Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Леонов:
Глава НПО машиностроения: разрабатываем космический мини-аппарат с локатором на базе АФАР


23 августа 2021 года Сергей Бабкин, ТАСС


Создатель новейшего стратегического ракетного комплекса "Авангард" и гиперзвуковой крылатой ракеты "Циркон" — АО "ВПК "НПО машиностроения" (входит в корпорацию "Тактическое ракетное вооружение") — в настоящее время ведет техническое сопровождение межконтинентальных баллистических ракет УР-100Н УТТХ, занимается производством берегового комплекса "Бастион" и разрабатывает новый космический аппарат "Кондор-ФКА-М". О том, как продвигаются эти и другие работы, в интервью ТАСС на полях Международного военно-технического форума "Армия-2021" рассказал гендиректор — генеральный конструктор НПО машиностроения, Герой Труда России Александр Леонов.

Создатель новейшего стратегического ракетного комплекса "Авангард" и гиперзвуковой крылатой ракеты "Циркон" — АО "ВПК "НПО машиностроения" (входит в корпорацию "Тактическое ракетное вооружение") — в настоящее время ведет техническое сопровождение межконтинентальных баллистических ракет УР-100Н УТТХ, занимается производством берегового комплекса "Бастион" и разрабатывает новый космический аппарат "Кондор-ФКА-М". О том, как продвигаются эти и другие работы, в интервью ТАСС на полях Международного военно-технического форума "Армия-2021" рассказал гендиректор — генеральный конструктор НПО машиностроения, Герой Труда России Александр Леонов.

— Александр Георгиевич, что нового покажет ваше предприятие на форуме "Армия-2021"?

— На "Армии-2021" НПО машиностроения будет традиционно представлено на двух площадках. Это, конечно, демоцентр корпорации "Тактическое ракетное вооружение", в состав которой входит наше предприятие, где участники и посетители смогут увидеть модели подвижного берегового ракетного комплекса (ПБРК) "Бастион" и космического аппарата "Кондор-Э". В закрытом павильоне будет представлена самоходная пусковая установка комплекса "Бастион" и ряд перспективных изделий по основным тематическим направлениям деятельности предприятия.

— В этом году на базе НПО машиностроения открылся офис московского областного регионального отделения Союза машиностроителей России. Что это дает предприятию?

— НПО машиностроения уже давно является членом Союза машиностроителей. В 2020 году на базе предприятия начало работу Московское областное региональное отделение Союзмаш, а в этом году открылся общедоступный офис отделения. Считаю, что это были важные и полезные шаги не только для предприятия, но и для Московской области в целом. Координирующая роль такой крупной и влиятельной общественной организации, как Союз машиностроителей России, будет способствовать развитию промышленных предприятий региона. А предприятия области, в свою очередь, получили площадку для обсуждения проблем и актуальных задач. У нас уже появилось несколько очень перспективных предложений как по направлению диверсификации производства, так и в области подготовки кадров.

— Какие экспортные перспективы у космического аппарата (КА) "Кондор-Э"? 

— Экспортные перспективы такого аппарата, как "Кондор-Э", с радиолокатором с синтезированной апертурой, высокими техническими характеристиками, позволяющего осуществлять всепогодную съемку земной поверхности и получать высокодетальную информацию, являются достаточно хорошими. 
Один аппарат уже был изготовлен и передан иностранному заказчику. Полученные с его помощью снимки подтвердили все технические характеристики, заложенные при создании аппарата. Таким образом, до момента создания следующих поколений КА типа "Кондор" экспортные перспективы есть и у существующей модели.

— Как долго останется на боевом дежурстве межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) УP-100Н УТТХ?

— Ракеты УР-100Н УТТХ уже имеют наиболее длительные сроки нахождения на боевом дежурстве, сейчас эти сроки продлены свыше 37 лет, что обеспечивает эксплуатацию комплекса в соответствии с планами РВСН. 

Задача по обеспечению столь длительной эксплуатации комплекса при сохранении боевых и технических характеристик была решена впервые в мире. Потребовалось реализовать множество научных исследований и опытно-конструкторских работ, объединенных в единую комплексную программу.

Определяются запасы прочности силовых конструкций, тщательно проверяется состояние топливных баков, анализируется состояние компонентов ракетного топлива, проводятся ускоренные испытания в климатических камерах, обеспечивающих эквивалентные воздействия параметров окружающей среды на конструкции узлов и агрегатов ракетного комплекса. Мероприятия, о которых я только что сказал, проводятся регулярно, и по их итогам год за годом мы продлеваем срок эксплуатации этих ракет. Делать прогнозы на отдаленную перспективу я не стал бы, но на 2022 год эти работы уже запланированы.

— Есть ли экспортные перспективы у ПБРК "Бастион"?

— Ни для кого, я думаю, не секрет, что подвижные комплексы "Бастион" уже поставлялись на экспорт, и потенциал у них в этом смысле очень хороший. Комплекс вообще во многом уникален и оснащен очень хорошей ракетой "Яхонт".

Стационарный комплекс, как и подвижный вариант, отличает высокая боевая живучесть и эффективность при сильном радиоэлектронном и огневом противодействии, а также полная автономность боевого применения. Скрытное заглубленное базирование и специальные средства маскировки затрудняют противнику определение конкретных координат элементов комплекса. Преимуществами комплекса являются также отсутствие ориентиров для высокоточного оружия и непоражаемость боеприпасами малого калибра. Поэтому, на наш взгляд, и у него есть экспортные перспективы.

— Нет ли планов возобновления пусков ракеты-носителя (РН) "Стрела"? Продолжаете ли поддерживать техготовность ШПУ на Байконуре?

— Шахтные пусковые установки (ШПУ) в настоящее время переданы в АО "ЦЭНКИ". По многим причинам планов по возобновлению пусков РН "Стрела" с космодрома Байконур нет.

— Как работается вашему Центру эксплуатации районов падения отделяющихся частей РН? 

— Центр эксплуатации районов падения действует в НПО машиностроения уже более двух десятков лет. В сферу его ответственности входит широкий спектр работ: оповещение о предстоящем пуске; эвакуация лиц, временно находящихся на территории района падения; ликвидация последствий аварийных пусков и многое другое. 

За два десятилетия центр обеспечил районами падения более 400 пусков, занимался открытием новых трасс запуска ракет, разработал уникальные методы нейтрализации и детоксикации обнаруженных отделяющихся частей ракет-носителей, которые запатентованы и успешно применяются. В ближайшее время центр также начнет работы по обеспечению пусков с космодрома Восточный.

— Как планируете на ближайшую перспективу развивать космическое направление деятельности вашего предприятия? 

— В 2020 году мы завершили эскизный проект по доработке космического комплекса "Кондор-ФКА" с созданием космического аппарата "Кондор-ФКА-М", завершили все необходимые согласования, прошли экспертизу в головных институтах Роскосмоса. В этом году начата разработка конструкторской документации. Это действительно перспективный космический аппарат с очень высокими техническими характеристиками: более высоким разрешением получаемой радиолокационной информации; более широкой полосой съемки, а также лучшей информативностью радиолокационного сигнала. 

Мы также продолжаем изготовление спутников "Кондор-ФКА", соблюдая сроки, заданные госконтрактом. С 2020 года на средства инновационного фонда нашего предприятия ведется разработка космического аппарата мини-класса с радиолокатором на базе АФАР (активной фазированной антенной решетки). Массогабаритные характеристики спутника позволяют выводить на орбиту группировку сразу из восьми космических аппаратов на одной ракете-носителе. Эти спутники больше ориентированы на гражданский сегмент нашей экономики. Они должны обеспечивать съемку больших площадей земной поверхности. К этому проекту проявляют большой интерес представители госкорпораций "Роскосмос" и "Росатом". 

С прошлого года начата проработка возможности обеспечения фактически в непрерывном режиме мониторинга Северного морского пути. Перед Россией стоит задача сделать эту водную транспортную артерию одной из самых востребованных в мире. Поэтому необходимо обеспечить съемку всей акватории Севморпути как минимум два раза в сутки. Таким образом можно будет отслеживать меняющуюся ледовую обстановку в этом непростом для судоходства районе. И любой из разработанных и создаваемых НПО машиностроения радиолокационных космических аппаратов в составе определенной группировки способен решать эту задачу в любое время суток и в любых погодных условиях.

— Не изменились ли сроки запуска КА "Кондор-ФКА"?

— В настоящее время предприятие выполняет контракт по поставке госкорпорации "Роскосмос" двух аппаратов "Кондор-ФКА". Их запуски намечены на 2022 и 2023 год. 




комментарии (0):











Материалы рубрики

Ольга Божьева
MK.ru
"Покупает самолетик и летает себе над тайгой без пилотского удостоверения"

РИА Новости
Николай Тестоедов: готовы собирать спутники системы "Сфера" за три дня

Интерфакс
Губернатор Магаданской области Сергей Носов: "Стоит задача восстановить сеть маршрутов малой авиации в регионе"
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Федор Юрчихин: в Хьюстоне после терактов царила несвойственная тишина

РИА "СНГС"
Мне бы в небо
Наталья Дмитрак
ТАСС
"Радар ммс": система "Касатка" — искусственный интеллект для военной авиации России

РИА Новости
Денис Мантуров: самолет SuperJet в стиле Aurus – не за горами

РИА Новости
Михаил Гордин: мы первыми испытали в полете сверхпроводящий электромотор




РИА Новости
Владимир Соловьев: новую станцию можем начать строить с 2027 года

РИА Новости
Владимир Соловьев: полет модуля "Наука" сопровождался трудностями
Лидия Мисник
Газета.ru
"Война будущего начнется в космосе". Большое интервью Дмитрия Рогозина
Глеб Ирисов
ТАСС
Гендиректор "Навигатора": можем сделать невидимыми на "Флайтрадаре" военные самолеты
Екатерина Москвич
ТАСС
Рогозин: первые прототипы спутников для программы "Сфера" будут созданы к концу 2022 года
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Денис Мантуров: началась сборка опытных образцов нового стратегического бомбардировщика ПАК ДА
Сергей Бабкин
ТАСС
Глава НПО машиностроения: разрабатываем космический мини-аппарат с локатором на базе АФАР
Николай Новичков
ТАСС
От беспилотников к цивилизации роботов. Генконструктор "Кронштадта" о будущем БЛА в России

РИА Новости
Сергей Богатиков: рой ударных беспилотников планируется базировать на Ил-76
Тимофей Дзядко, Артём Кореняко
РБК
"Государство не должно ничего компенсировать"

Общественное телевидение России
Тариф семейный
Глеб Ирисов
ТАСС
Замглавы ОАК: наращиваем компетенции по строительству военно-транспортных самолетов
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
ЦИАМ обещает взлет
Милена Синева
ТАСС
Глава "Техмаша" Александр Кочкин: многим нашим разработкам до сих пор нет аналогов в мире
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
"Шах и мат". Конструктор Стрелец: новый истребитель превзойдет все мировые аналоги
Милена Синева
ТАСС
Генконструктор Иноземцев о двигателе ПД-14, вернувшем Россию в высшую лигу мировой авиации
Екатерина Постникова 4182 ДОГОВОР ПО ОТКРЫТОМУ НЕБУ
Известия
"Оснований для того, чтобы Россия вернулась в ДОН, нет"

РИА Новости
Сергей Чемезов: у Checkmate уникальное сочетание летных характеристик

РИА Новости
Дмитрий Шугаев: доля авиационных заказов в портфеле ФСВТС превышает 50%
Елена Березина
Российская Газета
Мантуров рассказал о новых самолетах, ситуации в автопроме и углеродном следе
Екатерина Москвич
ТАСС
Начальник ЦПК: от полетов на невесомость на МАКС из-за пандемии пришлось отказаться
Евгений Ключарев
Интерфакс
Глава Red Wings: безубыточная эксплуатация МС-21 вполне реальна

РИА Новости
Сергей Поздняков: впервые на МАКС покажем прототип нового скафандра
Вячеслав Иванов, Глеб Ирисов
ТАСС
Замглавы концерна "Алмаз-Антей": наши новые разработки — ответы на угрозы авиабезопасности

РИА Новости
Сергей Смирнов: в России идет работа над истребителем шестого поколения
Елена Карьгина, Милена Синева
ТАСС
Замглавы ОДК Ремизов: нам нужна поддержка спроса на самолеты с российскими двигателями

РИА Новости
Глеб Вареница: покажем на МАКС новую авиаракету "два в одном"
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
"Гадать в сегодняшней непредсказуемой ситуации невозможно"

МИР 24
В небо по расписанию: почему задерживаются авиарейсы?

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор авиационной техники
Татьяна Байкова, Екатерина Постникова
Известия
"Балансируем на грани гонки вооружений в космосе"

Интерфакс
Губернатор Псковской области Михаил Ведерников: "В течение полугода приступим к проектированию нового терминала аэропорта"
Наталия Дмитрак
ТАСС
"Радар ммс": электробеспилотник-вертолет и конвертоплан для Арктики появятся к 2022 году
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Научный подлет
Ирина Цырулева Елена Лихоманова
Известия
"Бесконечно повышать тарифы невозможно"
Дмитрий Дриз
КоммерсантЪ
"Космос - это не бездумное соперничество"

РИА Новости
Роман Жиц: мы создаем экосистему для частной космонавтики в России

РИА Новости
Дмитрий Рогозин: стараемся поменьше шутить, побольше двигаться вперед
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин: годы МКС по большому счету сочтены
Инна Сидоркова, Петр Канаев, Вячеслав Козлов
РБК
Сергей Чемезов - РБК: "Совсем жесткие санкции - это, по сути, война"
Сергей Домущий
Радиус
Приведет ли "белорусский казус" к блокировке европейских авиаперевозок
Ольга Божьева
Московский комсомолец
В России объяснили, можно ли обвинить Белоруссию в воздушном терроризме

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer