Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну


3 марта 2023 года Павел Зюзин, РИА "Новости"


В начале февраля Институт медико-биологических проблем (ИМБП) РАН объявил набор экипажа изоляционного эксперимента "SIRIUS-23". Его участники проведут в замкнутом пространстве 12 месяцев. Цель проекта – изучить медико-биологические и психологические проблемы, которые могут возникнуть у космонавтов во время длительной миссии за пределами Земли. О критериях отбора кандидатов, о том, какие задачи будут стоять перед экипажем, и как полученные данные пригодятся в будущих космических полетах, рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Павлу Зюзину исполнительный директор и председатель оргкомитета проекта "SIRIUS" Сергей Пономарев.

– Какие мероприятия включает эксперимент? Чем будут заняты его участники в течение года?

– День испытателя в эксперименте расписан по часам, а иногда и по минутам. Такое расписание мы называем циклограммой. Циклограмма состоит из научных методик, которые мы сейчас как раз формируем в научную программу эксперимента. Также есть триггерные, важные точки, особенные события, например, высадка на Луну, поиск оптимального места для будущей лунной станции. Кроме того, в эксперименте отслеживаются поведение и реакции членов экипажа во время нештатных ситуаций, а значит мы будем их тоже моделировать, но раскрывать все секреты пока рано.

– Эксперимент предполагает имитацию полета именно на Луну или на какую-либо условную планету?

– Это определенно Луна. Сейчас мы говорим о Луне как о промежуточном этапе экспансии к другим планетам, на котором будут отрабатываться новые технологии межпланетных полетов.

– Сколько планируется "выходов" на поверхность Луны?

– Планируется несколько выходов так, чтобы каждый из членов экипажа вышел на поверхность "Луны". Выходы будут осуществляться по двое. В годовой изоляции мы хотели посмотреть, как справляются с задачами испытатели, когда мы формируем пары, а потом дать им возможность выбирать для выхода партнера самостоятельно. Предельное количество выходов на поверхность спутника пока обсуждается.

– Какое оборудование будет применяться в ходе эксперимента?

– В настоящее время идет формирование научной программы, которое будет завершено к началу апреля. Сейчас говорить об оборудовании пока рано.

– Результаты экспериментов 17, 120 и 240-суточной изоляции по программе "SIRIUS", проведенных ранее, будут использованы в годовой изоляции?

– Определенно будет использоваться опыт организации медицинского и психологического мониторинга экипажа, организации отбора испытателей, формирования дежурных бригад.

– Эксперимент не предполагает имитацию невесомости. Это сильно влияет на достоверность получаемых данных в ходе его проведения?

– В зависимости от того, про какие исследования говорить. Если про опорно-двигательный аппарат, то, безусловно, данные будут серьезно отличаться, а если говорить о психологии, то изоляция – это оптимальная модель для проведения такого рода исследований.

– Как будет оцениваться успешность эксперимента?

– Эксперимент можно будет назвать успешным, если будет выполнено более 90% научной программы согласно циклограмме.

– Еще два годовых изоляционных эксперимента "SIRIUS" остаются в планах?

– Да, мы планируем проведение еще нескольких экспериментов. К сожалению, несмотря на кажущееся большое количество подобных экспериментов, статистики по испытателям ничтожно мало. Кроме того, в каждом последующем эксперименте добавляются методики, существенно расширяющие возможности получения новой информации о процессах адаптации человека к факторам изоляции.

– Планируется ли эксперимент с изоляцией на еще более долгий срок?

– В настоящее время – нет.

– На МКС внепланово продлевается уже вторая экспедиция. Ученые ИМБП этим воспользуются с точки зрения дополнительных экспериментов?

– Безусловно. Каждое продление экспедиции – это бесценные данные, которые тщательно обрабатываются и анализируются в интересах развития космической биологии и медицины.

– Другой известный изоляционный эксперимент "Марс-500" правозащитники критиковали за однородный гендерный состав команды, поскольку участие в нем принимали только мужчины. В ИМБП РАН тогда ответили, что девушки не прошли испытания. Какой гендерный состав команды планируется в "SIRIUS-23"?

– В группе экспериментов проекта "SIRIUS" моделируются полеты гендерно-смешанных экипажей. Мы считаем это направление современным и очень перспективным, поэтому и в годовую изоляцию приглашаем как мужчин, так и женщин, поскольку в проекте "SIRIUS" отрабатываются технологии в интересах обеспечения межпланетных полетов, в которые, с нашей точки зрения, должен отправиться международный гендерно-смешанный экипаж.

– На этот раз критерии отбора для мужчин и женщин будут разные?

– Критерии отбора для мужчин и женщин одинаковые, как и в предыдущих экспериментах.

– Может ли участник выйти из эксперимента? Если да, то при каких условиях?

– Каждый участник имеет право прекратить свое участие в эксперименте в любой момент без объяснения причин. Однако, передумать и потом снова вернуться на "корабль" уже нельзя.

– Один из обязательных критериев отбора кандидатов – наличие высшего образования. Необходимо только техническое? У гуманитариев нет шансов?

– Мы руководствуемся международными нормами отбора в отряд космонавтов. Сейчас действительно сильна тенденция отдавать предпочтения именно кандидатам с техническим образованием, но также и естественно-научным и медицинским. В каждом экипаже есть свой врач. Я считаю, что в будущем шансы будут и у людей с гуманитарным образованием, прошедших дополнительную техническую и медицинскую подготовку.

– На каком этапе сейчас отбор претендентов? Сколько заявок на участие уже пришло?

– В настоящее время идет формирование кандидатов в экипаж. Данные по этому вопросу будут доступны ближе к лету.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане



Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer