Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Михаил Стрелец:
"Шах и мат". Конструктор Стрелец: новый истребитель превзойдет все мировые аналоги


20 июля 2021 года Милена Синева, Роман Азанов, ТАСС


В первый день работы авиасалона МАКС-2021 Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в состав госкорпорации "Ростех") провела презентацию  нового легкого тактического самолета (ЛТС). Однодвигательный истребитель получил название Checkmate (в переводе с англ. — "Шах и мат"). Согласно озвученной информации, новейший боевой самолет включает в себя все самые передовые разработки, включая открытую архитектуру построения в интересах заказчика и уникальные технологии искусственного интеллекта.  Первый заместитель управляющего директора — директора ОКБ Сухого, главный конструктор ЛТС Михаил Стрелец в эксклюзивном интервью ТАСС на полях авиасалона в Жуковском рассказал о преимуществах новейшего российского истребителя перед зарубежными аналогами, роли  искусственного интеллекта в работе самолета, а также о том, когда Checkmate совершит свой первый полет.

В первый день работы авиасалона МАКС-2021 Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в состав госкорпорации "Ростех") провела презентацию  нового легкого тактического самолета (ЛТС). Однодвигательный истребитель получил название Checkmate (в переводе с англ. — "Шах и мат"). Согласно озвученной информации, новейший боевой самолет включает в себя все самые передовые разработки, включая открытую архитектуру построения в интересах заказчика и уникальные технологии искусственного интеллекта. 

Первый заместитель управляющего директора — директора ОКБ Сухого, главный конструктор ЛТС Михаил Стрелец в эксклюзивном интервью ТАСС на полях авиасалона в Жуковском рассказал о преимуществах новейшего российского истребителя перед зарубежными аналогами, роли  искусственного интеллекта в работе самолета, а также о том, когда Checkmate совершит свой первый полет.

— Михаил Юрьевич, в чем основные особенности ЛТС Checkmate?

— ЛТС Checkmate — новый легкий тактический истребитель, разрабатываемый нами в инициативном порядке. Главные особенности проекта — уникальное сочетание летно-технических характеристик, боевых возможностей, малой заметности и стоимости летного часа. Самолет представляет собой универсальную адаптивную платформу с открытой архитектурой. Он может быть изготовлен в нескольких вариантах комплектации в соответствии с пожеланиями заказчика.

ЛТС Checkmate обладает уникальными для своего класса характеристиками. Например, у него самая большая для "легких" самолетов дальность полета и длительность барражирования при поиске цели или ожидании целеуказания, самая высокая грузоподъемность, а также лучшие характеристики бортового оборудования. Сегодня на рынок авиационной техники мы сможем предложить практически любую современную систему бортового оборудования
Новый самолет оснащен эргономичной кабиной, снабженной совершенным радиоэлектронным оборудованием с элементами искусственного интеллекта. Это позволяет значительно снизить нагрузку на пилота и сосредоточиться на уничтожении наземных и воздушных целей.

Кроме того, у ЛТС Checkmate самая низкая стоимость на рынке относительно самолетов близкого функционала. По своим техническим характеристикам он должен превзойти все существующие аналоги.

— Новый самолет — это модернизация или проект с нуля?

— ЛТС Checkmate спроектирован с использованием научно-технического задела, полученного при создании боевой машины пятого поколения Су-57, и с широким применением суперкомпьютерных технологий. Фактически он является первым российским самолетом, который был полностью просчитан цифровыми методами. Это существенно сократило срок разработки и технические риски в ходе испытаний.

Одновременно в машину заложены проверенные технические решения и предусмотрен высокий потенциал для модернизации. В совокупности с существующими нашими самолетами это позволит быстро создать гибкую боевую авиационную систему будущего и наиболее рационально, адаптивно отвечать на возникающие угрозы.

— Когда состоится первый полет нового самолета?

— Авиационный комплекс спроектирован, его характеристики подтверждены полным спектром виртуальных испытаний, в скором времени будут проведены прочностные статические испытания. Первый полет ЛТС Checkmate запланирован на 2023 год.

— Расскажите о послепродажном обслуживании этой машины. 

— Надежность, удобство и простота обслуживания — одни из важнейших качеств современных авиационных комплексов. Самолет сконструирован таким образом, чтобы максимально упростить доступ персонала к системам без специального аэродромного оборудования. Истребитель оснащен встроенной вспомогательной силовой установкой.

Также благодаря искусственному интеллекту кабины предполетный контроль больше не требует присутствия человека. Эти решения позволят подготовить боевую машину к старту в короткий срок даже при отсутствии специальных средств, что, в свою очередь, скажется на боевой живучести всего парка.

ЛТС Checkmate — это действительно легкий в обслуживании самолет. Для истребителя создана новая автоматизированная система логистической поддержки Matreshka. С помощью новейших методов предиктивной аналитики система позволит отслеживать техническое состояние самолета в режиме реального времени на протяжении всего жизненного цикла. Это даст возможность спланировать профилактические и ремонтные работы, значительно снизить стоимость и повысить эффективность послепродажного обслуживания.

— Расскажите подробнее о системе интеллектуальной поддержки летчика.

— Мы следим за современными тенденциями, и уже сегодня в кабину заложена интеллектуальная поддержка экипажа, которая формирует подсказки летчику для наиболее эффективных действий в воздушном бою, в том числе в сложных ситуациях.

ЛТС Checkmate оборудован искусственным интеллектом, выполняющим роль "второго пилота". Он будет самостоятельно проводить диагностику всех систем самолета и помогать летчику в стремительно меняющейся боевой обстановке. Командир концентрируется на выдаче указаний, все операции машина выполняет автоматически
Кроме того, кабина истребителя оснащена уникальными панорамными сенсорными экранами, которые отражают состояние всех систем, а также предоставляют исчерпывающую информацию о маршруте, целях и угрозах.

—  Чем уникален комплекс бортового оборудования (КБО) самолета?

— КБО пятого поколения, установленное на ЛТС Checkmate, — отдельная гордость разработчиков, это современная платформа с заделом на будущее. В его состав входят широкодиапазонные системы всеракурсного обзора, которые мгновенно предупредят летчика об угрозах.

Комплекс позволяет обмениваться информацией с другими боевыми единицами. КБО обладает высокими характеристиками помехозащищенности. Самолет оборудован интегрированным комплексом радиоэлектронного противодействия и обороны, который не позволит противнику обнаружить себя и применить вооружение.

—Какие грузы способен нести ЛТС Checkmate?

— У ЛТС Checkmate самый вместительный среди самолетов своего класса внутренний отсек вооружения, что позволяет применять широкий спектр авиационных средств поражения (АСП) в малозаметной конфигурации истребителя. Помимо классических ракет и бомб, в отсеках возможна установка дополнительных топливных баков, подвесных пушечных контейнеров, а также других грузов различного назначения. Благодаря вместительным отсекам и наличию внешних точек подвески на самолете реализуется рекордная для данного класса грузоподъемность — 7400 кг.

 — Чем обеспечивается низкая в сравнении с другими самолетами стоимость летного часа?

— Низкая стоимость летного часа становится возможной благодаря совершенной аэродинамике, современному двигателю и бортовому оборудованию, а также минимизации затрат на обслуживание самолета. В сравнении с основным конкурентом — F-35 — ЛТС Checkmate получит в семь раз меньшую стоимость летного часа.

— Сколько целей одновременно может сопровождать и атаковать ЛТС Checkmate?​​​​​​​

— Бортовое оборудование самолета со встроенным радаром с АФАР (активная фазированная антенная решетка) способно атаковать шесть и отслеживать до 30 воздушных целей. Если говорить о наземных и морских, то ЛТС может сопровождать две цели одновременно.

— Можно ли установить на борт ЛТС Checkmate импортное оборудование?

— Самолет создан с открытой архитектурой, поэтому при желании заказчика на ЛТС Checkmate можно установить современное бортовое оборудование иностранного производства. Адаптивность авиационной платформы позволяет сконфигурировать истребитель таким образом, чтобы он полностью отвечал стоящим перед заказчиком задачам.

— В каких вариантах может быть создан самолет?

— В соответствии с пожеланиями заказчика новый истребитель может быть в двухместном, опционально-пилотируемом и беспилотном исполнении. ЛТС Checkmate был заложен как платформа с модульным модификационным потенциалом. Это реализуется за счет замены головной части фюзеляжа и адаптации систем на заводе-изготовителе. 

— Планируется ли совместное применение ЛТС Checkmate с беспилотными летательными аппаратами?

— Как пилотируемые версии ЛТС Checkmate, так и его беспилотные модификации способны действовать в сетецентрической боевой системе, то есть работать в составе группы пилотируемых и беспилотных самолетов. Мы планируем проводить такие испытания.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Ольга Божьева
MK.ru
"Покупает самолетик и летает себе над тайгой без пилотского удостоверения"

РИА Новости
Николай Тестоедов: готовы собирать спутники системы "Сфера" за три дня

Интерфакс
Губернатор Магаданской области Сергей Носов: "Стоит задача восстановить сеть маршрутов малой авиации в регионе"
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Федор Юрчихин: в Хьюстоне после терактов царила несвойственная тишина

РИА "СНГС"
Мне бы в небо
Наталья Дмитрак
ТАСС
"Радар ммс": система "Касатка" — искусственный интеллект для военной авиации России

РИА Новости
Денис Мантуров: самолет SuperJet в стиле Aurus – не за горами

РИА Новости
Михаил Гордин: мы первыми испытали в полете сверхпроводящий электромотор




РИА Новости
Владимир Соловьев: новую станцию можем начать строить с 2027 года

РИА Новости
Владимир Соловьев: полет модуля "Наука" сопровождался трудностями
Лидия Мисник
Газета.ru
"Война будущего начнется в космосе". Большое интервью Дмитрия Рогозина
Глеб Ирисов
ТАСС
Гендиректор "Навигатора": можем сделать невидимыми на "Флайтрадаре" военные самолеты
Екатерина Москвич
ТАСС
Рогозин: первые прототипы спутников для программы "Сфера" будут созданы к концу 2022 года
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Денис Мантуров: началась сборка опытных образцов нового стратегического бомбардировщика ПАК ДА
Сергей Бабкин
ТАСС
Глава НПО машиностроения: разрабатываем космический мини-аппарат с локатором на базе АФАР
Николай Новичков
ТАСС
От беспилотников к цивилизации роботов. Генконструктор "Кронштадта" о будущем БЛА в России

РИА Новости
Сергей Богатиков: рой ударных беспилотников планируется базировать на Ил-76
Тимофей Дзядко, Артём Кореняко
РБК
"Государство не должно ничего компенсировать"

Общественное телевидение России
Тариф семейный
Глеб Ирисов
ТАСС
Замглавы ОАК: наращиваем компетенции по строительству военно-транспортных самолетов
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
ЦИАМ обещает взлет
Милена Синева
ТАСС
Глава "Техмаша" Александр Кочкин: многим нашим разработкам до сих пор нет аналогов в мире
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
"Шах и мат". Конструктор Стрелец: новый истребитель превзойдет все мировые аналоги
Милена Синева
ТАСС
Генконструктор Иноземцев о двигателе ПД-14, вернувшем Россию в высшую лигу мировой авиации
Екатерина Постникова 4182 ДОГОВОР ПО ОТКРЫТОМУ НЕБУ
Известия
"Оснований для того, чтобы Россия вернулась в ДОН, нет"

РИА Новости
Сергей Чемезов: у Checkmate уникальное сочетание летных характеристик

РИА Новости
Дмитрий Шугаев: доля авиационных заказов в портфеле ФСВТС превышает 50%
Елена Березина
Российская Газета
Мантуров рассказал о новых самолетах, ситуации в автопроме и углеродном следе
Екатерина Москвич
ТАСС
Начальник ЦПК: от полетов на невесомость на МАКС из-за пандемии пришлось отказаться
Евгений Ключарев
Интерфакс
Глава Red Wings: безубыточная эксплуатация МС-21 вполне реальна

РИА Новости
Сергей Поздняков: впервые на МАКС покажем прототип нового скафандра
Вячеслав Иванов, Глеб Ирисов
ТАСС
Замглавы концерна "Алмаз-Антей": наши новые разработки — ответы на угрозы авиабезопасности

РИА Новости
Сергей Смирнов: в России идет работа над истребителем шестого поколения
Елена Карьгина, Милена Синева
ТАСС
Замглавы ОДК Ремизов: нам нужна поддержка спроса на самолеты с российскими двигателями

РИА Новости
Глеб Вареница: покажем на МАКС новую авиаракету "два в одном"
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
"Гадать в сегодняшней непредсказуемой ситуации невозможно"

МИР 24
В небо по расписанию: почему задерживаются авиарейсы?

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор авиационной техники
Татьяна Байкова, Екатерина Постникова
Известия
"Балансируем на грани гонки вооружений в космосе"

Интерфакс
Губернатор Псковской области Михаил Ведерников: "В течение полугода приступим к проектированию нового терминала аэропорта"
Наталия Дмитрак
ТАСС
"Радар ммс": электробеспилотник-вертолет и конвертоплан для Арктики появятся к 2022 году
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Научный подлет
Ирина Цырулева Елена Лихоманова
Известия
"Бесконечно повышать тарифы невозможно"
Дмитрий Дриз
КоммерсантЪ
"Космос - это не бездумное соперничество"

РИА Новости
Роман Жиц: мы создаем экосистему для частной космонавтики в России

РИА Новости
Дмитрий Рогозин: стараемся поменьше шутить, побольше двигаться вперед
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин: годы МКС по большому счету сочтены
Инна Сидоркова, Петр Канаев, Вячеслав Козлов
РБК
Сергей Чемезов - РБК: "Совсем жесткие санкции - это, по сути, война"
Сергей Домущий
Радиус
Приведет ли "белорусский казус" к блокировке европейских авиаперевозок
Ольга Божьева
Московский комсомолец
В России объяснили, можно ли обвинить Белоруссию в воздушном терроризме

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer