← Назад

Главная Обзоры СМИ Интервью

Дмитрий Рогозин:
Интервью Дмитрия Рогозина телеканалу "Россия 24" 3 марта


3 марта 2022 года Роскосмос


Интервью генерального директора Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрия Рогозина телеканалу «Россия 24».

— Насколько сильный в целом удар нанесен по сотрудничеству в космической сфере и какие наиболее болезненные точки, на ваш взгляд?

— Вы знаете, что в список санкционных организаций попали две наши ключевые организации — это головной научно-исследовательский институт ЦНИИМаш, который включает в том числе Центр управления полётами Международной космической станцией. Это само по себе, конечно, поразительно с точки зрения риторики американцев, которые говорят о том, что надо сохранить МКС любой ценой. Безусловно также запрещены все поставки радиоэлектронной и микроэлектронной базы космического назначения. Надо иметь в виду, что нет ни одной страны в мире, я об этом уже говорил, которая могла бы производить вообще всю электронику. Даже на территории США такого нет, это всегда вопрос кооперации. Сейчас нас отрезают от этих поставок, но мы заранее подготовились и уже знаем, как действовать в этой связи. Также санкции введены в отношении Ракетно-космического центра «Прогресс» (входит в Роскосмос, г. Самара), который производит наши легендарные ракеты «Союз-2», на которых выводятся не только автоматические космические аппараты, но и пилотируемые корабли.

Последние недружественные действия, в том числе направленные против всего российского оборонно-промышленного комплекса — так называемые блокирующие санкции, — безусловно, вызывают возмущение в нашей ракетно-космической отрасли, которая в том числе занимается созданием и ракетно-ядерного щита нашей страны, это твердотопливные, жидкостные ракеты, которые являются основой стратегических ядерных сил. Также, наши предприятия работают для создания космической орбитальной группировки в интересах обороны и безопасности. Поэтому нами сегодня принято решение о прекращении поставок в Соединенные Штаты ракетных двигателей производства НПО Энергомаш.

Напомню, что еще с середины девяностых годов такие поставки шли достаточно активно. Это, прежде всего, двигатель РД-180, который в качестве маршевого использует ракета Atlas 5, и двигатель РД-181, который используется в первой ступени ракеты Antares. На сегодняшний момент мы имеем контракт, в 2022–2024 годах планировалось дополнительно поставить еще 12 двигателей РД-181. Велись также переговоры с Соединенными Штатами о поставке двигателей РД-181М с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Мы считаем, что в этой ситуации мы не можем дальше снабжать Соединенные Штаты нашими лучшими в мире ракетными двигателями, пусть они летают на чем-то ещё — на своих метлах. По крайней мере, эти поставки мы замораживаем.

Кроме того, с учетом совершенно недопустимых действий наших германских коллег, прежде всего германского Центра авиации и космонавтики, который произвольно отключил один из двух телескопов нашей космической обсерватории «Спектр-РГ» — она находится на расстоянии полтора миллиона километров от Земли в точке Лагранжа L2, это абсолютно гражданская международная миссия для исследования звездного неба. Соответственно, мы с сегодняшнего дня прекращаем взаимодействие с этой организацией, в том числе в плане организации научных экспериментов в российском сегменте Международной космической станции. Мы эти эксперименты проведём сами, у нас есть все необходимые ресурсы. Немецкие коллеги, которые пошли на такую политизацию наших отношений, останутся ни с чем.

— Сколько двигателей уже закуплено, сколько сейчас есть на Западе готовых двигателей? Илон Маск говорит, что готов взять на себя судьбу МКС. Как вы оцениваете эти заявления?

— Это потребует особых усилий. И для компании Orbital Science, которая использует свой корабль Cygnus — он проводил эксперименты по корректировке орбиты Международной космической станции. У него такая возможность, наверное, присутствует. Однако на чем Соединенные Штаты будут выводить этот корабль? Поскольку мы не будем поставлять двигатели для ракеты, которая выводит данный корабль. Это первое.

Во-вторых, действительно, двигатели поставлялись с середины 90-х годов. 122 двигателя РД-180 было поставлено для американских ракет-носителей семейства Atlas компании United Launch Alliance, из них использованы 98 двигателей. Хочу подчеркнуть, что это уникальный, лучший в мире двигатель. Все эти 98 раз он запускался безаварийно, это уникальная статистика, которая в мире в принципе отсутствует. Мы не только отказываемся от поставки этих двигателей, но отказываемся и от технического обслуживания оставшихся двигателей. Речь идет о еще 24 двигателях, которые находятся в распоряжении данной компании.

Что касается двигателя РД-181 — поставлено 26 двигателей для американской ракеты-носителя Antares, использовано 22, у них осталось всего 4 двигателя на две ракеты. Как я уже сказал, мы планировали поставить ещё 12 двигателей РД-181. Этого не будет.

— Наша космическая программа как-то будет корректироваться в связи с возможными проблемами в сфере электроники и так далее?

— Наша космическая программа, конечно, будет скорректирована, будут выставлены приоритеты. Приоритетом здесь является создание космических аппаратов в интересах и Роскосмоса, и Министерства обороны Российской Федерации. Причем, мы будем делать акцент на то, чтобы все космические аппараты, которые будут в ближайшее время созданы в России, имели двойное назначение — с учётом тех условий, в которых находится сегодня наша страна. Сейчас мы останавливаем все иные работы и иные траты и бросаем деньги прежде всего на российское спутникостроение. Дело в том, что у нас связи с разрывом коммерческих контрактов с некоторыми нашими партнерами — о чем мы скажем чуть позже, — высвобождается большое количество ракет-носителей. Их надо чем-то загружать — мы их загрузим своей национальной полезной нагрузкой.

Я уже провёл переговоры с руководителями наших компаний, которые создают космические аппараты. Они все исходят из того, что все наши ближайшие планы будут реализованы с учетом наличия электронной компонентной базы национального производства. И последующие работы также будут скорректированы в интересах прежде всего российского спутникостроения.

Мы настаиваем также на том, чтобы теперь все наши российские операторы и федеральные органы исполнительной власти закупали космические сервисы исключительно у нас — в том числе дистанционного зондирования Земли, а также связи. Это позволит резко расширить внутренний рынок использования космических сервисов. Такие переговоры мы ведем с Правительством Российской Федерации и, конечно, получим поддержку.

— Была информация о сокращении на 30 % выплат руководству Роскосмоса и предприятий отрасли. Почему было принято такое решение и куда конкретно будут эти деньги направлены?

— Все деньги, сэкономленные на административном и непроизводственном персонале — в том числе и в центральном аппарате Роскосмоса, — будут направлены исключительно на создание новой ракетно-космической техники. Я считаю, что в условиях, которые сегодня переживает наша страна, наши топ-менеджеры могут сократить свои выплаты и легко быть «ближе к народу». И я считаю, что и менеджмент всех остальных наших госкомпаний должен поступить точно таким же образом. Это не единственное сокращение — мы и дальше будем смотреть, «сушить», проводить технологический и административный «фитнес» с тем, чтобы все средства ориентировать на решение наших профильных задач: реализация космической деятельности России, независимость национальной территории.

— О каких суммах может идти речь? Сокращения коснутся только выплат руководству, не рядовым сотрудникам?

— В пределах 170 тыс. человек, которые работают в ракетно-космической отрасли — это ощутимые средства. И, конечно, мы будем поднимать заработную плату сотрудникам, особенно с учетом тех проблем, которые сегодня есть в экономике, нашим инженерам, конструкторам, технологам, рабочим. Сегодня я провел заседание оперативного штаба с тем, чтобы все директора доложили мне о ситуации на своих предприятиях, поэтому невыплат заработной платы не будет никогда. И более того, мы будем поддерживать наш персонал. А что касается начальства — оно должно сократить свои зарплаты. Я начал с себя, и это будут делать все остальные мои коллеги.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/2/2022/3/3/32801/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.