Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Начальник Центра управления полетами Максим Матюшин: "Для управления спутниками мы создали цифровой двойник космоса"


27 декабря 2022 года Ольга Коленцова, Известия


В новом базовом центре управления полетами космических аппаратов будут использовать технологии цифровых двойников и искусственного интеллекта. Об этом в интервью «Известиям» рассказал начальник ЦУПа АО «ЦНИИмаш» (входит в госкорпорацию «Роскосмос») Максим Матюшин. При этом нейросеть будет лишь помогать оператору, а принятие решений останется за человеком. Также топ-менеджер высказал мнение: число космических аппаратов уже настолько велико, что пора вводить правила их движения.

«Искусственный интеллект будет управлять спутниками совместно с человеком»

— Максим Михайлович, количество и разнообразие космических аппаратов и систем в последние годы растут лавинообразно. Что изменилось для систем управления космическими полетами?

— Темпы развития мировой космической техники по историческим меркам всегда были достаточно высокими, возможно, поэтому огромные изменения в части облика и содержания космических систем происходят для стороннего наблюдателя практически незаметно. Уже является реальностью возможность развертывания спутниковых систем, состоящих из сотен или даже тысяч космических аппаратов. И существующая реальность требует серьезного развития систем управления космическими полетами. Если в прошлом управление можно было упрощенно назвать точечным, работающим по принципу «система управления — объект управления», где объектом управления был космический аппарат и увеличение количества космических аппаратов просто компенсировалось созданием нового сектора управления, состоящего из зала управления, вычислительных комплексов, средств связи и прочего, то в условиях взрывного роста требуется либо такое же взрывное увеличение секторов управления и, как следствие, такое же взрывное увеличение затрат на их создание и эксплуатацию, либо создание новой идеологии и использование иных принципов построения управляющих систем.

— Каковы же новые принципы?

— Идеология построения системы изначально должны предполагать ее способность к самоадаптации применительно к внешним условиям. Из этого следуют принципы работы системы. Первый — способность адаптировать себя к управлению разнородными космическими аппаратами, второй — способность оптимизировать расход имеющихся в распоряжении ресурсов за счет их перераспределения, и третий — способность выполнять первые два быстро и эффективно.

Следует отметить, что мы не должны путать вышеназванные идеологию и принципы управления с искусственным интеллектом. В данном случае система управления предполагает содействие человеку и снижение уровня загруженности человека в рамках реализации самого процесса управления. Принятие решений в любом случае остается за человеком.

Данная концепция была использована при разработке эскизного проекта базового ЦУПа госкорпорации «Роскосмос», выполненного сотрудниками Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш) совместно с сотрудниками ведущих предприятий отрасли. Эскизный проект успешно прошел защиту в Федеральном космическом агентстве в 2015 году и в настоящее время центральный орган управления — базовый ЦУП госкорпорации «Роскосмос» — предполагается строить именно с учетом идеологии цифровых экосистем и вышеназванных принципах.

— Что уже получилось сделать?

— Для начала следует отметить, что целостный опыт управления группами космических систем, объединяющих по несколько автономно летающих на длительном интервале времени космический аппаратов, в гражданском сегменте российского космоса на тот период в целом отсутствовал. Конечно, была реализована технология управления российским сегментом МКС, но продолжительность этапа автономного полета кораблей «Союз» и «Прогресс» очень ограниченна, а модули РС МКС могут считаться автономными со значительными оговорками.

Поэтому параллельно с созданием эскизного проекта базового ЦУПа «Роскосмоса» наряду с теоретическими положениями шла разработка практических методик технологии управления группами космических систем. Благодаря созданию и постоянному развитию данной технологии стало возможным успешное применение по целевому назначению новых космических систем: многофункциональной космической системы ретрансляции «Луч», космической системы дистанционного зондирования Земли «Ресурс-П», космической системы оперативного мониторинга земной поверхности «Канопус-В», геостационарной гидрометеорологической космической системы «Электро». То есть можно говорить о том, что результаты теоретической проработки вылились в успешное завершение работ первой фазы создания базового ЦУПа госкорпорации «Роскосмос» и технология управления группой космических систем, состоящих из разнородных космических аппаратов, начала получать воплощение в практической реализации.

Вместе с тем основной целью данного этапа работы является создание универсальной цифровой базовой платформы как основного системообразующего элемента цифровой экосистемы управления полетами. В июне 2022 года это было реализовано совместно с кооперацией из ведущих предприятий госкорпорации «Роскосмос» и Российской академией наук (РАН).

— Какие технологии используются в этом проекте?

— Если говорить об уникальных технологиях, то в качестве примера можно привести создание единого виртуального баллистического информационного пространства, предназначенного для отображения текущей космической оперативной обстановки. Фактически это цифровой двойник космоса, в котором проводятся текущие операции управления полетом разнородных космических аппаратов. Это пространство позволяет моделировать движение на разных орбитах, планировать и реализовывать операции с одним аппаратом в составе целой группы с учетом наличия космического мусора.

У нас были созданы новые технологии управления потоками информации, которыми обмениваются спутники с системой управления полетами. К примеру, технологии телеметрического обеспечения, позволяющие объединять информацию о космических аппаратах, получаемую от различных источников, в одной среде. Так обеспечивается достижение максимальной достоверности данных о состоянии бортовых систем различных спутников. Созданы технологии, позволяющие предоставлять средства локальной вычислительной сети с выходом на каналы связи через российские средства обеспечения безопасности. Реализованы комплексные решения по видеоконференцсвязи, IP-телефонии, средствам телефонной связи.

— Какими объектами в космосе может управлять ЦУП?

— ЦУП в состоянии обеспечить управление практически любыми видами космических аппаратов, начиная от сверхмалых с массой до 100 кг и объемом не более 1 куб. м и заканчивая российским сегментом Международной космической станции массой более 70 т и объемом порядка 265 куб. м.

— Будет ли ЦУП управлять частными космическими аппаратами, количество которых растет?

— Как я уже говорил выше, технически ЦУП может управлять любыми космическими аппаратами и в своей повседневной деятельности получает и использует информацию обо всех объектах, находящихся на околоземных орбитах, но в настоящее время управление осуществляется только космическими аппаратами, входящими в орбитальную группировку госкорпорации «Роскосмос».

«Принципы организации контроля космического движения»

— Как изменится работа специалистов в ЦУПе?

— У них станет меньше рутины, которую возьмет на себя система управления. Вообще человеческий мозг воспринимает и обрабатывает информацию достаточно быстро, но именно в силу наличия человеческого фактора — возможности отвлечься, задержаться с ответом, переспросить — между получением и обработкой информации и принятием решения возникает задержка. Интеллектуальная система управления проделает необходимые процедуры обработки данных значительно быстрее и предложит специалисту готовый набор решений, человеку останется только выбрать подходящее.

— Какие вы видите перспективы развития новых подходов к управлению космическими полетами?

— В начале ХХ века, на заре авиации, вопросов регулирования движения самолетов, необходимости предупреждения аварийных ситуаций, связанных со столкновениями в воздухе, не возникало. Но уже в 1920–1930-е годы в Великобритании, США и СССР в связи со взрывным ростом количества авиатехники начали создавать службы управления воздушным движением, вырабатывать идеологию, методики и принципы работы.

Аналогично сейчас обстоят дела и в космическом пространстве. Нынешнее количество космических аппаратов требует организации процесса их движения, причем на основании принципов и правил, общих для всех участников. Возвращаясь к аналогиям с авиацией, в итоге появится, скажем так, международная система, представляющая собой национальные системы управления космическим движением, объединенные в общую международную сеть. Созданные средства базового ЦУПа вполне могут быть первым приближением к созданию национальной системы управления космическим движением.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»



Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно
Артём Кореняко
РБК
Глава Росавиации: "Предлагаю термин "каннибализация" не использовать"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Валерий Шелковников: Мы упускаем реальную возможность внедрить проактивный метод предотвращения авиапроисшествий
Юлия Мартынова
МАИ
Инженеры новой формации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer