← Назад

Главная Обзоры СМИ Интервью

Роман Гусаров:
Полет нормальный: необходимы ли пилотам данные систем GPS?


26 апреля 2022 года МИР 24


Авиационные власти России рекомендовали авиакомпаниям подготовиться к возможным полетам без использования американской глобальной спутниковой системы, более известной как GPS. Это связано с ее возможным отключением или глушением, а также подменой сигналов GPS при полетах в районе Калининградской области, над Черным морем, в Восточной Финляндии и в Средиземноморье. Есть ли основания волноваться о безопасности полетов? Главный редактор интернет-портала avia.ru Роман Гусаров в эфире телеканала «МИР 24» заявил, что нет.

Авиационные власти России рекомендовали авиакомпаниям подготовиться к возможным полетам без использования американской глобальной спутниковой системы, более известной как GPS. Это связано с ее возможным отключением или глушением, а также подменой сигналов GPS при полетах в районе Калининградской области, над Черным морем, в Восточной Финляндии и в Средиземноморье. Есть ли основания волноваться о безопасности полетов? Главный редактор интернет-портала avia.ru Роман Гусаров в эфире телеканала «МИР 24» заявил, что нет.

- О сбоях американской навигационной системы GPS ранее предупредил европейский авиарегулятор, заявив, что это может привести к отклонению самолетов от маршрутов и невозможности выполнить процедуру безопасной посадки. А для чего GPS используется сейчас в гражданской авиации и чем могут грозить помехи в ее работе?

Роман Гусаров: На самом деле, все не так трагично и страшно, как прозвучало. Дело в том, что система GPS используется в гражданской авиации исключительно как вспомогательная. Основными являются бортовые инерциальные системы навигации. Просто так уж исторически сложилось, что, когда появилась система GPS, она выдавала достаточно хорошие и точные координаты. И со временем пилоты привыкли доверять ей на достаточно высоком уровне. Но так как сейчас были выявлены некоторые случаи в отклонении системы GPS, то есть выдачи некорректных показателей на территории Евросоюза, европейские авиационные власти об этом всех уведомили.

И Росавиация в свою очередь еще несколько недель назад разослала в авиакомпании уведомление о том, что если пилоты будут видеть отклонение показателей и некорректную работы системы GPS, то они должны сразу уведомлять об этом. И, к счастью, за минувшие несколько недель ни одного подобного случая в российских авиакомпаниях на территории России выявлено не было. И все, что нужно сейчас пилотам делать, это в меньшей степени доверять системам GPS. То есть если показания этой системы и основных бортовых систем расходятся, то доверять нужно основным бортовым системам.

- Возвращаясь чуть назад к европейскому заявлению. Показалось удивительным, что системы GPS используются для безопасной посадки. Я всегда считал, что это завязано на аэродромную систему навигации, когда все через локаторы определяют и выводят самолет на траекторию, а при безопасной посадке – выводят на ту точку, где он должен приземлиться. И вообще возможно такое, чтобы американские специалисты отключили наши самолеты от системы GPS?

Роман Гусаров: От системы GPS никак не зависит корректность взлета и посадки. Там используются совсем другие системы, и они привязаны к наземным маякам, которые находятся на территории аэродрома, и могут выполнять посадку в автоматическом режиме практически без участия пилота. И система GPS, конечно же, совершенно ни при чем.

Что касается возможности отключения России от системы GPS, в глобальном смысле я считаю, что это невозможно. Это действительно глобальная спутниковая система, и отключить такую огромную территорию, как Россия, это все равно что отключить половину земного шара или все северное полушарие или все восточное полушарие, это сложно реализовать. То есть надо отключить половину системы. Но технически возможно внести корректировку, осуществить подмену сигнала, внести корректировку в сигнал спутников. И тогда система будет выдавать неточные сигналы или давать большую погрешность. Такое бывало, как говорят специалисты, когда была война в Персидском заливе. Такой способ со стороны США применялся для того, чтобы ввести в заблуждение навигационные системы противника.

Но, к счастью, наши государственные службы и министерство обороны не базируют свои системы на глобальной системе GPS, а используют исключительно ГЛОНАСС. А вредить гражданской авиации, я думаю, не имеет никакого смысла. Скорее возможна угроза именно в тех районах, где работают системы радиоэлектронного подавления, радиоэлектронной борьбы РЭБ. И действительно, они могут вносить помехи в сигналы GPS или подменять эти сигналы. Да, такая возможность и угроза есть. И это одна из причин, почему сейчас российские самолеты на достаточно большом расстоянии облетают зону боевых действий.

- Вот мы говорим и о GPS, и о том, что российский ГЛОНАСС есть. А существует ведь еще европейская система Galileo, китайская система Compass. Их можно использовать, или для этого потребуется устанавливать дополнительное оборудование на самолеты?

Роман Гусаров: Да, так исторически сложилось, поскольку GPS была первой спутниковой навигационной системой. Она имеет самую большую группировку спутников, дает достаточно хороший сигнал и работает на достаточно большом покрытии по всему Земному шару. И мы, потребители, и компании привыкли использовать эту систему. Тем более что самолеты, которые летают в наших авиакомпаниях, в основном европейского и американского производства. Китайская, европейская, российская системы выпускались позже, и мы по привычке используем GPS.

Но, повторюсь, без этой системы можно спокойно летать с достаточной точностью, и никаких проблем не будет, если она будет отключена. Гражданская авиация вообще от этого никак не пострадает.

Что касается интегрирования других систем, проблемы никакой в этом не вижу. Это не основные, а дополнительные системы. Можно сколько угодно поставить дополнительных планшетов, интегрируя их в приборную панель самолета. Планшетов дополнительно с GPS, Galileo, ГЛОНАСС, с какой угодно системой, и пользоваться ими как дополнительным источником информации. Но все же в основе пилот должен ориентироваться на показания бортовых систем и доверять им. Тем более если показания расходятся с дополнительными спутниковыми системами информации.

- То есть если самолет выпущен в Европе или США и на нем нет системы ГЛОНАСС, то достаточно просто планшет поставить на приборную панель и появится эта система?

Роман Гусаров: Да, сейчас во всех соврем самолетах предусмотрены держатели для планшетов. Подразумевается, что пилот использует дополнительные источники информации, может использовать и определенные гаджеты, и использование в них навигационных систем не возбраняется.

- Письмо Росавиации носит рекомендательный характер и ответа не требует. Но как вы считаете, в ближайшее время авиакомпании будут отказываться от GPS или переходить на другие системы, или будут пользоваться только бортовыми?

Письмо Росавиации не требует обратной связи в плане отчетов, использует пилот GPS или нет. Но требует обратной связи в случае выявления фактов некорректной работы GPS. Это очень важно, и если где-то такое будет, обязательно нужно уведомить Росавиацию и все авиакомпании. Чтобы пилоты были готовы к тому, что в этой зоне GPS может работать некорректно.

Но в целом, поскольку это не основная система и, к счастью, ни одного факта не было выявлено, можно продолжать летать. Единственное, если пилот видит расхождение показателей, надо ориентироваться на основные системы. Если раньше подразумевалось, что GPS – это более точные данные, то теперь нужно знать, что система может вводить в заблуждение. Надо обращать внимание и доверять больше другим системам, основным.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/2/2022/4/27/32900/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.