Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Владимир Богатырев:
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"

Ректор Самарского университета Богатырев заявил о спросе на кадры для БАС


29 ноября 2024 года РИА "Новости"


Сфера применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в последние годы развивается очень активно, и перед российскими вузами стоит важная задача подготовить квалифицированных специалистов в этой отрасли по федеральному проекту "Кадры для беспилотных авиационных систем" (БАС). Одним из ведущих вузов, выполняющих эту миссию, стал Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева. О запуске новой программы подготовки кадров для БАС в интервью РИА Новости рассказал ректор университета Владимир Богатырев.

– Владимир Дмитриевич, с какого года программы обучения по направлению БАС появились в вашей образовательной сетке?

– Программы дополнительного образования по БАС появились у нас еще в 2019 году. В 2024 году мы запустили программу высшего образования, рассчитанную на четыре года. Она называется "Беспилотные летательные аппараты".

Раньше мы не видели особой необходимости в отдельной программе, потому что беспилотные летательные аппараты несильно отличаются от самолетов с точки зрения авиастроения. Наш университет все 80 лет своего существования обучает студентов моторостроению, вертолетостроению, технической эксплуатации, навигации, авионике. Этих компетенций хватает для работы с беспилотниками, которые должны, например, доставлять грузы, проводить мониторинг трубопроводов и летать на тысячи километров, поскольку требования к такого рода аппаратам примерно такие же, как к большим самолетам.

Однако сейчас мы видим высокий спрос на работу с беспилотниками весом до 30 килограммов, которые летают на небольшие дистанции и выполняют ограниченный круг задач. Малогабаритные БАС стали сложнее: для них появилось много вариантов полезной нагрузки, в том числе камеры, тепловизоры, современное программное обеспечение, позволяющее анализировать полученные данные с помощью искусственного интеллекта. Поэтому мы решили, что все-таки необходима интегральная программа, которая будет одновременно давать знания по таким темам, как двигателестроение, авионика, техническое обслуживание БАС.

 Насколько востребовано новое направление у абитуриентов? Какой был конкурс на программу БАС?

– Первый набор на программу высшего образования "Беспилотные летательные аппараты" был успешным, мы заметили высокий интерес к ней. Абитуриенты подали более 500 заявлений, тогда как бюджетных мест было 58, то есть конкурс составил примерно 10 человек на одно место – это большой конкурс.

 Как быстро вуз реагирует на новые вызовы? Сколько времени требуется для того, чтобы внедрить новые образовательные программы?

– Новые программы высшего образования открываются ежегодно, и я считаю, что год – это оптимальный период для проведения всех подготовительных мероприятий. Ровно столько времени уходит на весь цикл – от разработки до набора студентов.

Если говорить про дополнительное образование по узким темам, то программу ДПО можно собрать за несколько недель. Благо для этого у нас есть необходимые компетенции, инфраструктура и кадровые ресурсы, которые позволяют в сжатые сроки подготовить качественный образовательный продукт.

 Дроны сейчас применяются в самых разных областях. Есть ли в вашей программе БАС разделение на гражданское и военно-промышленноенаправление? И что предпочитают студенты?

– В нашем университете не было и нет специфических программ по военно-промышленному направлению, потому что все наши образовательные программы применимы и для гражданских, и для боевых самолетов.

Тем не менее в нашем военном учебном центре (ВУЦ) впервые в этом году появилась программа, связанная с беспилотниками, и студенты любых направлений подготовки, прошедшие отбор в ВУЦ, могут погрузиться в специфику военных БПЛА.

 Существуют ли преференции для ваших студентов, например, гарантированное трудоустройство или возможность работать по определенному направлению уже со студенческой скамьи?

– Если под гарантированным трудоустройством понимать целевые места, то такая возможность есть, но среди студентов инженерных направлений эта схема не пользуется популярностью. У них нет проблем с трудоустройством после окончания нашего университета, поэтому студенты предпочитают оставаться свободными в своем выборе.

 Расскажите о сотрудничестве вуза с ведущими российскими компаниями в области производства БАС. Насколько эта практика успешна?

– У нас заключено более тысячи договоров на стажировки и практики с организациями по всей стране. Из разных регионов к нам приезжают 25-30% абитуриентов и примерно 20-25% после выпуска уезжают работать в другие города, в том числе благодаря успешным стажировкам.

 Какова роль Центра беспилотных систем Самарского университета имени Королева в сфере БАС?

– Правительство Самарской области стремится сделать наш регион одним из передовых в сфере БАС, в Самарской области работает научно-производственный центр и введен экспериментально-правовой режим, который расширяет возможности для испытания и эксплуатации БПЛА.

Наш университет является научно-образовательным центром, который разрабатывает новые виды техники, обеспечивает их опытное производство, обучает пилотов и техников для управления и обслуживания беспилотников. Сейчас в университете создается авиационный учебный центр (АУЦ), который будет готовить сертифицированных пилотов для БАС.

Конечно, мы занимаемся этим в ответ на запрос предприятий. Среди компаний, с которыми мы работаем, "Транспорт будущего", она будет в массовом порядке производить беспилотные летательные аппараты для сельскохозяйственных нужд, также это компании "Пегас-агро", "Авиакор" и другие.

– Как мероприятия федерального проекта "Кадры для БАС" помогают стыковать сегодняшних студентов с будущим работодателем? И как это повлияет на выполнение задач, поставленных государством?

– В рамках федерального проекта "Кадры для БАС" мы реализуем целый комплекс мероприятий. Например, это краткосрочные образовательные программы. Стоимость обучения на 90% оплачивается государством, и 10% берет на себя работодатель или обучающийся.

Кроме того, по федеральному проекту мы проводим фестивали для школьников, в их организации принимают участие работодатели и индустриальные партнеры, которые заинтересованы в профориентации школьников. Другой пример – подготовка молодежных инженерных команд, выполняющих практические задачи от компаний-работодателей.

Уверен, что реализация федерального проекта "Кадры для БАС" создаст прочный фундамент для дальнейшего развития данной сферы в нашей стране.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer