какие-то политические санкции будут. Политики могут постараться надавить в целом на международное авиационное сообщество. Но оно, к счастью, пока не настолько политизировано.  Так что здесь еще большой вопрос. Ведь даже по вопросу с Крымом, который до сих пор в мире считается спорной территорией, ИКАО сделала заявление о том, что она не занимаемся проведением границ и определением юрисдикции территорий. Там сказали: мы отвечаем только за безопасность полетов, и я надеюсь, что позиция ИКАО в данном случае будет точно такой же.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/2/2021/5/24/32072/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.