Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса


6 июня 2024 года РБК


О развитии беспилотных систем и перспективах этого рынка в России рассказал вице-президент, директор по работе с корпоративными заказчиками «Ростелекома» Алексей Подрябинников

— По оценкам лаборатории корпоративной аналитики Ростелеком ПРО•, российский рынок беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для коммерческого сектора вырос в 2023 году на 63% и составил более 8 млрд руб. Ожидается, что по итогам 2024 года его объем превысит 13 млрд руб. Какими вам видятся перспективы рынка?

— Рынок действительно растет огромными темпами. Появляются новые типы беспилотников, существующие становятся обыденными во многих сферах экономики. Разработаны бизнес-модели использования таких аппаратов, пути их встраивания в коммерческие процессы, а себестоимость снизилась. Запрос рынка остается большим: по нашим прогнозам, отложенный рост реализуется в перспективе 2025–2026 годов, а к 2028 году рынок БПЛА составит почти 82 млрд руб. Стимулировать динамику будут в том числе увеличение потока инвестиций со стороны бизнеса и господдержка. Так, с начала 2024 года в России стартовал национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС), который определяет развитие беспилотной авиации в стране на период 2030–2035 годов. На его реализацию предусмотрено федеральное финансирование 696 млрд руб. до 2030 года.

В результате в ближайшие шесть лет должна сформироваться полноценная самостоятельная отрасль, связанная с производством и использованием гражданских беспилотников. Меры господдержки обеспечат кумулятивный эффект: увеличится объем выпускаемой продукции, расширится доступная инфраструктура для тестирования и применения устройств, а также повысится уровень квалификации заказчиков, которые будут формировать спрос на аппараты.

— В каких отраслях бизнес больше всего готов использовать беспилотные системы?

— Беспилотные аппараты наиболее востребованы там, где есть большие труднодоступные пространства. В первую очередь речь о сельском хозяйстве. На долю сельскохозяйственных инициатив приходится около 40% всего отечественного рынка коммерческих устройств. Их применяют в разнообразных условиях — от полей и пастбищ до рыбных ферм.

Беспилотные аппараты играют все более важную роль в повышении эффективности и производительности аграрной индустрии. По оценкам экспертов Национальной технологической инициативы (НТИ), благодаря применению этих аппаратов российское сельское хозяйство сможет экономить более 500 млрд руб. в год. Мы наблюдаем все этапы внедрения в отрасли беспилотных технологий. Сначала появились системы, которые помогали комбайну работать вместе с человеком. А сейчас на выставке «Золотая нива» уже представлены беспилотные тракторы, которые могут сами обрабатывать поля с применением всевозможного навесного оборудования.

Еще одна очевидная сфера применения БПЛА — это энергетика, для которой актуален мониторинг протяженных объектов, то есть трубопроводов, линий электропередачи. В этой области сейчас наблюдается наиболее существенный рост числа беспилотников. В нефтегазовой сфере применение этих машин дает экономию до 50% финансовых затрат и до 70% времени на обследование магистральных трубопроводов.

Заметно растет и применение беспилотников в строительной отрасли, где аппараты используются для исследовательских работ на местности и контроля качества строительства. Этот сегмент рынка в России ежегодно растет на 30% и позволяет кратно снижать стоимость геодезических работ.

Безусловно, к самым заинтересованным в применении безлюдных технологий относится и транспортная отрасль. Беспилотные грузовики по трассе М-11 «Нева» за вторую половину 2023 года уже перевезли 12 тыс. т грузов на расстояние более 600 тыс. км. В северных регионах летающие беспилотники дополняют пилотируемую авиацию, а кое-где уже заменяют ее в перевозке грузов.

Есть еще одна перспективная история — использование беспилотных устройств для логистики внутри больших производственных пространств, то есть на складах, заводах, в распределительных центрах или аэропортах. Здесь беспилотники способны в автоматизированном режиме перевозить товары и комплектовать составные грузы.

В целом очевидно, что эти технологии проникнут во все отрасли, поскольку они могут выполнять несколько базовых функций. Это получение информации — фото- и видеосъемка в различных диапазонах волн; передача информации — обеспечение связи для себя и для других, когда БПЛА выступают ретрансляторами, а также собственно действие — перевозка грузов, обработка поля, трубопровода и т.д.

Кроме того, по мере развития технологий будут возникать сценарии межотраслевого применения устройств, что станет новой ступенью развития рынка.

— «Ростелеком» участвует в различных проектах, связанных с беспилотными устройствами. Какова стратегия компании в этой сфере?

— «Ростелеком» выступает цифровым партнером государства и бизнеса, мы помогаем нашим заказчикам совершенствовать их бизнес-процессы. В сфере развития беспилотных систем компания в первую очередь выступает интегратором: мы предлагаем рынку комплексное решение с постоянной поддержкой, что избавляет заказчиков от необходимости создавать для этого собственную инфраструктуру. Мы провели исследование рынка всевозможных беспилотных систем и проанализировали его развитие в различных отраслях, чтобы заинтересованные стороны открыли для себя новые возможности, легче и быстрее выстраивали необходимые бизнес-процессы, повышали эффективность и были более конкурентоспособными.

— Каких изменений в экономике следует ожидать благодаря беспилотным технологиям в ближайшие пять—десять лет?

— Новые технологии в принципе меняют модель потребления и переориентируют рынки. Скажем, онлайн-сервисы такси были бы невозможны без массового распространения смартфонов, доступной мобильной связи и спутниковой навигации. Беспилотники, в свою очередь, могут изменить не только очевидные отрасли, но и те, к которым они напрямую не имеют отношения. Например, мы видим, как совершенствуются аккумуляторные батареи: они становятся легче и мощнее. Это значит, что в определенный момент привезти в отдаленную точку нашей страны большую батарейку может стать выгоднее, чем прокладывать туда линию электропередачи. Тогда, например, завод можно будет поставить на месторождении, а не там, где проходит железная дорога, а поселок — там, где вид красивее. Сегодня это звучит фантастически, но через несколько лет реальность вполне может выглядеть именно так.

Россия сегодня — один из лидеров в создании передовых продуктов. Перед нами стоят задачи как выхода на новые рынки, так и вывода на внутренний рынок продуктов взамен ушедших западных. Соответственно, у бизнеса большой запрос на новые решения, бизнес-модели и инструменты. Это тот самый решающий момент, когда синергия может породить в отрасли беспилотников что-то кардинально новое и полезное.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен




ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer