Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Роман Гусаров:
Придется пересесть с самолетов на поезда

Эксперт назвал последствия санкций ЕС против российской авиаотрасли


27 февраля 2022 года Ольга Божьева, МК


Евросоюз принял беспрецедентные санкции против российской авиационной отрасли в связи с событиями на Украине.

Евросоюз принял беспрецедентные санкции против российской авиационной отрасли в связи с событиями на Украине. Этот шаг ЕС очень болезненный, если вспомнить нашу колоссальную зависимость от Запада в области авиации. Об опасности этой зависимости авиационные специалисты, в том числе со страниц «МК», предупреждали много раз. И вот теперь гром грянул.

Ведущий эксперт авиаотрасли, главный редактор портала AVIA.RU Network, Роман Гусаров объяснил «МК», чего нам следует ожидать в ситуации, когда 90% российского авиапарка составляют иностранные самолеты – американские «боинги» и европейские «эрбасы». Сможем ли мы вообще летать самолетами или основным способом передвижения для россиян теперь станет железнодорожный транспорт?

ЕС запретил поставки российским авиакомпаниям европейских самолетов Airbus. Все воздушные суда, находящиеся в лизинге, должны быть в течение месяца возвращены лизингодателю. Запрещается поставка комплектующих, а также страховка и ремонт тех машин, которыми российские авиакомпании владеют напрямую.

Интересно, что пока об аналогичных мерах не объявил американский концерн Boeing. Ждать их, или нет – не ясно. Если в этом вопросе в США возьмут верх политические ястребы, то американцы наверняка присоединятся к европейцам. А если для прагматичных американцев важней окажется экономическая выгода, то, возможно, Boeing отмолчится, используя этот шанс, чтобы окончательно вытеснить своего главного конкурента Airbus с российского авиационного рынка.

- Пока официальных бумаг, разъясняющих санкционные меры в отношении нашей авиаотрасли, не поступило. Окончательно не всё понятно с формулировками, - поясняет Роман Гусаров. – Ясно, что речь идёт о европейских самолётах. Но что означает понятие «европейский самолёт»? Есть три варианта трактовки.

Во-первых, это самолёты, произведённые в Евросоюзе. Во-вторых, самолёты, переданные европейским лизинговым компаниям. И третье – самолёты, зарегистрированные в европейской юрисдикции, к примеру, в Ирландии.

- То есть вы хотите сказать, что каждый из трех вариантов подразумевает для нас различные санкционные последствия?

- Конечно. Если речь идёт о самолётах, зарегистрированных в Евросоюзе, то значит, у нас существует возможность перерегистрировать их в другой юрисдикции. Если речь идёт о европейских лизинговых компаниях – владельцах наших самолетов, значит, их можно им отдать и взять у других лизинговых компаний. То есть сменить владельца самолётов. А если имеются в виду конкретно самолеты фирмы Airbus, то в этом случае вариант только один: самолёты действительно подлежат возврату.

В первых двух вариантах мы можем решить проблемы и летать дальше.  

- Но в этом случае встанет вопрос запчастями, которые нам не будут поставлять?

- Да. И тут опять встаёт вопрос: касается ли этот запрет всех запчастей для самолетов Airbus, или только запчастей европейского производства? Потому что производители этих запчастей есть и в Азии, и в США, и где угодно ещё. Комплектующие производятся в разных странах, номенклатура огромна. Где, сколько, почем – вопрос нужно изучать. Если будет разрешена какая-то альтернатива, значит, на этих самолётах мы продолжим летать.

- А если альтернативы не будет? Сможем ли мы купить европейские запчасти через третьи страны?

- Теоретический - да. Практически – нет. Думаю, этот вариант будет пристально отслеживаться. Все запчасти номерные. Если окажется что конечный получатель – Россия, тот, кто их нам продал, будет наказан. Невозможно незаметно приобрести через третью страну какую-то деталь и установить её на наш самолёт. Тем более, если этот самолёт находится в лизинге иностранной компании.  Она просто не даст это сделать.

Но это могут быть запчасти производства третьих стран. Хотя тут возникает ещё один вопрос: коснутся ли санкции технических центров по обслуживанию Airbus, которые находятся у нас в России. Будут ли у них отозваны сертификаты на обслуживание европейских самолётов?

- Такие центры ведь есть не только у нас?

- Да, кроме наших, существуют и европейские, и азиатские центры. Я просто хочу сказать, что пока здесь возникает масса вопросов, на которые еще нет однозначных ответов.

- И один из наиболее важных, на мой взгляд: подключатся ли к таким же санкциям американцы, или нет? И что тогда?

- Если не подключаются, то мы отдаём европейцам их Airbus и берём на авиационном рынке самолеты Boeing.

- США это ведь очень выгодно. Они фактически выгоняют с российского рынка европейцев и сами занимают его практически полностью, так как у нас никакой альтернативы не остаётся?

- Очень часто такого рода санкции именно к этому и ведут. Более того: ради этого и вводятся. Допустим, когда европейцы ввели торговые санкции в отношении России, а мы в ответ – контрсанкции, то европейцы сами в результате много чего потеряли. Зато торговля с США в это время у нас выросла. И так происходит очень часто. Так что здесь надо ещё посмотреть на поведение американцев и подождать их реакцию. Если США не введут аналогичные санкции, то европейцы наверняка пойдут на попятную. Иначе получится, что они сами себя высекли.

Представьте: получить 400 новых самолетов назад и как-то потом их в мире пытаться пристроить – просто жуть! Это ведёт к гигантским потерям. Получается ведь, что когда-то компании, условно говоря, вложили $40 млрд в эти самолеты, которые сейчас у нас летают, а теперь мы это всё обратно им вернём? И куда они их денут в период пандемии? Ведь никто их не возьмёт. А если и возьмёт, то с огромным дисконтом. Просто за копейки. Получается, в результате таких санкций европейцы получают огромную для себя проблему.  

Ну, и конечно, будет совсем другой вариант, если американцы подключатся и применят такие же санкции.

- И что тогда?

- Тогда мы будем должны уже вернуть не 400, а к примеру, 800 самолётов. Представляете, что тогда произойдет на рынке?  На мировом авиационном рынке появится 800 относительно новых машин, которые нужно кому-то впарить!  А это значит, цены на самолёты на вторичном рынке просто рухнут. Эти машины придётся отдавать по очень низкой цене.

Более того, непосредственно у Boeing и Airbus рухнут продажи и на новые самолёты. Ведь если на рынке есть подержанные, но практически новые машины за полцены, то зачем у тех же Boeing и Airbus покупать совсем новый самолёт? Это просто нецелесообразно.

Выходит, почти на 800 новых построенных самолётов не будет спроса. Получается, и Boeing, и Airbus практически еще год могут не работать, и те самые $80 млрд они не заработают. Я беру грубые цифры, исходя из того, что новый среднемагистральный самолет  стоит порядка $100 млн.

Так что тотальные санкции в этой области для нас, конечно, будут ужасными, и встанет большой вопрос, что делать с нашей авиаотраслью. Но и для них это станет ситуацией близкой к катастрофе. Особенно сейчас, когда и без того продажи новых самолётов сильно упали из-за проблем с пандемией.

Получается, что в тотальных санкциях они крайне не заинтересованы.

- Кто в первую очередь – США или Европа?

- Да никто. Весь авиационный мир не заинтересован.

- Но ведь они все равно их вводят! Мы-то больше всех не заинтересованы.  Получается, у нас могут отнять почти 90% нашего авиационного парка.

- Да, такое может произойти. Тогда нам действительно летать будет не на чем. Но я думаю, частично мы сможем решить этот вопрос за счёт привлечения к нам сюда иностранных авиакомпаний. Ну, например, полёты по туристическим направлениям с удовольствием на себя возьмут китайские, корейские или ещё какие-то авиакомпании.

- И билеты у них будут дешевле, чем у наших авиакомпаний?

- Не знаю, будут ли – сейчас общемировой спад авиационных перевозок из-за пандемии, но в любом случае наш огромный рынок авиаперевозок – это лакомый кусок для иностранных авиакомпаний.

- А что будет с внутренними перевозками?

- Здесь тоже есть варианты. Хотя первое время придется пережить шоковый переходный период.

- Мы могли бы как-то частично решить проблему за счёт покупки бразильских самолетов Embraer?

- Теоретически, наверное, да. Но ведь американцы могут и в отношении бразильской Embraer ввести санкции. Мы такое уже проходили. Тем более, что Embraer тоже собирается из различных комплектующих, включая европейские и американские. Кстати, как и наш Sukhoi Superjet 100.  То есть мы и на нем здесь у себя летать не сможем, так как он наполовину импортный, включая двигатели.   

Так что это фактически авиационная война. Она даже похуже, чем санкции в отношении президента Путина. Против него вводить санкции просто смешно - блокировать его зарубежные счета в западных банках, которых нет. Зато война против нашей авиаотрасли – это очень серьезно.

- Пока ждем, как поведет себя Boeing?

- Объявит – не объявит, кто сейчас это может знать? Мы и про европейские санкции пока знаем только из сообщений СМИ. Никаких официальных бумаг ещё не было. Так что вариативность возможных ответных действий пока очень большая. А вот придут документы, увидим их, тогда уже и будем строить какие-то планы.

- Мы много лет строили планы, а надо было строить самолеты...




комментарии (0):











Материалы рубрики


Московский авиационный институт
Авиационный учебный центр МАИ: поставить будущее на крыло
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Кто будет строить российские самолёты? Интервью с ректором МАИ Михаилом Погосяном
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Ректор МГТУ ГА Борис Елисеев - о подготовке операторов беспилотников, влиянии санкций на подготовку авиаторов и выходе России из Болонской системы
Евгений Гайва
Российская Газета
Министр транспорта Виталий Савельев: Авиакомпании держатся, предпосылок для банкротства нет

MK.ru
Оценены претензии ИКАО к безопасности зарегистрированных в России самолетов
Олег Сапожков
КоммерсантЪ
"Очень надеюсь, что сегодняшняя ситуация подействует отрезвляюще"
Тимофей Дзядко, Артём Кореняко
РБК
Совладелец Внуково - РБК: "Люди пересели на железную дорогу и автобусы"
Наталия Михальченко
Известия
"У МКС есть запас прочности"



Екатерина Москвич
ТАСС
Гендиректор Центра им. Хруничева: в мире есть интерес к ракете "Ангара"
Екатерина Москвич
ТАСС
Рогозин: в приоритете у Роскосмоса стоит обеспечение гособоронзаказа

МИР 24
Полет нормальный: необходимы ли пилотам данные систем GPS?
Алексей Заквасин
RT
"Создать конкурентную технику": как в России продвигается разработка новых авиационных поршневых двигателей
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Рогозин: Наш приоритет сегодня - орбитальная группировка наблюдения и связи

Ростех
Юрий Слюсарь: "Стране нужны самолеты"
Ольга Коленцова
Известия
"Мы проверим спутники Юпитера на наличие там жизни"

Роскосмос
О разработке нового пилотируемого корабля "Орёл"
Антонина Тихомирова
ФедералПресс
Авиаэксперт о региональных перелетах: "Неизбежно будут дорожать"
Ирина Цырулева
Известия
"Не допустим на рынок контрафактные авиазапчасти"

Роскосмос
Интервью Дмитрия Рогозина телеканалу "Россия 24" 3 марта

Роскосмос
Интервью Дмитрия Рогозина телеканалу RT
Ольга Божьева
MK.ru
Эксперт назвал последствия санкций ЕС против российской авиаотрасли
Ольга Божьева
МК
Придется пересесть с самолетов на поезда
Тимур Латыпов, Айрат Шамилов
Бизнес ONLINE
Николай Колесов: «Я занимаюсь КВЗ по паре часов каждый день. Ситуация действительно непростая»
Алексей Никольский
Ведомости
«Сейчас одной лишь низкой ценой выиграть конкуренцию невозможно»

Интерфакс
"На 2022 год смотрим с оптимизмом, если, конечно, с неба не полетят кирпичи"

Транспорт России
Отрасль развивается последовательно и динамично
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы

Транспорт России
Поэтапное развитие
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор лоукостера "Победа": мы готовы забрать себе вообще всех лучших пилотов
Илья Вайсберг
АвиаСоюз
Юрий Михальчевский: "Жесткая конкуренция в образовании позволит выжить только сильнейшим вузам"
Мария Амирджанян
ТАСС
Глава "Аэрофлота": по итогам года группа увеличит перевозки на 50%
Екатерина Постникова
Известия
«Нас разочаровала пассивно-отстраненная позиция западных государств»

Интерфакс
Дмитрий Рогозин: ожидаем от NASA официального предложения продлить работу МКС
Антон Лавров
Известия
"Мы сделали ставку на нанесение массированных ударов"
Тимофей Дзядко, Артём Кореняко
РБК
Глава "Аэропортов регионов" - РБК: "QR-код - это неизбежное"
Илья Вайсберг
АвиаСоюз
МГТУ ГА открывает новые направления в подготовке авиационных специалистов

Еврорадио
Можно ли "запретить" Национальный аэропорт "Минск" санкциями ЕС?

Еврорадио
Не взлетит? На что может пересесть “Белавиа”, если Европа заберёт самолёты

РИА Новости
Андрей Богинский: ждем первый контракт на "Ансат" с VIP-салоном AURUS
Милена Синева
ТАСС
Глава "Вертолетов России": каким будет вертолет будущего - вопрос открытый
Антон Лавров
Известия
"Беспилотники помогают нам поражать цели в режиме реального времени"
Дмитрий Решетников
РИА Новости
Сергей Богатиков: в России испытан вооруженный ракетами беспилотный вертолет
Милена Синева, Мария Амирджанян
ТАСС
Глава Ростеха Чемезов: на Dubai Airshow 2021 мы показываем будущее авиации России
Артём Кореняко Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/business/11/11/2021/618cd3f69a7947ebc9274384
РБК
Глава Минпромторга о VIP-самолетах под брендом Aurus и будущих новинках в линейке SuperJet
Артём Кореняко, Петр Канаев
РБК
Глава "Уральских авиалиний" - РБК: "Живьем на растерзание не дадимся"
Инна Сидоркова
РБК
Глава ФСВТС — РБК: Брошенная США техника — проблема не только Афганистана
Илья Вайсберг
АвиаСоюз
Опираясь на традиции и опыт – устремленность в будущее!
Дмитрий Федюшко
ТАСС
Гендиректор "Рособоронэкспорта": рассматриваем Латинскую Америку как перспективный регион

РИА Новости
Дмитрий Рогозин: для плодотворного сотрудничества с НАСА санкции надо снять
Артем Рукавов
Интерфакс
Главный конструктор СККП: в ближайшие 10 лет ситуация с космическим мусором станет критической

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer