Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Мария Булакина:
Мне бы в небо


31 августа 2021 года РИА "СНГС"


Авиация, космос, двигатели, или как МАИ стал кузницей кадров для цифровых авиаинженеров. Интервью с директором IT-Центра МАИ Марией Борисовной Булакиной

В 1931 году на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе началось строительство учебных корпусов, мастерских и лабораторий Московского авиационного института. В первый год Великой Отечественной войны, когда большая часть студентов и преподавателей ушла добровольцами на фронт, всё оборудование было эвакуировано в Среднюю Азию и уже через месяц в Алма-Ате возобновилась подготовка авиационных инженеров. После войны в МАИ появились новые факультеты, кафедры и специальности по вертолётостроению, проектированию и конструированию ракет различных типов, а также по системам управления летательными аппаратами, теории автоматического управления, вычислительной технике, новым типам конструкционных материалов…

Московский авиационный институт и по сей день остаётся одним из ведущих высокотехнологичных университетов России, прославленный в том числе своими яркими выпускниками: советским авиаконструктором, специалистом в области самолётостроения и авиационной техники Алексеем Андреевичем Туполевым; учёным, доктором физико-математических наук Сергеем Петровичем Капицей; лётчиком-космонавтом СССР Светланой Евгеньевной Савицкой и многими другими советскими и российскими конструкторами авиационной, ракетно-космической техники, разработчиками радиоэлектронных, программных, робототехнических комплексов, учёных с мировым именем, лётчиков-космонавтов, руководителей предприятий, государственных и военных деятелей… На базе университета реализуются образовательные и научные проекты в области комплексного конструирования, космических систем, беспилотных летательных аппаратов, двигательных и энергетических установок, математического моделирования, электрификации инженерных систем, технологий гиперзвука, а также по всему спектру технологий Индустрии 4.0: от аддитивного производства и новых материалов до интернета вещей и искусственного интеллекта. 

В 2018 году с целью формирования и реализации новых подходов в подготовке IT-специалистов разных профилей в МАИ был создан IT-Центр. Главный редактор РИА «СНГС» Евгения Аникеева побеседовала с директором Центра Марией Борисовной Булакиной о том, в каком формате процессы цифровизации коснулись отрасли авиастроения, что представляют собой инновационные разработки будущего, готов ли бизнес взаимодействовать с наукой и какие высокотехнологичные сферы деятельности предпочитают выпускники инженерно-технических специальностей.
 

Мария Борисовна, начало двадцатого столетия ознаменовалось бурным и динамичным развитием авиационной науки и техники. Именно в то время были заложены основы теории полета аппаратов тяжелее воздуха, созданы первые успешные образцы самолетов и двигателей к ним, промышленность осваивала производство самолетов и связанные с ним новые технологии. 3 года назад на базе МАИ был создан IT-Центр. Это стало ответом на запросы нового столетия?
 

М.Б.: Современные самолёты нельзя спроектировать и организовать производство без современных информационных технологий, без цифровизации и цифровой трансформации авиастроения по всему жизненному циклу авиационной техники. Конструкторы и технологи должны уметь работать с системами автоматизированного проектирования, позволяющими не только автоматизировать разработку конструкторско-технологической документации, но и выполнять сложные инженерные расчёты, моделирование процессов функционирования и эксплуатации авиационной техники в различных условиях и экстремальных воздействий. Они должны быть готовы использовать все те возможности, которые позволяют современные информационные технологии: искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, компьютерное зрение и другие. С другой стороны, чтобы создавать такие программные продукты, нужны программисты, не только «продвинутые» в области информационных технологий, но и понимающие специфику отрасли, особенности проектирования, производства и обслуживания авиационной техники.

Динамичное развитие IT-отрасли поставило перед университетами новую задачу – готовить архитекторов и интеграторов – тех, кто сможет сам создавать, внедрять и эксплуатировать новые технологии. Поэтому в МАИ особое внимание стало уделяться подготовке кадров в области информационных технологий, а IT-Центр стал «проектным офисом» для запуска образовательных программ, принципиально отличающихся от традиционной практики обучения в российских вузах.

Занятия ведут представители компаний – лидеров IT-индустрии. IT-Центр является «точкой входа» в учебный процесс и прикладную науку для этих компаний, которые стали нашими партнёрами по подготовке высококвалифицированных специалистов в области информатики и информационных технологий.

Такая модель построения учебного процесса позволяет университету идти в ногу с развитием индустрии и выпускать специалистов, обладающих стеком современных компетенций в своей области. Также партнеры участвуют в регулярном обновлении содержания программ и учебных планов, предлагают нашим студентам стажировки и реальные прикладные проекты, которые становятся основой для выпускных квалификационных работ. Поэтому на выходе наши выпускники имеют не только диплом, но и портфель реализованных практических проектов, что помогает им и в процессе трудоустройства, и при построении карьерной траектории.

Во многом благодаря этому МАИ входит в топ-10 предметного рейтинга RAEX по направлению «Информационные технологии», а также рейтинга вузов по уровню зарплат выпускников, работающих в IT, по версии портала Superjob. Кроме того, портал hh.ru включил МАИ в первую десятку рейтинга лучших факультетов и вузов по направлению «Информационные технологии». Всё это говорит о высокой востребованности выпускников МАИ среди работодателей.

Какие сегодня инновационные процессы происходят в аэрокосмической индустрии? Расскажите, какие практические навыки получают ваши выпускники. За какими знаниями они приходят, где применяют их впоследствии?
 

М.Б.: Сегодня проектирование самолета сопровождается созданием его «цифрового двойника», что позволяет на основе моделирования в виртуальной среде проводить испытания, оптимизировать конструкцию, обеспечивать эффективный выбор материалов. Цифровые двойники самолетов, цифровые следы их эксплуатации позволяют быстро производить диагностику и на ее основе – техническое обслуживание по фактическому состоянию воздушного судна. Автопилот и автодиспетчер – это тоже программное обеспечение, которое становится все более интеллектуальным, а современные аэропорты – это высокотехнологичные комплексы, которые замрут, если произойдет какой-то компьютерный сбой.

В МАИ подготовка в области информационных технологий стала основным трендом развития. Сегодня будущие инженеры осваивают здесь технологии суперкомпьютерного моделирования, а их подготовка ведётся на стыке математики, физики, информатики и инженерного дела. Этот подход уникален для России. В рамках специальной кросс-дисциплинарной магистерской программы «Технологии суперкомпьютерного моделирования сложных технических систем» студенты МАИ имеют возможность использовать вычислительный кластер (суперкомпьютер) университета для занятий по моделированию аэроупругости, процессов турбулентности и горения, прочностных расчетов композиционных материалов и др.

Обязательным требованием к нашим студентам является работа над реальным IT-проектом, который к моменту защиты выпускной квалификационной работы должен найти своё практическое применение в бизнесе. В этом году наши студенты и выпускники решали логистические задачи, обеспечивающие работу аэропортов (оптимизация размещения средств наземного обеспечения воздушных судов на местах, управление резервами запасных частей в зонах ремонта самолетов и др.), принимали участие в разработке гиперзвукового самолета, занимаясь вопросами борьбы с обледенением и моделируя пожаробезопасность в отсеках воздушного судна, а также разрабатывали программное обеспечение для управления роботизированными комплексами на вертолётных заводах (оптимизация технологии окраски вертолёта после капитального ремонта). Несколько работ были связаны с интеллектуальными технологиями для беспилотников и др. Преимущество наших выпускников в том, что они осознают, где, как и зачем будет работать программное обеспечение, а это не может не цениться у работодателей.

Поскольку наши партнеры не всегда напрямую связаны с авиацией и авиастроением, студенты МАИ реализуют и другие проекты для бизнеса – за контурами промышленного производства. Сейчас очень динамично развивается e-Commerce, поэтому часть студентов при участии наших партнёров занимается проектами в этой области, например, разрабатывая решения по прогнозированию спроса, автоматической обработке клиентских претензий в корпоративных CRM-системах, рекомендательных систем для клиентов и др.

Иногда студенты приходят со своими бизнес-идеями, и на выходе наших магистерских программ рождаются стартапы. Например, в прошлом году один из выпускников предложил проект по временному размещению животных для посетителей магазинов и торговых центров, а другой – разработал компьютерную бизнес-игру для отработки навыков формирования эффективных бизнес-стратегий. Возможность реализовать себя привлекает в магистратуру, курируемую IT-Центром, выпускников не только МАИ, но и других университетов страны.

Что представляют собой инкубатор и акселератор студенческих стартапов на базе IT-Центра? Организована ли системная работа со стартапами? Эти разработки потом применяются в госкомпаниях или финансируются частным бизнесом?

М.Б.: Одной из задач IT-Центра с самого начала стало развитие технологического предпринимательства в университете. Сначала это была традиционная для российских вузов форма акселератора, и мы в первый год работали над студенческими проектами при участии ФРИИ – Фонда развития интернет-инициатив, помогая ребятам правильно выстроить бизнес-модель и привлечь грантовое финансирование. Ещё пару лет – до реформы институтов развития в России – мы помогали студентам подготовить заявки и защитить их в Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям) в рамках программы «У.М.Н.И.К.». Почти все проекты (около 90% заявок) в итоге были поддержаны и профинансированы фондом.

Хотя студентам за два года удаётся создать прототип своего решения, до реальных проектов, как правило, дело не доходит: молодёжи очень трудно «продать» свою разработку крупному бизнесу – и как конечный продукт, выпускаемый стартапом, и как технологию для производства. Это происходит вследствие низкой инновационной активности крупных компаний. Поэтому в 2021 году концепция поддержки студенческих стартапов в IT-Центре принципиально поменялась: мы от «гаражных инноваций» перешли к «спинаутам» – малым предприятиям под эгидой крупного бизнеса, который либо гарантирует закупку разрабатываемых продуктов, либо приобретает права интеллектуальной собственности на новую технологию. Для этого мы создали портал «Маркетплейс IT-проектов», где бизнес размещает заявки на технологии и технологические решения, а студенты выбирают проекты, которые для них интересны. Портал действует не только как «биржа проектов», но и как инструмент мониторинга хода их реализации, что позволяет бизнесу при решении поставленной задачи оценивать компетенции участников и рассматривать их с точки зрения долгосрочного сотрудничества.

В настоящее время вопросы финансирования данных проектов мы выносим за пределы нашей деятельности: студенты и бизнес договариваются напрямую. При этом мы консультируем студентов в данной области, а также по юридическим вопросам, если они обращаются к нам за помощью. В будущем МАИ ставит цель сформировать вокруг себя пояс молодых стартапов и компаний.

IT-Центр ориентирован, в том числе, на повышение квалификации в области цифровой трансформации предприятий (перехода к технологической парадигме Индустрии 4.0). Из каких промышленных сфер эти предприятия? Легко ли, на ваш взгляд, даётся сегодняшним специалистам такая трансформация, или все же многие привыкли действовать, что называется, «по старинке»?
 

М.Б.: Цифровая трансформация затрагивает все отрасли промышленности, но в первую очередь, такие высокотехнологичные и наукоёмкие как аэрокосмическая. Цифровая трансформация требует сформированности устойчивых компетенций в области машинного обучения, работы с данными, компьютерного зрения, математического моделирования, интернета вещей и современных подходов к разработке программного обеспечения и управлению проектами. IT-Центром совместно с центрами компетенций и институтами МАИ проводились и планируются к проведению программы повышения квалификации для таких предприятий отрасли как Национальный центр вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова (программа «Математическое моделирование. Общие принципы и прикладные задачи»), Компания «Сухой» («Введение в искусственный интеллект и нейросети для авиационных приложений»), Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина («Цифровые технологии современного производства», «Дополненная реальность») и др.

Конечно, новые цифровые технологии осваиваются не без трудностей, но самое главное – это стремление коллективов и руководства предприятий отрасли к новым и эффективным решениям, а со стороны МАИ – готовность к качественному проведению учебного процесса.

В одном из интервью ректор МАИ, академик РАН Михаил Погосян сказал: «Мы готовим элиту инженерных кадров». При этом он отметил, что «привлечь талантливую молодёжь в университет можно, только проектируя вместе будущее в индустрии высоких технологий». Хватает ли, на ваш взгляд, у сегодняшних выпускников/молодых специалистов навыков (или даже, скорее, таланта), чтобы научиться работать с большими данными и современными информационными системами? Возможно ли в наши дни событие, схожее по своей значимости с грандиозным запуском «Бурана» (да, одного-единственного, но опережающего время), к которому, кстати, МАИ тоже имел непосредственное отношение…

М.Б.: Мы готовим продвинутых выпускников, которые уже на студенческой скамье решают реальные задачи для бизнеса. Другое дело, что бизнес, к сожалению, не всегда готов предоставить нашим выпускникам рабочие места, где наиболее полно раскрылся бы их потенциал. Если выпускники некоторых других вузов вынуждены доучиваться, чтобы удовлетворить запросы бизнеса, то мы иногда сталкиваемся с проблемой «опережающей компетентности». В связи с этим мы развиваем практику целевого приёма: компании определяют набор и уровень компетенций, которые мы должны обеспечить выпускнику, а также направляют к нам абитуриентов, которые впоследствии должны отработать несколько лет на предприятии, и оплачивают их обучение. Эти затраты для госкомпаний впоследствии компенсируются из бюджета, но для частных предприятий – это собственные инвестиции в интеллектуальный капитал.

Мы надеемся, что наши выпускники станут основной движущей силой процессов цифровизации и цифровой трансформации, которые сегодня широко разворачиваются в российской промышленности. И вполне возможно, что в ближайшее время мы услышим новые имена и увидим новые прорывные проекты в авиации и космонавтике, реализованные на основе новейших информационных технологий.

Имеет ли IT-Центр отношение к процессу цифровой трансформации МАИ? Что уже было сделано на этом поприще?

М.Б.: Безусловно, IT-Центр активно участвует в этом процессе, выступая координатором подготовки IT-специалистов для центров компетенций МАИ, а также анализируя и адаптируя к условиям университета эффективные практики в области цифровой трансформации наших партнеров. Внутренние бизнес-процессы МАИ постоянно совершенствуются, реализуется реинжиниринг на всех уровнях управления. 

IT-Центр МАИ в партнёрстве со студенческим IT-клубом «Лямбда» разработал и успешно апробировал в 2021 году цифровую платформу проведения хакатонов, которая позволила провести традиционный ежегодный «Авиахакатон МАИ» на новом качественном уровне и привлечь значительное количество участников. 

В МАИ в 2020 году была создана магистратура по суперкомпьютерному моделированию сложных технических систем, еще ранее, в 2018 году, была открыта программа «Управление цифровым производством». Какие новые профессии станут актуальны в ближайшем цифровом будущем? 

М.Б.: В первую очередь, будут актуальны знания цифровых технологий и умение работать в цифровой среде. Будут цениться практические навыки в области компьютерного моделирования и оптимизации информационных систем, интернета вещей, управления цифровым производством, искусственного интеллекта, машинного обучения, анализа больших данных и целого ряда других направлений.
В этом году при поддержке IT-Центра в МАИ откроется новая программа магистратуры «Математическое обеспечение безопасности информационных систем и технологий». Это ещё одно перспективное направление, и потребность в специалистах в этой области будет нарастать с каждым годом.

Мы общались с ректорами ведущих вузов страны, готовящих, в том числе, специалистов в области кибернетики, математического моделирования, создания ИИ. Все они отмечают, что бизнес буквально отрывает «вчерашних выпускников» с руками. Приходят ли компании (индустриальные партнёры) к вам за кадрами? Кто они, ваши партнёры и заказчики? Есть ли примеры реальных перспективных проектов, созданных в тандеме с представителями бизнес-сообщества?

М.Б.: Естественно, спрос на молодых IT-специалистов, таких как программисты, аналитики данных, специалисты по машинному обучению, дополненной реальности в самых разных отраслях экономики  очень велик, но мы не ограничиваемся только подготовкой высококвалифицированных кадров для наших партнёров. Более высоким уровнем сотрудничества является совместное выполнение проектов. Так, например, совместно с молодой и амбициозной компанией Phigitalism и центром «Беспилотные летательные аппараты» МАИ был реализован проект по дефектоскопии промышленных объектов с помощью дронов. Развивается сотрудничество со Сбером в области применения технологий искусственного интеллекта сразу для целого спектра приложений. 

Насколько, на Ваш взгляд, важно и необходимо межвузовское взаимодействие по цифровой трансформации? Есть ли оно в принципе и практикуется ли у вас, в частности? Идет ли обмен опытом между крупными российскими и зарубежными университетами?

М.Б.: Год назад МАИ отметил 90-летие. Это достаточный срок, чтобы сформировались сильные и авторитетные научные школы. Выпускники университета прославили отечественное авиастроение, пополнили ряды космонавтов, внесли огромный вклад в развитие ведущих высокотехнологичных отраслей промышленности, в том числе на руководящих постах.

Взаимодействие МАИ с другими вузами имеет давние корни и традиции. Ректор МАИ Михаил Асланович Погосян возглавляет Консорциум российских аэрокосмических университетов, и поскольку вопросы цифровизации и цифровой трансформации авиационной и ракетно-космической промышленности в настоящее время приобретают особую остроту, безусловно, МАИ развивает сотрудничество и в данной сфере. Наши студенты и преподаватели участвуют в программах академической мобильности и проходят обучение и стажировки в вузах и компаниях-партнёрах. Пока взаимодействие осуществляется по традиционным для МАИ инженерным направлениям подготовки. Также мы исследуем опыт других стран, где развитие нового технологического уклада на основе цифровых технологий стартовало несколько раньше.

Авторитет МАИ, как ведущего инженерного вуза, признан не только в России, но и за рубежом. В университет ежегодно зачисляются более 600 студентов из других стран. Наиболее тесное партнёрство у нас сложилось с китайскими университетами. Это взаимовыгодное сотрудничество в научно-технической сфере, обмен опытом и компетенциями в области математики, информатики, цифровизации и цифровой трансформации. Как известно, сейчас Китай лидирует в таких областях информационных технологий, как суперкомпьютерное моделирование, искусственный интеллект, роботизация и интернет вещей.

Китайские производители электроники завоевали глобальные рынки. И мы постоянно обогащаем свои компетенции, изучая очень успешный опыт наших коллег, а студенты МАИ имеют возможность пройти наиболее интересные, а порой и уникальные курсы в Китае, в партнёрских вузах.

Мы планируем дальнейшее расширение партнёрской сети в других странах и рассчитываем в ближайшие годы стать признанным за рубежом научно-методическим центром в области развития информатики, прикладной математики и цифровых технологий Индустрии 4.0.

Поскольку наше издание посвящено цифровым процессам в нефтесервисе, мы не можем не спросить: налажено ли у МАИ и, в частности, у IT-Центра взаимодействие с нефтегазосервисными компаниями? 

М.Б.: Мы видим большие перспективы сотрудничества с нефтегазосервисными компаниями в области интеграции технологий искусственного интеллекта с беспилотными технологиями. Беспилотные технологии сегодня – одна из тех инноваций, которые, наряду с большими данными, промышленным интернетом, 3D-печатью, виртуальной реальностью и другими технологиями, принято относить к эпохе Четвертой промышленной революции, или эре цифровой трансформации. Например, беспилотные воздушные суда отлично подходят для проведения геологоразведки несейсмическими методами, доставки грузов, контроля состояния объектов, разведки местности и т.д. У исследовательских коллективов МАИ уже есть опыт разработки и внедрения систем интеллектуального мониторинга и других решений в топливно-энергетический комплекс. 




комментарии (0):











Материалы рубрики


Интерфакс
Губернатор Магаданской области Сергей Носов: "Стоит задача восстановить сеть маршрутов малой авиации в регионе"
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Федор Юрчихин: в Хьюстоне после терактов царила несвойственная тишина

РИА "СНГС"
Мне бы в небо
Наталья Дмитрак
ТАСС
"Радар ммс": система "Касатка" — искусственный интеллект для военной авиации России

РИА Новости
Денис Мантуров: самолет SuperJet в стиле Aurus – не за горами

РИА Новости
Михаил Гордин: мы первыми испытали в полете сверхпроводящий электромотор

РИА Новости
Владимир Соловьев: новую станцию можем начать строить с 2027 года

РИА Новости
Владимир Соловьев: полет модуля "Наука" сопровождался трудностями



Лидия Мисник
Газета.ru
"Война будущего начнется в космосе". Большое интервью Дмитрия Рогозина
Глеб Ирисов
ТАСС
Гендиректор "Навигатора": можем сделать невидимыми на "Флайтрадаре" военные самолеты
Екатерина Москвич
ТАСС
Рогозин: первые прототипы спутников для программы "Сфера" будут созданы к концу 2022 года
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Денис Мантуров: началась сборка опытных образцов нового стратегического бомбардировщика ПАК ДА
Сергей Бабкин
ТАСС
Глава НПО машиностроения: разрабатываем космический мини-аппарат с локатором на базе АФАР
Николай Новичков
ТАСС
От беспилотников к цивилизации роботов. Генконструктор "Кронштадта" о будущем БЛА в России

РИА Новости
Сергей Богатиков: рой ударных беспилотников планируется базировать на Ил-76
Тимофей Дзядко, Артём Кореняко
РБК
"Государство не должно ничего компенсировать"

Общественное телевидение России
Тариф семейный
Глеб Ирисов
ТАСС
Замглавы ОАК: наращиваем компетенции по строительству военно-транспортных самолетов
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
ЦИАМ обещает взлет
Милена Синева
ТАСС
Глава "Техмаша" Александр Кочкин: многим нашим разработкам до сих пор нет аналогов в мире
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
"Шах и мат". Конструктор Стрелец: новый истребитель превзойдет все мировые аналоги
Милена Синева
ТАСС
Генконструктор Иноземцев о двигателе ПД-14, вернувшем Россию в высшую лигу мировой авиации
Екатерина Постникова 4182 ДОГОВОР ПО ОТКРЫТОМУ НЕБУ
Известия
"Оснований для того, чтобы Россия вернулась в ДОН, нет"

РИА Новости
Сергей Чемезов: у Checkmate уникальное сочетание летных характеристик

РИА Новости
Дмитрий Шугаев: доля авиационных заказов в портфеле ФСВТС превышает 50%
Елена Березина
Российская Газета
Мантуров рассказал о новых самолетах, ситуации в автопроме и углеродном следе
Екатерина Москвич
ТАСС
Начальник ЦПК: от полетов на невесомость на МАКС из-за пандемии пришлось отказаться
Евгений Ключарев
Интерфакс
Глава Red Wings: безубыточная эксплуатация МС-21 вполне реальна

РИА Новости
Сергей Поздняков: впервые на МАКС покажем прототип нового скафандра
Вячеслав Иванов, Глеб Ирисов
ТАСС
Замглавы концерна "Алмаз-Антей": наши новые разработки — ответы на угрозы авиабезопасности

РИА Новости
Сергей Смирнов: в России идет работа над истребителем шестого поколения
Елена Карьгина, Милена Синева
ТАСС
Замглавы ОДК Ремизов: нам нужна поддержка спроса на самолеты с российскими двигателями

РИА Новости
Глеб Вареница: покажем на МАКС новую авиаракету "два в одном"
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
"Гадать в сегодняшней непредсказуемой ситуации невозможно"

МИР 24
В небо по расписанию: почему задерживаются авиарейсы?

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор авиационной техники
Татьяна Байкова, Екатерина Постникова
Известия
"Балансируем на грани гонки вооружений в космосе"

Интерфакс
Губернатор Псковской области Михаил Ведерников: "В течение полугода приступим к проектированию нового терминала аэропорта"
Наталия Дмитрак
ТАСС
"Радар ммс": электробеспилотник-вертолет и конвертоплан для Арктики появятся к 2022 году
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Научный подлет
Ирина Цырулева Елена Лихоманова
Известия
"Бесконечно повышать тарифы невозможно"
Дмитрий Дриз
КоммерсантЪ
"Космос - это не бездумное соперничество"

РИА Новости
Роман Жиц: мы создаем экосистему для частной космонавтики в России

РИА Новости
Дмитрий Рогозин: стараемся поменьше шутить, побольше двигаться вперед
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин: годы МКС по большому счету сочтены
Инна Сидоркова, Петр Канаев, Вячеслав Козлов
РБК
Сергей Чемезов - РБК: "Совсем жесткие санкции - это, по сути, война"
Сергей Домущий
Радиус
Приведет ли "белорусский казус" к блокировке европейских авиаперевозок
Ольга Божьева
Московский комсомолец
В России объяснили, можно ли обвинить Белоруссию в воздушном терроризме

Страхование сегодня
Рынок авиастрахования – жесткой посадки пока удаётся избегать
Тимофей Дзядко, при участии Артём Кореняко
РБК
"Авиакомпаниям нужно закрываться или повышать цены"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer