Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Стартап-студия МАИ: Как воплотить в жизнь инженерную идею, а потом на её основе построить бизнес?


3 ноября 2022 года Московский авиационный институт


Как создать инженерный проект, который станет финансово успешным? Возможно ли совмещать инженерный талант и управление компанией? Как привлечь инвестиции для реализации стартапа и каким должен быть продукт, который точно станет востребованным у потребителей? Таких вопросов огромное количество у тех, кто хочет не просто создать технологическую идею, но и реализовать её в продукте и заработать на нём. Помочь с ответами на них, а также подсказать конкретные действия в направлении осуществления бизнес-идеи сегодня помогает пилотная акселерационная программа, реализуемая Стартап-студией МАИ совместно с Передовой инженерной школой МАИ и Центром маркетинга МАИ. Чтобы узнать подробнее о стартап-студии и особенностях акселерационной программы, мы обратились к Екатерине Фёдоровой, заместителю директора Дирекции института № 14 «Передовая инженерная школа» и идеологу данной программы.

Екатерина, расскажите, как родилась идея Стартап-студии МАИ?

На протяжении шести лет мы в МАИ реализовывали образовательные и акселерационные программы, задачей которых была разработка проектных решений в интересах наших индустриальных партнёров: авиастроительных и аэрокосмических конструкторских бюро, производственных предприятий, технологических компаний. Главная цель таких программ — поиск решения в проекте, формирование плана реализации проекта и подготовка проектной команды, способной решить поставленную задачу. Примерами таких проектов были, например, концепция сервиса и эксплуатации воздушного судна, формирование эффективной модели серийного производства космических аппаратов, разработка бизнес-модели инновационного проекта или выстраивание логики программного управления.

Но это в основном были большие и сложные программы с длительным сроком реализации. А для проектов научных коллективов и студентов МАИ требовалась, в первую очередь, работа по формулировке бизнес-идеи и бизнес-модели проекта в более короткие сроки.

Стартап-проекты отличаются от индустриальных и по циклам, и по методам вывода продуктов на рынок, поэтому для них нужна отдельная программа и особая экосистема, в которой могут развиваться подобные проекты.

Таких проектов в МАИ немало: одни находятся на стадии технологической идеи, другие — на стадии патентования, третьи — с уже разработанным продуктом. Последние представляли для нас особый интерес, поэтому в первую программу стартап-студии мы из 200 проектов отобрали шесть, которые и получили возможность принять участие в акселерации.

Что это за проекты?

Проекты самые разнообразные, что отражает идею диверсификации, которая является частью стратегии развития нашего университета. Помимо более традиционных для МАИ проектов: двигательные установки для кубсатов и МКА малой размерности и беспилотного самолёта для орошения полей, есть также медицинские проекты по диагностике болезни Альцгеймера и технологиям протезирования, проекты в пищевой промышленности, индустрии безопасности и другие.

Итак, вы отобрали шесть перспективных проектов, а что дальше? Как строится работа по ним?

Изучая проекты, мы понимаем их сильные и слабые места. Традиционно слабое место инженерного проекта заключается в том, что качественно реализованная и технологически оснащённая идея не учитывает требования рынка и потребности клиента. Поэтому акселерационная программа посвящена, в первую очередь, решению этих вопросов: что на самом деле нужно потребителям и какие у них потребности, какие продукты предлагают конкуренты и с какими характеристиками, как сделать свой продукт нужным потребителю и удовлетворяющим его нужды.

Программа состоит из 11 спринтов, каждый из которых длится две недели и предполагает два формата — развивающий команды, где наши эксперты тренируют участников по использованию маркетинговых и проектных инструментов, и развивающий проект, в рамках которого трекеры и эксперты вместе с командой работают над бизнес-моделью.
Задачи в рамках спринтов сосредоточены на вопросах анализа рынка, определения продукта, бизнес-планирования и бизнес-моделирования проекта, структурирования проекта для инвесторов.

Помимо проведения семинаров, как ещё помогают ваши специалисты помогают?

С каждой проектной командой работает трекер, который понимает суть акселерационной программы Стартап-студии МАИ и погружен в проблематику конкретного проекта. Трекер является, можно сказать, соруководителем проекта, помогает команде пройти все шаги, участвует в работе. При этом он не подменяет руководителя и лидера проекта, а является, скорее, «вторым пилотом».

Также с командами работают эксперты по продукту и рынку, привлечению инвестиций, по инженерно-технологической части.

Эксперты — это представители МАИ?

Не только. Мы привлекли пул экспертов, который наработали годами в рамках наших акселерационных программ для индустриальных корпоративных партнеров: это представители индустрии, бизнеса, фондов.

Но основная команда cтартап-студии — это сотрудники МАИ, представляющие Центр проектного обучения, Центр маркетинга, отдел научно-исследовательской работы студентов МАИ и другие.

К какому результату должны прийти участники?

Основной результат — упакованный верифицированный продукт и демонстрация его потенциальным инвесторам. По итогам программы запланирована питч-сессия с участием широкого пула инвесторов, которые смогут оценить проекты участников. Конечно, мы не гарантируем получение инвестиций, но мы гарантируем возможность для участников услышать комментарии от профессиональных инвесторов о том, что мешает проекту получить финансирование. И уже в дальнейшем ребята смогут усовершенствовать продукт самостоятельно или с нашей помощью.

На что будут потрачены инвестиции?

Мы считаем, что на этом этапе проектов имеет смысл использовать инвестиции для изготовления прототипа, соответствующего требования рынка, или доработке самого продукта.

Участники студии — это студенты МАИ?

Не только. Доля студентов около 30%, остальные — молодые сотрудники института. Мы заинтересованы в том, чтобы в МАИ появлялись такие проекты, которые можно развивать именно в бизнесовом подходе.

Планируете привлекать другие вузы?

Мы являемся координатором Консорциума аэрокосмических вузов, поэтому у нас есть цель сделать межвузовскую акселерационную программу, нацеленную на развитие стартапов в нашей отрасли. Но будем привлекать и проекты из смежных инженерных отраслей: электрификация транспорта, БПЛА, высокотехнологичная медицина и др.

Сколько проектов единовременно могут принимать участие в cтартап-студии?

Следующая программа стартап-студии стартует в марте, и мы планируем участие 15-20 проектов. Но мы ориентируемся в первую очередь не на количество, а на качество проработки проектов. Нам важно постепенно формировать и отрабатывать технологию с проектами, органически расти в количестве проектов и расширять масштаб стартап-студии, исходя из потребности проектных команд в развитии своих продуктов на нашей площадке.

Когда и при каких условиях техстартап сможет стать успешным?

У технологического стартапа больше шансов на успех, если при его создании думали о том, кто купит этот продукт и как он принесет пользу потребителю. Кажется, звучит просто, но на деле часто происходит по-другому. Сначала инженер создает технологию, а потом думает, кому она может быть нужна. В идеале должно быть наоборот. Мы должны понимать куда идет рынок, что будет с ними через 10-20 лет, кому технология/продукт может быть нужной и зачем, и уже потом приступать к полномасштабной разработке.

В каком направлении двигаться, в какую сторону смотреть инженеру, желающему привлечь инвестиции на свой продукт?

Я не буду давать конкретное технологическое направление, но отмечу два важных момента.

Первое. Именно наличие коммерческих компетенций позволяет проектной команде создавать продукты, отталкиваясь от рынка, а не от того, что мы умеем и можем. И я верю, что из инженера сделать предпринимателя можно, потому что настоящий инженер должен обладать системным мышлением, и он сможет освоить технологическое предпринимательство и продуктовую логику или компетенцию управления проектом.

Второе. Если есть желание заниматься не только наукой, но и бизнесом, нужно смотреть, куда идут инвестиции. Сейчас много информационных ресурсов, которые позволяют быть в курсе этого. Если ты начинаешь смотреть за движением денег, то начинаешь понимать, куда смотреть и в каком направлении двигаться, и что на самом деле может быть нужно рынку и потребителям.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»



Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно
Артём Кореняко
РБК
Глава Росавиации: "Предлагаю термин "каннибализация" не использовать"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Валерий Шелковников: Мы упускаем реальную возможность внедрить проактивный метод предотвращения авиапроисшествий
Юлия Мартынова
МАИ
Инженеры новой формации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer