Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну


3 марта 2023 года Павел Зюзин, РИА "Новости"


В начале февраля Институт медико-биологических проблем (ИМБП) РАН объявил набор экипажа изоляционного эксперимента "SIRIUS-23". Его участники проведут в замкнутом пространстве 12 месяцев. Цель проекта – изучить медико-биологические и психологические проблемы, которые могут возникнуть у космонавтов во время длительной миссии за пределами Земли. О критериях отбора кандидатов, о том, какие задачи будут стоять перед экипажем, и как полученные данные пригодятся в будущих космических полетах, рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Павлу Зюзину исполнительный директор и председатель оргкомитета проекта "SIRIUS" Сергей Пономарев.

– Какие мероприятия включает эксперимент? Чем будут заняты его участники в течение года?

– День испытателя в эксперименте расписан по часам, а иногда и по минутам. Такое расписание мы называем циклограммой. Циклограмма состоит из научных методик, которые мы сейчас как раз формируем в научную программу эксперимента. Также есть триггерные, важные точки, особенные события, например, высадка на Луну, поиск оптимального места для будущей лунной станции. Кроме того, в эксперименте отслеживаются поведение и реакции членов экипажа во время нештатных ситуаций, а значит мы будем их тоже моделировать, но раскрывать все секреты пока рано.

– Эксперимент предполагает имитацию полета именно на Луну или на какую-либо условную планету?

– Это определенно Луна. Сейчас мы говорим о Луне как о промежуточном этапе экспансии к другим планетам, на котором будут отрабатываться новые технологии межпланетных полетов.

– Сколько планируется "выходов" на поверхность Луны?

– Планируется несколько выходов так, чтобы каждый из членов экипажа вышел на поверхность "Луны". Выходы будут осуществляться по двое. В годовой изоляции мы хотели посмотреть, как справляются с задачами испытатели, когда мы формируем пары, а потом дать им возможность выбирать для выхода партнера самостоятельно. Предельное количество выходов на поверхность спутника пока обсуждается.

– Какое оборудование будет применяться в ходе эксперимента?

– В настоящее время идет формирование научной программы, которое будет завершено к началу апреля. Сейчас говорить об оборудовании пока рано.

– Результаты экспериментов 17, 120 и 240-суточной изоляции по программе "SIRIUS", проведенных ранее, будут использованы в годовой изоляции?

– Определенно будет использоваться опыт организации медицинского и психологического мониторинга экипажа, организации отбора испытателей, формирования дежурных бригад.

– Эксперимент не предполагает имитацию невесомости. Это сильно влияет на достоверность получаемых данных в ходе его проведения?

– В зависимости от того, про какие исследования говорить. Если про опорно-двигательный аппарат, то, безусловно, данные будут серьезно отличаться, а если говорить о психологии, то изоляция – это оптимальная модель для проведения такого рода исследований.

– Как будет оцениваться успешность эксперимента?

– Эксперимент можно будет назвать успешным, если будет выполнено более 90% научной программы согласно циклограмме.

– Еще два годовых изоляционных эксперимента "SIRIUS" остаются в планах?

– Да, мы планируем проведение еще нескольких экспериментов. К сожалению, несмотря на кажущееся большое количество подобных экспериментов, статистики по испытателям ничтожно мало. Кроме того, в каждом последующем эксперименте добавляются методики, существенно расширяющие возможности получения новой информации о процессах адаптации человека к факторам изоляции.

– Планируется ли эксперимент с изоляцией на еще более долгий срок?

– В настоящее время – нет.

– На МКС внепланово продлевается уже вторая экспедиция. Ученые ИМБП этим воспользуются с точки зрения дополнительных экспериментов?

– Безусловно. Каждое продление экспедиции – это бесценные данные, которые тщательно обрабатываются и анализируются в интересах развития космической биологии и медицины.

– Другой известный изоляционный эксперимент "Марс-500" правозащитники критиковали за однородный гендерный состав команды, поскольку участие в нем принимали только мужчины. В ИМБП РАН тогда ответили, что девушки не прошли испытания. Какой гендерный состав команды планируется в "SIRIUS-23"?

– В группе экспериментов проекта "SIRIUS" моделируются полеты гендерно-смешанных экипажей. Мы считаем это направление современным и очень перспективным, поэтому и в годовую изоляцию приглашаем как мужчин, так и женщин, поскольку в проекте "SIRIUS" отрабатываются технологии в интересах обеспечения межпланетных полетов, в которые, с нашей точки зрения, должен отправиться международный гендерно-смешанный экипаж.

– На этот раз критерии отбора для мужчин и женщин будут разные?

– Критерии отбора для мужчин и женщин одинаковые, как и в предыдущих экспериментах.

– Может ли участник выйти из эксперимента? Если да, то при каких условиях?

– Каждый участник имеет право прекратить свое участие в эксперименте в любой момент без объяснения причин. Однако, передумать и потом снова вернуться на "корабль" уже нельзя.

– Один из обязательных критериев отбора кандидатов – наличие высшего образования. Необходимо только техническое? У гуманитариев нет шансов?

– Мы руководствуемся международными нормами отбора в отряд космонавтов. Сейчас действительно сильна тенденция отдавать предпочтения именно кандидатам с техническим образованием, но также и естественно-научным и медицинским. В каждом экипаже есть свой врач. Я считаю, что в будущем шансы будут и у людей с гуманитарным образованием, прошедших дополнительную техническую и медицинскую подготовку.

– На каком этапе сейчас отбор претендентов? Сколько заявок на участие уже пришло?

– В настоящее время идет формирование кандидатов в экипаж. Данные по этому вопросу будут доступны ближе к лету.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова
Эксперт
«Новые самолеты будут сертифицированы один за другим»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, при участии Сергей Гусев
РБК
Глава ОАК — РБК: «У нас в стране все разбираются в футболе и авиации»
Анастасия Львова
Эксперт
Василий Шпак: «В применении БАС должна появиться экономика»
Юлия Терентьева
ИА AmurMedia
Ярослав Аширов - о Хабаровском аэропорте: инвестиции, рейсы и социальная активность
Наталия Ячменникова
Российская газета
Курс на технологический суверенитет. Академик Сергей Чернышев - о пассажирском "сверхзвуковике" и испытаниях МС-21

ИА ChitaMedia
Читинский аэропорт: масштабная реконструкция, влияние пандемии и новые авианаправления
Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом



Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине
Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer