Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Дмитрий Рогозин:
"Космос - это не бездумное соперничество"


4 июня 2021 года Дмитрий Дриз, КоммерсантЪ


Каких прорывов и новых достижений ждать от космической отрасли в ближайшем будущем? Существует ли дефицит кадров в этой сфере? И помогает ли соперничество с Америкой в достижении целей? Эти вопросы Дмитрий Дризе обсудил с генеральным директором госкорпорации «Роскосмос» Дмитрием Рогозиным в студии “Ъ FM” на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).

Каких прорывов и новых достижений ждать от космической отрасли в ближайшем будущем? Существует ли дефицит кадров в этой сфере? И помогает ли соперничество с Америкой в достижении целей? Эти вопросы Дмитрий Дризе обсудил с генеральным директором госкорпорации «Роскосмос» Дмитрием Рогозиным в студии “Ъ FM” на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).

— Как изменилось восприятие наших достижений в космосе?

— Все зависит от того, насколько общество само по себе зрелое для того, чтобы воспринимать действительную важную информацию, которая идет от российской ракетно-космической промышленности. Международная космическая деятельность открыта и является элементом полемики. Конечно, мы сталкиваемся с каким-то проблемами, но это все-таки некая внешняя обертка, а внутри это серьезнейшая работа. «Роскосмос» — огромная корпорация, где работает 180 тыс. человек. Слава богу, пошло большое количество молодежи, которая участвовала в разработке проектов «Луна-25», «Луна-26», «Луна-27», «ЭкзоМарс». Мы уже совершили 59 безаварийных пусков.

Сейчас сформировалась новая команда, идет переход на новую ракетно-космическую технику.

С 2023 года мы начинаем запускать ракетоносители, в том числе «Союз-5» полутяжелого класса, полетит новый пилотируемый корабль. Кроме того, мы собираемся разворачивать новую орбитальную станцию.

— А сколько зарплата у молодого специалиста?

— За 100 тыс. руб. получают, естественно, хорошие специалисты, зарплаты варьируются в диапазоне 150-300 тыс. Если бы мы не ценили своих сотрудников, они бы давно уехали в Америку. Если это серьезный разработчик, мы сделаем все, чтобы его удержать. Наши предприятия очень успешны. Например, ракетно-космический центр «Прогресс», который делает «Союз-2», другие космические аппараты. Он прибыльный, да, сейчас, конечно, компания сокращает персонал, чтобы избавиться от тех людей, кто не связан с профильной работой. Когда-то в советское время там было 27 тыс. человек, сейчас 17 тыс., но ракеты летают, коммерческие заказы идут.

OneWeb подписал с ними контракт на пуск 21 ракеты — это примерно миллиард евро, собственно говоря, это только один такого рода контракт, есть и другие. Естественно, работает не только само предприятие, но и Самарский аэрокосмический университет, где мы создаем уникальный технопарк, также стоит обратить внимание на НПО «Энергомаш» в Химках. Ребята туда идут с удовольствием, там стоит очередь. То есть предприятия не просто окупаемы, а зарабатывают и являются донорами для всей остальной отрасли.

— С какими проблемами «Рокосмос» сталкивается на данный момент?

— У нас есть и отстающие предприятия — Центр Хруничева. Когда я пришел в 2018 году, объем долгов составлял 127 млрд руб., и перспектив было ноль, по сути дела, неминуемое банкротство. Мы с новой командой, которую я пригласил в «Роскосмос», искали варианты решения этой проблемы, очищения от этого огромного груза долгов. В итоге на данный момент их объем сократился до 28 млрд.

Вы найдите еще одно предприятие в России, которое за три года смогло сбросить с себя 99 млрд долгов. Это на самом деле заслуга, которая требует колоссального уважения в обществе.

В 2024 году по завершении летных испытаний «Ангары» Центр Хруничева переходит к ее серийному производству, и мы выходим не только в ноль, но и в плюс, то есть это уже будет успешное предприятие. Более того, еще введен Национальный космический центр. До нас завод с этой земли хотели выкинуть, перевести всех, включая инженеров и конструкторов в Омск и получить за это 25 млрд.

Однако сейчас мы договорились и вместе с мэрией Москвы создаем технопарк на 140 га, где разместим производства, связанные с «Роскосмосом». На 50 га остаются завод, он никуда не уезжает, КБ «Салют». Кроме того, сейчас там строится инженерный центр, будет создано 250 тыс. кв. м современных рабочих мест для 20 тыс. наших инженеров, в том числе для 8 тыс. работников центра Хруничева. «Роскосмос» — это команда высочайших профессионалов, которая собрана по разным дисциплинам: экономисты, финансисты, инженеры, конструкторы, которые делают сегодня невозможное. Несколько лет тому назад шла тенденция на затухание ракетно-космической отрасли, сейчас же мы начали летать, американцы относятся к нам с уважением. Нас ждет встреча с главой NASA Биллом Нельсоном, где мы обсудим вопросы будущего МКС и нашего сотрудничества с американцами. То есть мы на самом деле сегодня испытываем возросшее уважение наших коллег.

— Насколько плодотворно сотрудничество с США в связи с возросшей напряженностью между странами Москвой и Вашингтоном? И можем ли мы посоперничать с этой страной?

— Мы продолжаем сотрудничество по техническим контактам, другим проектам. Да, космос — это соперничество, но только не бездумное. Когда говорят: немедленно все бросаем, закрываем программы и срочно летим на Луну, деньги бросаем только на это, а после люди думают, что делать дальше, — это выглядит, по меньшей мере, глупо. Такими вещами заниматься нельзя. Если мы начинаем осваивать какую-то планету или ту же самую Луну, то нужно иметь план, понимать, что делать, как разворачивать исследования. Хватит уже махать флагами. Это несерьезно, особенно в нашей ситуации, когда у нас бюджет в 13 раз меньше. Мы деньги направим на то, что реально принесет пользу стране, а не на участие в соревнованиях по прыжкам в мешках в сторону Луны.

"Роскосмос" не будет подыгрывать этим глупым настроениям в обществе, лучше сберечь народные деньги, чтобы сделать то, что полезно для страны.

— Каким сегментам госкорпорация уделяет основное внимание?

— Есть три направления работы «Роскосмоса». Первое — военное. Мы, конечно, об этом не говорим, но откуда берутся стратегические ядерные силы, твердотопливные ракеты? Сейчас «Роскосмос» провел испытания наземного морского базирования и работает над ракетой «Сармат» — это основа нашего ядерного потенциала, важнейшее направление, которое мы развиваем.

Второе направление — социально-экономический космос — это ГЛОНАСС. Такой чип зашит в каждый смартфон, то есть используется не только GPS. Во всех Samsung, iPhone есть и то, и другое. Несколько миллиардов смартфонов работают на нашей навигационной системе. Что касается цветного цифрового телевидения, как думаете, кто создал орбитальную группировку? Это наши аппараты летают. Космическая связь, система наблюдения, геолокация и многое другое — это все современный космос и наша госкорпорация. И третье направление — это фундаментальные космические исследования. Мы впервые за 45 лет нарушаем тишину и начинаем лунные исследования, готовим сложнейшую миссию «Луна-25». Мы делаем все, чтобы подстраховаться по всем элементам этой тяжелой операции, потому что коллектив молодой.

— Какие международные проекты планируются в будущем?

— В следующем году мы проведем совместную с Европой миссию на Марс — «ЭкзоМарс». Наш десантный модуль должен сесть на поверхность планеты и выкатить европейский марсоход. Это тоже сложнейшая тема. Уже работает космическая обсерватория на расстоянии 1,5 млн км от Земли «Спектр-РГ», которая дает всю карту звездного неба и уже заработала несколько Нобелевских премий. Это тоже одно из наших достижений. Также мы готовим новые миссии, в том числе по Венере — эту тему с американцами мы тоже будем обсуждать, так что работы много.




комментарии (0):










Материалы рубрики

Татьяна Байкова, Екатерина Постникова
Известия
"Балансируем на грани гонки вооружений в космосе"

Интерфакс
Губернатор Псковской области Михаил Ведерников: "В течение полугода приступим к проектированию нового терминала аэропорта"
Наталия Дмитрак
ТАСС
"Радар ммс": электробеспилотник-вертолет и конвертоплан для Арктики появятся к 2022 году
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Научный подлет
Ирина Цырулева Елена Лихоманова
Известия
"Бесконечно повышать тарифы невозможно"
Дмитрий Дриз
КоммерсантЪ
"Космос - это не бездумное соперничество"

РИА Новости
Роман Жиц: мы создаем экосистему для частной космонавтики в России

РИА Новости
Дмитрий Рогозин: стараемся поменьше шутить, побольше двигаться вперед



Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин: годы МКС по большому счету сочтены
Инна Сидоркова, Петр Канаев, Вячеслав Козлов
РБК
Сергей Чемезов - РБК: "Совсем жесткие санкции - это, по сути, война"
Сергей Домущий
Радиус
Приведет ли "белорусский казус" к блокировке европейских авиаперевозок
Ольга Божьева
Московский комсомолец
В России объяснили, можно ли обвинить Белоруссию в воздушном терроризме

Страхование сегодня
Рынок авиастрахования – жесткой посадки пока удаётся избегать
Тимофей Дзядко, при участии Артём Кореняко
РБК
"Авиакомпаниям нужно закрываться или повышать цены"
Кирилл Веприков, Александр Белов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": сейчас украсть деньги на стройке "Восточного" невозможно
Марина Найденкова
Вечерняя Москва
"Двадцать рублей за километр": когда москвичи смогут передвигаться на летающем такси
Наталия Ячменникова
Российская газета
Дорога в космос часто пролегает именно через авиацию
Евгений Гайва
Российская газета
Сила небесная
Марина Юршина
Профиль
"Отчитываемся не за деньги, а за спасенные жизни"
Милена Синева
ТАСС
Нет права на ошибку
Максим Талавринов  
Известия
"На рынке авиаперевозок на Дальнем Востоке конкуренция невозможна"
Тимофей Дзядко
РБК
Ожидаем восстановление рынка в 2022 году
Галина Дудина
КоммерсантЪ
"Напряжение давно наросло так, что дополнительно оттенков уже не замечаешь"

Интерфакс
Президент Международной ассоциации аэропортов: сейчас делить нечего, только убытки
Виталий Барсуков
Независимая газета
Новый аэропорт Краснодар – ключевой транспортный проект на Юге России

Российская газета
От Земли до Луны

Интерфакс
"Авиационный рынок в 2021 г. будет расти, работы для авиакомпаний просто море"
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Невозможно говорить о прибыльности SpaceX
Юрий Бурылин
Транспорт России
Верю в новые взлёты
Дмитрий Струговец, Иван Сураев
РИА Новости
Частные сверхзвуковые джеты взлетят в середине XXI века

ComNews
"Ростех" идет по пути трансформации
Милена Синева
ТАСС
Цена брака в оборонной сфере очень высока

Интерфакс
Су-57 - это умный самолет с умным оружием

Интерфакс
Наши инвестпроекты могут позволить корпорации к 2023-2024 годам увеличить EBITDA в 2-3 раза

Интерфакс
Главной задачей на 2021 год становится сохранение коллектива
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Эксперт оценил инициативу не пускать в самолет пассажиров без прививки
Наталия Ячменникова
Российская газета
Летать быстрее звука
Светлана Бурмистрова, Тимофей Дзядко, Максим Талавринов
РБК
Мы продолжим поставлять детали Boeing
Дмитрий Струговец
РИА Новости
"Морской старт" могут установить возле острова Русский
Александр Пинчук
Красная звезда
Уровень подготовки лётного и инженерно-технического состава армейской авиации неуклонно растёт
Ксения Ульянова
Агентство городских новостей "Москва"
Число попыток контрабанды на Внуковской таможне с начала года из-за пандемии снизилось на треть
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
На чем летать малой авиации?
Светлана Рябова
БизнесЦензор
Я вообще мало думаю о Коломойском. Он мне не звонит и никак не участвует в моей жизни
Андрей Ванденко
ТАСС
Дмитрий Рогозин: мой горизонт планирования бесконечен

Известия
Эксперт оценил риски российских компаний из-за пандемии коронавируса
Екатерина Москвич
ТАСС
Сергей Карутин: новый сегмент ГЛОНАСС повысит точность навигации в Восточном полушарии

РИА Новости
Первая опытная "Минога" поднимется в воздух в 2025 году
Ирина Цырулева
Известия
"Выйдем в ноль либо в несущественный минус"
Игорь Елков
Российская газета
Фантастам такое в голову не приходит
Екатерина Москвич
ТАСС
Николай Тестоедов: ИСС им. Решетнева полностью обеспечено заказами на 2020 год

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer