Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Гендиректор ИСС Решетнева: мы разрабатываем пять спутниковых группировок для "Сферы"


11 ноября 2022 года Екатерина Москвич , ТАСС


Россия приступила к развертыванию спутниковой группировки по программе "Сфера". Космический аппарат "Скиф-Д" был запущен с космодрома Восточный 22 сентября для защиты орбитально-частотного ресурса РФ. Спутник был создан в АО "Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнева" (входит в Роскосмос). Сейчас уже прошли проверки систем и полезной нагрузки космического аппарата "Скиф-Д". О том, чем будут отличаться штатные аппараты "Скиф" от запущенного демонстратора, сколько спутников войдет в группировку, а также о планах по увеличению производства количества аппаратов в год в интервью ТАСС рассказал гендиректор АО "Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнева" Евгений Нестеров.

— Евгений Александрович, сколько продлятся летные испытания спутника "Скиф-Д"?

— Проводятся работы по программе летной экспериментальной отработки космического аппарата "Скиф-Д". К настоящему времени уже проведены проверки систем и полезной нагрузки космического аппарата "Скиф-Д", ведутся работы по оценке выполнения основных характеристик экспериментальной космической системы. Вместе с тем проводятся мероприятия для ввода в действие орбитально-частотного ресурса системы спутниковой связи "Скиф".

После завершения летной отработки будут проводиться экспериментальные работы по организации каналов связи с учетом влияния эффекта Доплера и переменной задержки. Кроме того, в течение срока активного существования космического аппарата будут проводиться исследования влияния радиации на спутник на орбите 8 тыс. км.

— Когда будет запущен второй аппарат "Скиф"? Чем второй аппарат будет отличаться от демонстратора?

— Штатную систему "Скиф" планируется начать разворачивать в 2025 году запуском первых двух опытных образцов космического аппарата "Скиф". Это будут спутники совсем другого класса, которые обеспечат предоставление широкополосного доступа в интернет. Масса штатных спутников "Скиф" будет более 1 т. В дальнейшем группировка будет строиться на базе космических аппаратов с активными фазированными антенными решетками, что позволит многократно повысить пропускную способность системы.

— Сколько всего спутников создаст ИСС Решетнева для программы "Сфера"? Будут ли они полностью состоять из отечественных комплектующих?

— В рамках программы "Сфера" компания "ИСС" разрабатывает пять спутниковых группировок связи, а именно: спутниковую систему связи "Скиф", состоящую из 12 космических аппаратов, "Экспресс", "Экспресс-РВ", "Ямал" и многоспутниковую систему передачи данных "Марафон-IoT", орбитальная группировка которой будет состоять из 264 космических аппаратов.
В настоящий момент при реализации данных проектов идет планомерный переход полностью на отечественную элементную базу. 

— В какой стадии изготовления находится аппарат-демонстратор группировки "Марафон-IoT"?

— Сейчас нами разработан и готовится к защите эскизный проект штатной спутниковой системы "Марафон". Параллельно мы ведем разработку двух космических аппаратов-демонстраторов "Марафон-Д", запуск которых планируется в 2023–2024 году.

— Планируете ли вы на посту гендиректора какие-то нововведения в работе предприятия? Какие? На чем сосредоточится ИСС Решетнева?

— На предприятии определены приоритетные проекты. И сейчас ведется над ними большая командная работа. В ежедневном режиме проводятся оперативные совещания, проводится мониторинг выполнения поручений. Идет работа онлайн, 24 на 7.

— Когда будут выведены из эксплуатации все спутники "Глонасс-М" и группировка будет полностью состоять из новых аппаратов серии "Глонасс"?

— Космические аппараты "Глонасс-М" будут выводиться из эксплуатации по мере запусков космических аппаратов серии "Глонасс-К" после проведения их летных испытаний. Запуски космических аппаратов будут производиться в том числе по оперативной необходимости — после выхода из строя космического аппарата "Глонасс-М".

Срок замены "Глонасс-М" будет зависеть от длительности функционирования космических аппаратов серии "Глонасс-М".

— Когда начнется создание первого спутника "Гонец" нового поколения? Сколько времени потребуется на создание аппарата и когда он будет выведен на орбиту?

— В настоящее время первый этап работ по созданию нового космического аппарата "Гонец" завершен. Госкорпорацией "Роскосмос" по результатам экспертизы принят эскизный проект многофункциональной системы персональной спутниковой связи и передачи данных с новым космическим аппаратом "Гонец". Работы по этапу рабочей конструкторской документации стартуют со следующего года и заканчиваются в конце 2025 года. За это время АО "ИСС" необходимо обеспечить разработку документации и проведение первого этапа наземной экспериментальной отработки — лабораторные отработочные испытания ключевых элементов космического аппарата, наземного связного комплекса.

Для сокращения сроков создания многофункциональной системы персональной спутниковой связи и передачи данных в АО "ИСС" развернуты работы, утверждены проектная команда, график работ, разработаны технологические мероприятия, предусматривающие создание первого космического аппарата "Гонец". Прорабатываются вопросы дополнительного финансирования в 2023–2025 годах. Это финансирование обеспечит запуск первого космического аппарата "Гонец" в намеченный срок.

— Когда начнется производство первого высокоорбитального спутника "Глонасс"? Когда он будет готов?

— В настоящее время АО "ИСС" и кооперация разрабатывают материалы эскизного проекта: определяется проектный облик высокоорбитального космического комплекса, в том числе космического аппарата. По результатам защиты эскизного проекта будет определен возможный срок создания космического аппарата данного типа, а также высокоорбитального космического комплекса.

— Ведется ли проработка новых спутниковых платформ?

— Разработка новых спутниковых платформ и их составных частей ведется непрерывно. В первую очередь это обусловлено новыми амбициозными задачами, которые необходимо будет решать в будущем. 

Это связано с совершенствованием микроэлектроники и механических систем, свежими перспективными решениями в области материаловедения, развитием технических и технологических возможностей предприятия, а также потребностью со стороны заказчиков и потребителей в новом качестве и количестве изделий, расширении номенклатуры услуг связи, что приводит к росту требований к техническим характеристикам спутников.

Архитектура построения современных космических аппаратов должна позволять в сжатые сроки и за относительно невысокую стоимость создавать большое количество спутников, включающих в себя космическую платформу и полезную нагрузку различного целевого назначения.

— Какая это может быть архитектура?

— Нами разработаны и внедряются две базовые концепции построения базовых космических платформ, которые в ближайшее время позволят в полном объеме выполнить вышеперечисленные задачи. 

В рамках научно-исследовательской работы "Типоряд" создаются масштабируемые унифицированные космические платформы (далее МУКП) малых космических аппаратов в обеспечение создания многоспутниковых орбитальных группировок, планируемых к применению в составе космических аппаратов подпрограммы "Сфера".

В настоящий момент завершен первый этап (проведена защита научно-исследовательской работы "Типоряд-АП"), где проведено обоснование выбора оптимального (наилучшего) варианта компоновки вариантов МУКП, их составных частей и основных систем, агрегатов, приборов, электронной компонентной базы (электрорадиоизделий), комплектующих изделий, материалов конструкции, покрытий и принятых компонентов топлива с учетом надежности, возможностей экспериментальной и производственной базы, технико-экономических показателей. 

В рамках данной работы реализована концепция модульного построения космической платформы. Каждый модуль в отдельности представляет собой подсистему-платформу, а также функционально и конструктивно обособленный узел, который имеет четко определенные механические, электрические и тепловые интерфейсы. На первом этапе каждый модуль платформы проходит полный цикл наземной отработки (электрической, механической и термовакуумной). В рамках поточного изготовления платформ модули проходят минимально необходимый (выборочные проверки) объем проверок и поступают на участок "конвейерной сборки".

Данная технология позволит создавать около 50 спутников связи массой 500–1000 кг в год. К такому классу спутников относятся космические аппараты "Скиф" и "Гонец-М1". Также данную технологию планируется применить и для перспективных спутников "Глонасс".

— Что подразумевает вторая концепция?

— Вторая концепция более ориентирована на реализацию массового производства. Базовым проектом для реализации данного подхода стала работа по созданию низкоорбитальной многоспутниковой системы передачи данных "Марафон IoT" с КА "Марафон" массой 50 кг. Полная орбитальная группировка космической системы насчитывает 264 КА. Первые 132 КА планируется запустить в 2025 г.  

Используемые технические решения основываются на принципах глубокой интеграции оборудования, ключевой особенностью которых стала идеология построения спутника как единого прибора.

Базовая задача, которая была решена в процессе реализации компоновочных решений, заключалась в формировании архитектуры прибора на уровне спутника.

Спутник должен быть выполнен в виде моноблока со встроенным оборудованием. 

Корпус космической платформы спутника — его основа, представляет из себя высокотехнологичную конструкцию, выполняющую одновременно роль силового элемента изделия (включая защиту от внешних воздействующих факторов) и "материнской платы", в которую интегрированы средства системы терморегулирования, тракты бортовой кабельной сети, предусмотрены механические и электрические интерфейсы под установку оборудования.

Размещение оборудования реализовано с учетом всех существующих ограничений в части взаимного влияния и т.п. Организация подхода к размещению и архитектуре радиоэлектронного оборудования как единого комплекса позволяет исключить дублирование радиоэлектронных компонентов и организовать эффективную работу программного обеспечения спутника. Кроме того, данный подход позволяет сократить объем бортовой кабельной сети.

На базе космической платформы "Космический аппарат "Марафон" в ближайшем будущем планируется реализовывать массовое производство спутников различного целевого назначения подобного класса. 

— В каком состоянии находится медицинский комплекс лучевой терапии для лечения онкологических больных? Сохраняются ли сроки его создания в 2023 году?

— Компания "ИСС" реализует инициативный проект по созданию мобильного комплекса лучевой терапии на основе бетатрона — циклического ускорителя частиц. Его применение поможет снизить вероятность рецидива онкологических заболеваний. Подобное оборудование на предприятии создается впервые. 

Опытный образец медицинского бетатрона использовался в Томском НИИ онкологии на протяжении 30 лет, но для вывода на рынок разработку необходимо было сделать эргономичной и сертифицировать. 

В рамках проекта решетневская фирма отвечает за проектирование, дизайн и окончательное производство самого медкомплекса. Сотрудниками предприятия уже разработана 3D-модель, которая будет использоваться для производства данной линейки аппаратов.

Кроме того, компания "ИСС" начала сотрудничество с Первым Московским государственным медицинским университетом имени И.М. Сеченова и консорциумом "Медицинская техника". Новые партнеры окажут помощь в разработке индивидуальной стратегии продвижения на рынке медицинских изделий и организации сертификации аппарата. 

Медкомплекс, созданный на "ИСС", призван стать полностью отечественным оборудованием, доступным во всех регионах нашей страны. Он будет иметь ряд преимуществ перед зарубежными аналогами: компактность, легкость, как следствие — почти вдвое более низкая цена. А также при использовании бетатрона практически не будет фонового излучения, как при использовании других лучевых аппаратов: его воздействие точечное, исключительно на опухоль или ложе. 

Производство первого образца нового оборудования и его испытания запланированы на первый квартал 2023 года. Клинические испытания на пациентах — на 2024 год. В дальнейшем на базе "ИСС" создадут серийное производство мобильных комплексов лучевой терапии.




комментарии (0):











Материалы рубрики


ЦАГИ
Пришло время добиться импортонезависимости
Регина Яфарова
Татар-Информ
Пилот Дамир Юсупов: "К тому, что о полете будут снимать фильм, я был морально готов"
Екатерина Москвич
ТАСС
Юрий Борисов: Россия обладает всеми мощностями для серийного изготовления спутников
Светлана Носенкова
"Русский космос"
Лаборатория дальних полетов
Екатерина Москвич 
ТАСС
Гендиректор ИСС Решетнева: мы разрабатываем пять спутниковых группировок для "Сферы"

Московский авиационный институт
Стартап-студия МАИ: Как воплотить в жизнь инженерную идею, а потом на её основе построить бизнес?

Московский авиационный институт
Как стать лучшим на студенческой олимпиаде "Я — профессионал": лайфхаки победителя

Московский авиационный институт
Сетевые программы обучения: за что МАИ получил премию "Авиастроитель года"



Николай Баратаев
Известия
Глава группы ФТК Иван Поминов: Технологические ключи должны находиться в руках государства
Наталия Лескова
Московский авиационный институт
Олег Алифанов: "Луна, безусловно, должна стать нашим приоритетом"
Денис Ильюшенков
Ведомости, Ростех
Сергей Чемезов: "Стране нужны самолеты, и они обязательно будут"
Евгений Гайва
Российская газета
Денис Мантуров: В гражданском самолетостроении появились проекты нового поколения

Роскосмос
Министр Анголы Мариу Аугушту да Силва Оливейра о сотрудничестве с Россией в космосе
Денис Гриценко
Известия
На крути своя: новая математическая модель поможет быстрее заменить МКС
Екатерина Москвич
ТАСС
Гендиректор НПП "Звезда": первый шаг создания лунного скафандра сделан
Виктор Бурдин
Forbes
Питер Фостер — об IPO, рейсах в Россию, разделении Air Astana и FlyArystan
Михаил Ростовский
МК.ru
Вице-премьер Денис Мантуров: "По сценарию Ирана мы не пойдем"
Милена Синева, Роман Азанов, Мария Амирджанян 
ТАСС
Глава ОАК: планируем рост гражданского сектора и создание боевых платформ нового поколения

РИА Новости
Олег Шилов: работаем над наращиванием производства боевых дронов
Ольга Коленцова
Известия
"Космический мусор может нести угрозу жизни людей на МКС"

Московский авиационный институт
Авиационный учебный центр МАИ: поставить будущее на крыло
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Кто будет строить российские самолёты? Интервью с ректором МАИ Михаилом Погосяном
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Ректор МГТУ ГА Борис Елисеев - о подготовке операторов беспилотников, влиянии санкций на подготовку авиаторов и выходе России из Болонской системы
Евгений Гайва
Российская Газета
Министр транспорта Виталий Савельев: Авиакомпании держатся, предпосылок для банкротства нет

MK.ru
Оценены претензии ИКАО к безопасности зарегистрированных в России самолетов
Олег Сапожков
КоммерсантЪ
"Очень надеюсь, что сегодняшняя ситуация подействует отрезвляюще"
Тимофей Дзядко, Артём Кореняко
РБК
Совладелец Внуково - РБК: "Люди пересели на железную дорогу и автобусы"
Наталия Михальченко
Известия
"У МКС есть запас прочности"
Екатерина Москвич
ТАСС
Гендиректор Центра им. Хруничева: в мире есть интерес к ракете "Ангара"
Екатерина Москвич
ТАСС
Рогозин: в приоритете у Роскосмоса стоит обеспечение гособоронзаказа

МИР 24
Полет нормальный: необходимы ли пилотам данные систем GPS?
Алексей Заквасин
RT
"Создать конкурентную технику": как в России продвигается разработка новых авиационных поршневых двигателей
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Рогозин: Наш приоритет сегодня - орбитальная группировка наблюдения и связи

Ростех
Юрий Слюсарь: "Стране нужны самолеты"
Ольга Коленцова
Известия
"Мы проверим спутники Юпитера на наличие там жизни"

Роскосмос
О разработке нового пилотируемого корабля "Орёл"
Антонина Тихомирова
ФедералПресс
Авиаэксперт о региональных перелетах: "Неизбежно будут дорожать"
Ирина Цырулева
Известия
"Не допустим на рынок контрафактные авиазапчасти"

Роскосмос
Интервью Дмитрия Рогозина телеканалу "Россия 24" 3 марта

Роскосмос
Интервью Дмитрия Рогозина телеканалу RT
Ольга Божьева
MK.ru
Эксперт назвал последствия санкций ЕС против российской авиаотрасли
Ольга Божьева
МК
Придется пересесть с самолетов на поезда
Тимур Латыпов, Айрат Шамилов
Бизнес ONLINE
Николай Колесов: «Я занимаюсь КВЗ по паре часов каждый день. Ситуация действительно непростая»
Алексей Никольский
Ведомости
«Сейчас одной лишь низкой ценой выиграть конкуренцию невозможно»

Интерфакс
"На 2022 год смотрим с оптимизмом, если, конечно, с неба не полетят кирпичи"

Транспорт России
Отрасль развивается последовательно и динамично
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы

Транспорт России
Поэтапное развитие
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор лоукостера "Победа": мы готовы забрать себе вообще всех лучших пилотов
Илья Вайсберг
АвиаСоюз
Юрий Михальчевский: "Жесткая конкуренция в образовании позволит выжить только сильнейшим вузам"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer