Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Мария Булакина:
Мне бы в небо


31 августа 2021 года РИА "СНГС"


Авиация, космос, двигатели, или как МАИ стал кузницей кадров для цифровых авиаинженеров. Интервью с директором IT-Центра МАИ Марией Борисовной Булакиной

В 1931 году на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе началось строительство учебных корпусов, мастерских и лабораторий Московского авиационного института. В первый год Великой Отечественной войны, когда большая часть студентов и преподавателей ушла добровольцами на фронт, всё оборудование было эвакуировано в Среднюю Азию и уже через месяц в Алма-Ате возобновилась подготовка авиационных инженеров. После войны в МАИ появились новые факультеты, кафедры и специальности по вертолётостроению, проектированию и конструированию ракет различных типов, а также по системам управления летательными аппаратами, теории автоматического управления, вычислительной технике, новым типам конструкционных материалов…

Московский авиационный институт и по сей день остаётся одним из ведущих высокотехнологичных университетов России, прославленный в том числе своими яркими выпускниками: советским авиаконструктором, специалистом в области самолётостроения и авиационной техники Алексеем Андреевичем Туполевым; учёным, доктором физико-математических наук Сергеем Петровичем Капицей; лётчиком-космонавтом СССР Светланой Евгеньевной Савицкой и многими другими советскими и российскими конструкторами авиационной, ракетно-космической техники, разработчиками радиоэлектронных, программных, робототехнических комплексов, учёных с мировым именем, лётчиков-космонавтов, руководителей предприятий, государственных и военных деятелей… На базе университета реализуются образовательные и научные проекты в области комплексного конструирования, космических систем, беспилотных летательных аппаратов, двигательных и энергетических установок, математического моделирования, электрификации инженерных систем, технологий гиперзвука, а также по всему спектру технологий Индустрии 4.0: от аддитивного производства и новых материалов до интернета вещей и искусственного интеллекта. 

В 2018 году с целью формирования и реализации новых подходов в подготовке IT-специалистов разных профилей в МАИ был создан IT-Центр. Главный редактор РИА «СНГС» Евгения Аникеева побеседовала с директором Центра Марией Борисовной Булакиной о том, в каком формате процессы цифровизации коснулись отрасли авиастроения, что представляют собой инновационные разработки будущего, готов ли бизнес взаимодействовать с наукой и какие высокотехнологичные сферы деятельности предпочитают выпускники инженерно-технических специальностей.
 

Мария Борисовна, начало двадцатого столетия ознаменовалось бурным и динамичным развитием авиационной науки и техники. Именно в то время были заложены основы теории полета аппаратов тяжелее воздуха, созданы первые успешные образцы самолетов и двигателей к ним, промышленность осваивала производство самолетов и связанные с ним новые технологии. 3 года назад на базе МАИ был создан IT-Центр. Это стало ответом на запросы нового столетия?
 

М.Б.: Современные самолёты нельзя спроектировать и организовать производство без современных информационных технологий, без цифровизации и цифровой трансформации авиастроения по всему жизненному циклу авиационной техники. Конструкторы и технологи должны уметь работать с системами автоматизированного проектирования, позволяющими не только автоматизировать разработку конструкторско-технологической документации, но и выполнять сложные инженерные расчёты, моделирование процессов функционирования и эксплуатации авиационной техники в различных условиях и экстремальных воздействий. Они должны быть готовы использовать все те возможности, которые позволяют современные информационные технологии: искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, компьютерное зрение и другие. С другой стороны, чтобы создавать такие программные продукты, нужны программисты, не только «продвинутые» в области информационных технологий, но и понимающие специфику отрасли, особенности проектирования, производства и обслуживания авиационной техники.

Динамичное развитие IT-отрасли поставило перед университетами новую задачу – готовить архитекторов и интеграторов – тех, кто сможет сам создавать, внедрять и эксплуатировать новые технологии. Поэтому в МАИ особое внимание стало уделяться подготовке кадров в области информационных технологий, а IT-Центр стал «проектным офисом» для запуска образовательных программ, принципиально отличающихся от традиционной практики обучения в российских вузах.

Занятия ведут представители компаний – лидеров IT-индустрии. IT-Центр является «точкой входа» в учебный процесс и прикладную науку для этих компаний, которые стали нашими партнёрами по подготовке высококвалифицированных специалистов в области информатики и информационных технологий.

Такая модель построения учебного процесса позволяет университету идти в ногу с развитием индустрии и выпускать специалистов, обладающих стеком современных компетенций в своей области. Также партнеры участвуют в регулярном обновлении содержания программ и учебных планов, предлагают нашим студентам стажировки и реальные прикладные проекты, которые становятся основой для выпускных квалификационных работ. Поэтому на выходе наши выпускники имеют не только диплом, но и портфель реализованных практических проектов, что помогает им и в процессе трудоустройства, и при построении карьерной траектории.

Во многом благодаря этому МАИ входит в топ-10 предметного рейтинга RAEX по направлению «Информационные технологии», а также рейтинга вузов по уровню зарплат выпускников, работающих в IT, по версии портала Superjob. Кроме того, портал hh.ru включил МАИ в первую десятку рейтинга лучших факультетов и вузов по направлению «Информационные технологии». Всё это говорит о высокой востребованности выпускников МАИ среди работодателей.

Какие сегодня инновационные процессы происходят в аэрокосмической индустрии? Расскажите, какие практические навыки получают ваши выпускники. За какими знаниями они приходят, где применяют их впоследствии?
 

М.Б.: Сегодня проектирование самолета сопровождается созданием его «цифрового двойника», что позволяет на основе моделирования в виртуальной среде проводить испытания, оптимизировать конструкцию, обеспечивать эффективный выбор материалов. Цифровые двойники самолетов, цифровые следы их эксплуатации позволяют быстро производить диагностику и на ее основе – техническое обслуживание по фактическому состоянию воздушного судна. Автопилот и автодиспетчер – это тоже программное обеспечение, которое становится все более интеллектуальным, а современные аэропорты – это высокотехнологичные комплексы, которые замрут, если произойдет какой-то компьютерный сбой.

В МАИ подготовка в области информационных технологий стала основным трендом развития. Сегодня будущие инженеры осваивают здесь технологии суперкомпьютерного моделирования, а их подготовка ведётся на стыке математики, физики, информатики и инженерного дела. Этот подход уникален для России. В рамках специальной кросс-дисциплинарной магистерской программы «Технологии суперкомпьютерного моделирования сложных технических систем» студенты МАИ имеют возможность использовать вычислительный кластер (суперкомпьютер) университета для занятий по моделированию аэроупругости, процессов турбулентности и горения, прочностных расчетов композиционных материалов и др.

Обязательным требованием к нашим студентам является работа над реальным IT-проектом, который к моменту защиты выпускной квалификационной работы должен найти своё практическое применение в бизнесе. В этом году наши студенты и выпускники решали логистические задачи, обеспечивающие работу аэропортов (оптимизация размещения средств наземного обеспечения воздушных судов на местах, управление резервами запасных частей в зонах ремонта самолетов и др.), принимали участие в разработке гиперзвукового самолета, занимаясь вопросами борьбы с обледенением и моделируя пожаробезопасность в отсеках воздушного судна, а также разрабатывали программное обеспечение для управления роботизированными комплексами на вертолётных заводах (оптимизация технологии окраски вертолёта после капитального ремонта). Несколько работ были связаны с интеллектуальными технологиями для беспилотников и др. Преимущество наших выпускников в том, что они осознают, где, как и зачем будет работать программное обеспечение, а это не может не цениться у работодателей.

Поскольку наши партнеры не всегда напрямую связаны с авиацией и авиастроением, студенты МАИ реализуют и другие проекты для бизнеса – за контурами промышленного производства. Сейчас очень динамично развивается e-Commerce, поэтому часть студентов при участии наших партнёров занимается проектами в этой области, например, разрабатывая решения по прогнозированию спроса, автоматической обработке клиентских претензий в корпоративных CRM-системах, рекомендательных систем для клиентов и др.

Иногда студенты приходят со своими бизнес-идеями, и на выходе наших магистерских программ рождаются стартапы. Например, в прошлом году один из выпускников предложил проект по временному размещению животных для посетителей магазинов и торговых центров, а другой – разработал компьютерную бизнес-игру для отработки навыков формирования эффективных бизнес-стратегий. Возможность реализовать себя привлекает в магистратуру, курируемую IT-Центром, выпускников не только МАИ, но и других университетов страны.

Что представляют собой инкубатор и акселератор студенческих стартапов на базе IT-Центра? Организована ли системная работа со стартапами? Эти разработки потом применяются в госкомпаниях или финансируются частным бизнесом?

М.Б.: Одной из задач IT-Центра с самого начала стало развитие технологического предпринимательства в университете. Сначала это была традиционная для российских вузов форма акселератора, и мы в первый год работали над студенческими проектами при участии ФРИИ – Фонда развития интернет-инициатив, помогая ребятам правильно выстроить бизнес-модель и привлечь грантовое финансирование. Ещё пару лет – до реформы институтов развития в России – мы помогали студентам подготовить заявки и защитить их в Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям) в рамках программы «У.М.Н.И.К.». Почти все проекты (около 90% заявок) в итоге были поддержаны и профинансированы фондом.

Хотя студентам за два года удаётся создать прототип своего решения, до реальных проектов, как правило, дело не доходит: молодёжи очень трудно «продать» свою разработку крупному бизнесу – и как конечный продукт, выпускаемый стартапом, и как технологию для производства. Это происходит вследствие низкой инновационной активности крупных компаний. Поэтому в 2021 году концепция поддержки студенческих стартапов в IT-Центре принципиально поменялась: мы от «гаражных инноваций» перешли к «спинаутам» – малым предприятиям под эгидой крупного бизнеса, который либо гарантирует закупку разрабатываемых продуктов, либо приобретает права интеллектуальной собственности на новую технологию. Для этого мы создали портал «Маркетплейс IT-проектов», где бизнес размещает заявки на технологии и технологические решения, а студенты выбирают проекты, которые для них интересны. Портал действует не только как «биржа проектов», но и как инструмент мониторинга хода их реализации, что позволяет бизнесу при решении поставленной задачи оценивать компетенции участников и рассматривать их с точки зрения долгосрочного сотрудничества.

В настоящее время вопросы финансирования данных проектов мы выносим за пределы нашей деятельности: студенты и бизнес договариваются напрямую. При этом мы консультируем студентов в данной области, а также по юридическим вопросам, если они обращаются к нам за помощью. В будущем МАИ ставит цель сформировать вокруг себя пояс молодых стартапов и компаний.

IT-Центр ориентирован, в том числе, на повышение квалификации в области цифровой трансформации предприятий (перехода к технологической парадигме Индустрии 4.0). Из каких промышленных сфер эти предприятия? Легко ли, на ваш взгляд, даётся сегодняшним специалистам такая трансформация, или все же многие привыкли действовать, что называется, «по старинке»?
 

М.Б.: Цифровая трансформация затрагивает все отрасли промышленности, но в первую очередь, такие высокотехнологичные и наукоёмкие как аэрокосмическая. Цифровая трансформация требует сформированности устойчивых компетенций в области машинного обучения, работы с данными, компьютерного зрения, математического моделирования, интернета вещей и современных подходов к разработке программного обеспечения и управлению проектами. IT-Центром совместно с центрами компетенций и институтами МАИ проводились и планируются к проведению программы повышения квалификации для таких предприятий отрасли как Национальный центр вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова (программа «Математическое моделирование. Общие принципы и прикладные задачи»), Компания «Сухой» («Введение в искусственный интеллект и нейросети для авиационных приложений»), Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина («Цифровые технологии современного производства», «Дополненная реальность») и др.

Конечно, новые цифровые технологии осваиваются не без трудностей, но самое главное – это стремление коллективов и руководства предприятий отрасли к новым и эффективным решениям, а со стороны МАИ – готовность к качественному проведению учебного процесса.

В одном из интервью ректор МАИ, академик РАН Михаил Погосян сказал: «Мы готовим элиту инженерных кадров». При этом он отметил, что «привлечь талантливую молодёжь в университет можно, только проектируя вместе будущее в индустрии высоких технологий». Хватает ли, на ваш взгляд, у сегодняшних выпускников/молодых специалистов навыков (или даже, скорее, таланта), чтобы научиться работать с большими данными и современными информационными системами? Возможно ли в наши дни событие, схожее по своей значимости с грандиозным запуском «Бурана» (да, одного-единственного, но опережающего время), к которому, кстати, МАИ тоже имел непосредственное отношение…

М.Б.: Мы готовим продвинутых выпускников, которые уже на студенческой скамье решают реальные задачи для бизнеса. Другое дело, что бизнес, к сожалению, не всегда готов предоставить нашим выпускникам рабочие места, где наиболее полно раскрылся бы их потенциал. Если выпускники некоторых других вузов вынуждены доучиваться, чтобы удовлетворить запросы бизнеса, то мы иногда сталкиваемся с проблемой «опережающей компетентности». В связи с этим мы развиваем практику целевого приёма: компании определяют набор и уровень компетенций, которые мы должны обеспечить выпускнику, а также направляют к нам абитуриентов, которые впоследствии должны отработать несколько лет на предприятии, и оплачивают их обучение. Эти затраты для госкомпаний впоследствии компенсируются из бюджета, но для частных предприятий – это собственные инвестиции в интеллектуальный капитал.

Мы надеемся, что наши выпускники станут основной движущей силой процессов цифровизации и цифровой трансформации, которые сегодня широко разворачиваются в российской промышленности. И вполне возможно, что в ближайшее время мы услышим новые имена и увидим новые прорывные проекты в авиации и космонавтике, реализованные на основе новейших информационных технологий.

Имеет ли IT-Центр отношение к процессу цифровой трансформации МАИ? Что уже было сделано на этом поприще?

М.Б.: Безусловно, IT-Центр активно участвует в этом процессе, выступая координатором подготовки IT-специалистов для центров компетенций МАИ, а также анализируя и адаптируя к условиям университета эффективные практики в области цифровой трансформации наших партнеров. Внутренние бизнес-процессы МАИ постоянно совершенствуются, реализуется реинжиниринг на всех уровнях управления. 

IT-Центр МАИ в партнёрстве со студенческим IT-клубом «Лямбда» разработал и успешно апробировал в 2021 году цифровую платформу проведения хакатонов, которая позволила провести традиционный ежегодный «Авиахакатон МАИ» на новом качественном уровне и привлечь значительное количество участников. 

В МАИ в 2020 году была создана магистратура по суперкомпьютерному моделированию сложных технических систем, еще ранее, в 2018 году, была открыта программа «Управление цифровым производством». Какие новые профессии станут актуальны в ближайшем цифровом будущем? 

М.Б.: В первую очередь, будут актуальны знания цифровых технологий и умение работать в цифровой среде. Будут цениться практические навыки в области компьютерного моделирования и оптимизации информационных систем, интернета вещей, управления цифровым производством, искусственного интеллекта, машинного обучения, анализа больших данных и целого ряда других направлений.
В этом году при поддержке IT-Центра в МАИ откроется новая программа магистратуры «Математическое обеспечение безопасности информационных систем и технологий». Это ещё одно перспективное направление, и потребность в специалистах в этой области будет нарастать с каждым годом.

Мы общались с ректорами ведущих вузов страны, готовящих, в том числе, специалистов в области кибернетики, математического моделирования, создания ИИ. Все они отмечают, что бизнес буквально отрывает «вчерашних выпускников» с руками. Приходят ли компании (индустриальные партнёры) к вам за кадрами? Кто они, ваши партнёры и заказчики? Есть ли примеры реальных перспективных проектов, созданных в тандеме с представителями бизнес-сообщества?

М.Б.: Естественно, спрос на молодых IT-специалистов, таких как программисты, аналитики данных, специалисты по машинному обучению, дополненной реальности в самых разных отраслях экономики  очень велик, но мы не ограничиваемся только подготовкой высококвалифицированных кадров для наших партнёров. Более высоким уровнем сотрудничества является совместное выполнение проектов. Так, например, совместно с молодой и амбициозной компанией Phigitalism и центром «Беспилотные летательные аппараты» МАИ был реализован проект по дефектоскопии промышленных объектов с помощью дронов. Развивается сотрудничество со Сбером в области применения технологий искусственного интеллекта сразу для целого спектра приложений. 

Насколько, на Ваш взгляд, важно и необходимо межвузовское взаимодействие по цифровой трансформации? Есть ли оно в принципе и практикуется ли у вас, в частности? Идет ли обмен опытом между крупными российскими и зарубежными университетами?

М.Б.: Год назад МАИ отметил 90-летие. Это достаточный срок, чтобы сформировались сильные и авторитетные научные школы. Выпускники университета прославили отечественное авиастроение, пополнили ряды космонавтов, внесли огромный вклад в развитие ведущих высокотехнологичных отраслей промышленности, в том числе на руководящих постах.

Взаимодействие МАИ с другими вузами имеет давние корни и традиции. Ректор МАИ Михаил Асланович Погосян возглавляет Консорциум российских аэрокосмических университетов, и поскольку вопросы цифровизации и цифровой трансформации авиационной и ракетно-космической промышленности в настоящее время приобретают особую остроту, безусловно, МАИ развивает сотрудничество и в данной сфере. Наши студенты и преподаватели участвуют в программах академической мобильности и проходят обучение и стажировки в вузах и компаниях-партнёрах. Пока взаимодействие осуществляется по традиционным для МАИ инженерным направлениям подготовки. Также мы исследуем опыт других стран, где развитие нового технологического уклада на основе цифровых технологий стартовало несколько раньше.

Авторитет МАИ, как ведущего инженерного вуза, признан не только в России, но и за рубежом. В университет ежегодно зачисляются более 600 студентов из других стран. Наиболее тесное партнёрство у нас сложилось с китайскими университетами. Это взаимовыгодное сотрудничество в научно-технической сфере, обмен опытом и компетенциями в области математики, информатики, цифровизации и цифровой трансформации. Как известно, сейчас Китай лидирует в таких областях информационных технологий, как суперкомпьютерное моделирование, искусственный интеллект, роботизация и интернет вещей.

Китайские производители электроники завоевали глобальные рынки. И мы постоянно обогащаем свои компетенции, изучая очень успешный опыт наших коллег, а студенты МАИ имеют возможность пройти наиболее интересные, а порой и уникальные курсы в Китае, в партнёрских вузах.

Мы планируем дальнейшее расширение партнёрской сети в других странах и рассчитываем в ближайшие годы стать признанным за рубежом научно-методическим центром в области развития информатики, прикладной математики и цифровых технологий Индустрии 4.0.

Поскольку наше издание посвящено цифровым процессам в нефтесервисе, мы не можем не спросить: налажено ли у МАИ и, в частности, у IT-Центра взаимодействие с нефтегазосервисными компаниями? 

М.Б.: Мы видим большие перспективы сотрудничества с нефтегазосервисными компаниями в области интеграции технологий искусственного интеллекта с беспилотными технологиями. Беспилотные технологии сегодня – одна из тех инноваций, которые, наряду с большими данными, промышленным интернетом, 3D-печатью, виртуальной реальностью и другими технологиями, принято относить к эпохе Четвертой промышленной революции, или эре цифровой трансформации. Например, беспилотные воздушные суда отлично подходят для проведения геологоразведки несейсмическими методами, доставки грузов, контроля состояния объектов, разведки местности и т.д. У исследовательских коллективов МАИ уже есть опыт разработки и внедрения систем интеллектуального мониторинга и других решений в топливно-энергетический комплекс. 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова
Эксперт
«Новые самолеты будут сертифицированы один за другим»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, при участии Сергей Гусев
РБК
Глава ОАК — РБК: «У нас в стране все разбираются в футболе и авиации»
Анастасия Львова
Эксперт
Василий Шпак: «В применении БАС должна появиться экономика»
Юлия Терентьева
ИА AmurMedia
Ярослав Аширов - о Хабаровском аэропорте: инвестиции, рейсы и социальная активность
Наталия Ячменникова
Российская газета
Курс на технологический суверенитет. Академик Сергей Чернышев - о пассажирском "сверхзвуковике" и испытаниях МС-21

ИА ChitaMedia
Читинский аэропорт: масштабная реконструкция, влияние пандемии и новые авианаправления
Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом



Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине
Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer