Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Гендиректор ИСС Решетнева: мы разрабатываем пять спутниковых группировок для "Сферы"


11 ноября 2022 года Екатерина Москвич , ТАСС


Россия приступила к развертыванию спутниковой группировки по программе "Сфера". Космический аппарат "Скиф-Д" был запущен с космодрома Восточный 22 сентября для защиты орбитально-частотного ресурса РФ. Спутник был создан в АО "Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнева" (входит в Роскосмос). Сейчас уже прошли проверки систем и полезной нагрузки космического аппарата "Скиф-Д". О том, чем будут отличаться штатные аппараты "Скиф" от запущенного демонстратора, сколько спутников войдет в группировку, а также о планах по увеличению производства количества аппаратов в год в интервью ТАСС рассказал гендиректор АО "Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнева" Евгений Нестеров.

— Евгений Александрович, сколько продлятся летные испытания спутника "Скиф-Д"?

— Проводятся работы по программе летной экспериментальной отработки космического аппарата "Скиф-Д". К настоящему времени уже проведены проверки систем и полезной нагрузки космического аппарата "Скиф-Д", ведутся работы по оценке выполнения основных характеристик экспериментальной космической системы. Вместе с тем проводятся мероприятия для ввода в действие орбитально-частотного ресурса системы спутниковой связи "Скиф".

После завершения летной отработки будут проводиться экспериментальные работы по организации каналов связи с учетом влияния эффекта Доплера и переменной задержки. Кроме того, в течение срока активного существования космического аппарата будут проводиться исследования влияния радиации на спутник на орбите 8 тыс. км.

— Когда будет запущен второй аппарат "Скиф"? Чем второй аппарат будет отличаться от демонстратора?

— Штатную систему "Скиф" планируется начать разворачивать в 2025 году запуском первых двух опытных образцов космического аппарата "Скиф". Это будут спутники совсем другого класса, которые обеспечат предоставление широкополосного доступа в интернет. Масса штатных спутников "Скиф" будет более 1 т. В дальнейшем группировка будет строиться на базе космических аппаратов с активными фазированными антенными решетками, что позволит многократно повысить пропускную способность системы.

— Сколько всего спутников создаст ИСС Решетнева для программы "Сфера"? Будут ли они полностью состоять из отечественных комплектующих?

— В рамках программы "Сфера" компания "ИСС" разрабатывает пять спутниковых группировок связи, а именно: спутниковую систему связи "Скиф", состоящую из 12 космических аппаратов, "Экспресс", "Экспресс-РВ", "Ямал" и многоспутниковую систему передачи данных "Марафон-IoT", орбитальная группировка которой будет состоять из 264 космических аппаратов.
В настоящий момент при реализации данных проектов идет планомерный переход полностью на отечественную элементную базу. 

— В какой стадии изготовления находится аппарат-демонстратор группировки "Марафон-IoT"?

— Сейчас нами разработан и готовится к защите эскизный проект штатной спутниковой системы "Марафон". Параллельно мы ведем разработку двух космических аппаратов-демонстраторов "Марафон-Д", запуск которых планируется в 2023–2024 году.

— Планируете ли вы на посту гендиректора какие-то нововведения в работе предприятия? Какие? На чем сосредоточится ИСС Решетнева?

— На предприятии определены приоритетные проекты. И сейчас ведется над ними большая командная работа. В ежедневном режиме проводятся оперативные совещания, проводится мониторинг выполнения поручений. Идет работа онлайн, 24 на 7.

— Когда будут выведены из эксплуатации все спутники "Глонасс-М" и группировка будет полностью состоять из новых аппаратов серии "Глонасс"?

— Космические аппараты "Глонасс-М" будут выводиться из эксплуатации по мере запусков космических аппаратов серии "Глонасс-К" после проведения их летных испытаний. Запуски космических аппаратов будут производиться в том числе по оперативной необходимости — после выхода из строя космического аппарата "Глонасс-М".

Срок замены "Глонасс-М" будет зависеть от длительности функционирования космических аппаратов серии "Глонасс-М".

— Когда начнется создание первого спутника "Гонец" нового поколения? Сколько времени потребуется на создание аппарата и когда он будет выведен на орбиту?

— В настоящее время первый этап работ по созданию нового космического аппарата "Гонец" завершен. Госкорпорацией "Роскосмос" по результатам экспертизы принят эскизный проект многофункциональной системы персональной спутниковой связи и передачи данных с новым космическим аппаратом "Гонец". Работы по этапу рабочей конструкторской документации стартуют со следующего года и заканчиваются в конце 2025 года. За это время АО "ИСС" необходимо обеспечить разработку документации и проведение первого этапа наземной экспериментальной отработки — лабораторные отработочные испытания ключевых элементов космического аппарата, наземного связного комплекса.

Для сокращения сроков создания многофункциональной системы персональной спутниковой связи и передачи данных в АО "ИСС" развернуты работы, утверждены проектная команда, график работ, разработаны технологические мероприятия, предусматривающие создание первого космического аппарата "Гонец". Прорабатываются вопросы дополнительного финансирования в 2023–2025 годах. Это финансирование обеспечит запуск первого космического аппарата "Гонец" в намеченный срок.

— Когда начнется производство первого высокоорбитального спутника "Глонасс"? Когда он будет готов?

— В настоящее время АО "ИСС" и кооперация разрабатывают материалы эскизного проекта: определяется проектный облик высокоорбитального космического комплекса, в том числе космического аппарата. По результатам защиты эскизного проекта будет определен возможный срок создания космического аппарата данного типа, а также высокоорбитального космического комплекса.

— Ведется ли проработка новых спутниковых платформ?

— Разработка новых спутниковых платформ и их составных частей ведется непрерывно. В первую очередь это обусловлено новыми амбициозными задачами, которые необходимо будет решать в будущем. 

Это связано с совершенствованием микроэлектроники и механических систем, свежими перспективными решениями в области материаловедения, развитием технических и технологических возможностей предприятия, а также потребностью со стороны заказчиков и потребителей в новом качестве и количестве изделий, расширении номенклатуры услуг связи, что приводит к росту требований к техническим характеристикам спутников.

Архитектура построения современных космических аппаратов должна позволять в сжатые сроки и за относительно невысокую стоимость создавать большое количество спутников, включающих в себя космическую платформу и полезную нагрузку различного целевого назначения.

— Какая это может быть архитектура?

— Нами разработаны и внедряются две базовые концепции построения базовых космических платформ, которые в ближайшее время позволят в полном объеме выполнить вышеперечисленные задачи. 

В рамках научно-исследовательской работы "Типоряд" создаются масштабируемые унифицированные космические платформы (далее МУКП) малых космических аппаратов в обеспечение создания многоспутниковых орбитальных группировок, планируемых к применению в составе космических аппаратов подпрограммы "Сфера".

В настоящий момент завершен первый этап (проведена защита научно-исследовательской работы "Типоряд-АП"), где проведено обоснование выбора оптимального (наилучшего) варианта компоновки вариантов МУКП, их составных частей и основных систем, агрегатов, приборов, электронной компонентной базы (электрорадиоизделий), комплектующих изделий, материалов конструкции, покрытий и принятых компонентов топлива с учетом надежности, возможностей экспериментальной и производственной базы, технико-экономических показателей. 

В рамках данной работы реализована концепция модульного построения космической платформы. Каждый модуль в отдельности представляет собой подсистему-платформу, а также функционально и конструктивно обособленный узел, который имеет четко определенные механические, электрические и тепловые интерфейсы. На первом этапе каждый модуль платформы проходит полный цикл наземной отработки (электрической, механической и термовакуумной). В рамках поточного изготовления платформ модули проходят минимально необходимый (выборочные проверки) объем проверок и поступают на участок "конвейерной сборки".

Данная технология позволит создавать около 50 спутников связи массой 500–1000 кг в год. К такому классу спутников относятся космические аппараты "Скиф" и "Гонец-М1". Также данную технологию планируется применить и для перспективных спутников "Глонасс".

— Что подразумевает вторая концепция?

— Вторая концепция более ориентирована на реализацию массового производства. Базовым проектом для реализации данного подхода стала работа по созданию низкоорбитальной многоспутниковой системы передачи данных "Марафон IoT" с КА "Марафон" массой 50 кг. Полная орбитальная группировка космической системы насчитывает 264 КА. Первые 132 КА планируется запустить в 2025 г.  

Используемые технические решения основываются на принципах глубокой интеграции оборудования, ключевой особенностью которых стала идеология построения спутника как единого прибора.

Базовая задача, которая была решена в процессе реализации компоновочных решений, заключалась в формировании архитектуры прибора на уровне спутника.

Спутник должен быть выполнен в виде моноблока со встроенным оборудованием. 

Корпус космической платформы спутника — его основа, представляет из себя высокотехнологичную конструкцию, выполняющую одновременно роль силового элемента изделия (включая защиту от внешних воздействующих факторов) и "материнской платы", в которую интегрированы средства системы терморегулирования, тракты бортовой кабельной сети, предусмотрены механические и электрические интерфейсы под установку оборудования.

Размещение оборудования реализовано с учетом всех существующих ограничений в части взаимного влияния и т.п. Организация подхода к размещению и архитектуре радиоэлектронного оборудования как единого комплекса позволяет исключить дублирование радиоэлектронных компонентов и организовать эффективную работу программного обеспечения спутника. Кроме того, данный подход позволяет сократить объем бортовой кабельной сети.

На базе космической платформы "Космический аппарат "Марафон" в ближайшем будущем планируется реализовывать массовое производство спутников различного целевого назначения подобного класса. 

— В каком состоянии находится медицинский комплекс лучевой терапии для лечения онкологических больных? Сохраняются ли сроки его создания в 2023 году?

— Компания "ИСС" реализует инициативный проект по созданию мобильного комплекса лучевой терапии на основе бетатрона — циклического ускорителя частиц. Его применение поможет снизить вероятность рецидива онкологических заболеваний. Подобное оборудование на предприятии создается впервые. 

Опытный образец медицинского бетатрона использовался в Томском НИИ онкологии на протяжении 30 лет, но для вывода на рынок разработку необходимо было сделать эргономичной и сертифицировать. 

В рамках проекта решетневская фирма отвечает за проектирование, дизайн и окончательное производство самого медкомплекса. Сотрудниками предприятия уже разработана 3D-модель, которая будет использоваться для производства данной линейки аппаратов.

Кроме того, компания "ИСС" начала сотрудничество с Первым Московским государственным медицинским университетом имени И.М. Сеченова и консорциумом "Медицинская техника". Новые партнеры окажут помощь в разработке индивидуальной стратегии продвижения на рынке медицинских изделий и организации сертификации аппарата. 

Медкомплекс, созданный на "ИСС", призван стать полностью отечественным оборудованием, доступным во всех регионах нашей страны. Он будет иметь ряд преимуществ перед зарубежными аналогами: компактность, легкость, как следствие — почти вдвое более низкая цена. А также при использовании бетатрона практически не будет фонового излучения, как при использовании других лучевых аппаратов: его воздействие точечное, исключительно на опухоль или ложе. 

Производство первого образца нового оборудования и его испытания запланированы на первый квартал 2023 года. Клинические испытания на пациентах — на 2024 год. В дальнейшем на базе "ИСС" создадут серийное производство мобильных комплексов лучевой терапии.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным



Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно
Артём Кореняко
РБК
Глава Росавиации: "Предлагаю термин "каннибализация" не использовать"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Валерий Шелковников: Мы упускаем реальную возможность внедрить проактивный метод предотвращения авиапроисшествий
Юлия Мартынова
МАИ
Инженеры новой формации

Росавиация, Авиасоюз
Интервью Руководителя Росавиации Александра Нерадько отраслевому журналу "Авиасоюз" к 100-летию отечественной гражданской авиации

PrimaMedia
Стюардесса Аэрофлота: "Когда вы в самолете, вы ближе к звездам. Мечтайте"
Артём Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Аэрофлота» Сергей Александровский: «Будет сложно возвращаться»
Ольга Коленцова
Известия
Начальник Центра управления полетами Максим Матюшин: "Для управления спутниками мы создали цифровой двойник космоса"
Артем Рукавов
Интерфакс
Сергей Крикалев: работа российского сегмента МКС может быть продлена минимум до 2028 года

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer