Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Антон Маттис, Nordwind: «Мы показали перелеты не через Москву, а через Казань»:
Ставка на регионы: какие направления приносят авиакомпании прибыль


16 июля 2025 года Алексей Блинов, РБК


Существенная часть рейсов из казанского аэропорта выполняется в регионы России, минуя Москву. Новые направления увеличили пассажиропоток и стали привлекательными с точки зрения туризма

За последние 5 лет авиаотрасль испытала множество вызовов и пережила несколько трансформаций, которые стали импульсом для развития внутрирегиональных рейсов. В России появилось несколько хабов, одним из которых стал международный аэропорт «Казань». Последние годы наблюдается рекордный пассажиропоток, достигший почти 5,4 млн пассажиров в 2024 году.

О том, как быстро можно развернуть потоки с Запада на Восток, построить модель перевозок, минуя Москву, открывать маршруты, которые будут заполняться на 100%, создавать туристические продукты по непопулярным ранее направлениям, использовать элементы лоукостера в авиакомпании полного сервиса рассказал заместитель генерального директора – коммерческий директор авиакомпании Nordwind («Северный Ветер») Антон Маттис.

Как Казань стала региональным хабом

— В 2021 году аэропорт Казани стал хабом для авиакомпании Nordwind, и вы начали развивать сеть региональных маршрутов. Какие изменения принесло это решение для отрасли, аэропорта и вашей компании?

— О развитии региональных полетов мы начали думать уже давно. Созданию хаба в Казани предшествовали определенные события. В тот момент, когда вокруг нас бушевала пандемия, мы активно прорабатывали концепцию региональных полетов не только из Казани, а еще и из Санкт-Петербурга, также разрабатывали концепцию полетов из Сочи в круглогодичном формате в регионы РФ. К 2021 году элементы этой концепции уже были реализованы в Пулково и Сочи.

Непосредственно в 2021 году следующим шагом стало наше усиленное присутствие в аэропорту Казани, и мы постепенно стали развивать маршрутную сеть отсюда. Если в 2020 году мы перевезли 370 тыс. пассажиров из Казани, то в прошлом году этот показатель составил 1,4 млн: рост за 5 лет произошел более, чем в 3,5 раза.

— Как удалось организовывать хаб в Казани за достаточно небольшое время?

— Когда мы занимались организацией хаба в Казани, я увидел огромную заинтересованность и ощутил поддержку со стороны аэропорта. Аэропорт вложился в это серьезно. Он менял вместе с нами технологии обслуживания пассажиров, адаптируя их под работу с трансферным пассажиропотоком. Впервые здесь была реализована технология трансфера пассажиров и багажа, в Казани этого ранее не было.

Хаб – это не только определенная маршрутная сеть. Это аэропортовые технологии, которые позволяют в сжатые сроки пропускать пассажиропотоки через Казань, не создавая каких-то проблем для пассажиров. Казанский аэропорт эту задачу решил в короткие сроки, в отличие от некоторых других российских аэропортов.

— Как вы выбирали направления из Казани? Были ли какие-то отклонения от стратегии за эти годы?

— В первую очередь мы работали с цифрами и данными, которыми нас обеспечивали аэропорты направлений нашей маршрутной сети. Смотрели не с точки зрения пассажиропотока между Казанью и региональным пунктом, а оценивали потенциальный трафик из того пункта в сторону Юга России и Запада – это Санкт-Петербург, Калининград, Минеральные Воды, Сочи, Грозный, Махачкала. Пытались понять, какую долю рынка мы сможем взять, выполняя полеты через Казань. Получилось неплохо – начинали мы с загрузки в 82% в 2021 году, а сейчас увеличили ее до 89%.

— Вы создавали что-то принципиально новое либо использовали опыт региональных перевозок Советского союза?

— У нас не было такой статистики. Мы оценивали трафик с точки зрения текущих реалий. Если говорить о новизне маршрутов, то половина линий из Казани – это линии, которые до нас никто не обслуживал в принципе. О советских временах не скажу, но в новейшей истории они стали первым кейсом.

— Какие направления для Казани стали новыми? Появилось ли что-то уникальное?

— Никогда не выполнялись рейсы из Казани в Иркутск, Улан-Удэ, Якутск, Новокузнецк, Томск. Рейсы в Калининград выполнялись на небольших самолетах, и были сезонными, мы же сделали их круглогодичными. Параллельно мы начали работать над увеличением частотности между Казанью и региональными городами, ориентируясь на потенциал пассажиропотока, и выстроили концепцию таким образом, что те рейсы, которые мы выполняем в дневное время, в южном и западном направлениях, сделали ежедневными или близкими к ежедневным. Так, в Санкт-Петербург у нас сейчас до 4 рейсов в день. В Калининград выполняем полеты 6 раз в неделю, на седьмой пока не хватает самолетов.

Развитие казанского аэроузла

— Как прогрессировал пассажиропоток по новым направлениям из Казани за последние 3 года?

— Все зависело от направления. Что-то выстрелило очень быстро, например, Махачкала. Хорошие показатели были по Минеральным Водам. Томск, к нашей большой радости, показал хорошие результаты с первых полетов – это было наше первое сибирское направление, на котором мы обкатывали трансферные технологии. Были определенные опасения, но наполняемость практически сразу же была близкой к 90%, причем, доминировали именно пассажиры, летящие через Казань дальше. На этом рейсе мы увидели таких более 50%. Ставка на развитие трансфера оправдала себя.

Но были и сложные маршруты. Это Грозный. Мы пытались нащупать правильную модель выполнения этого рейса, что было непростой задачей. Различия также были в структуре пассажиропотока между рейсами Казань – Улан-Удэ и Казань – Иркутск. Казалось бы, это две стороны Байкала, но поток был разным по характеру и по уровню доходности. Иркутск объективно показывал лучшие результаты.

— Что вы делаете для стимулирования пассажиропотока при запуске новых рейсов?

— Мы рассматриваем продвижение новых направлений, как комплексный вопрос, подключая к его решению совершенно разные структуры. Мы тесно взаимодействуем с министерством транспорта республики Татарстан, а также с их коллегами в регионах России. Когда мы открывали сибирские направления, то приходили к ним и обращались за помощью, объясняли, что есть сезонность пассажиропотока, зимой пассажиры, к примеру, из Кемерово и Барнаула будут летать в Казань менее интенсивно, чем летом. На зимние периоды пониженного спроса мы получали субсидии от региональных министерств транспорта, включая минтранс РТ. Они в нас поверили, и это помогло запустить новые маршруты.

На начальном этапе полетов мы активно работали ценой, компенсируя недобор выручки субсидиями. Это позволяло стимулировать пассажиропоток, показав пассажирам новый путь перелетов – не через Москву, а через Казань. На данный момент я могу сказать, что нам это удалось.

— Остались ли субсидируемые рейсы из Казани сегодня?

— Достаточно большое количество маршрутов по-прежнему субсидируются зимой в разном формате и объеме. Нам важно сохранить круглогодичное выполнение рейсов. Есть маршруты, которые перешли полностью от субсидируемых к коммерческим, есть и те, для которых никогда вообще не было субсидий – например, Санкт-Петербург, Калининград, Минеральные Воды, Махачкала. В Иркутске был короткий период субсидий, затем линия вышла полностью на коммерческую эксплуатацию.

— Какие рейсы из Казани появятся еще?

— Наша первоочередная задача – нарастить количество частот на уже существующих маршрутах. Это Минеральные Воды, Махачкала, Калининград, Сочи, Санкт-Петербург. Эти линии являются своего рода реципиентами относительно пассажиров, летящих с востока России.

Мы не исключаем для себя открытия международных направлений, и сейчас уже ведем проработку по ним. Есть набор коротких направлений, которые показывают неплохую динамику, где требуется увеличение частоты – Волгоград, Астрахань. Это линии не очень простые с точки зрения включения в хаб, но с ними нужно интенсивно работать, поскольку у них есть потенциал. Дальние направления пока развивать не планируем.

В регионы России, минуя Москву

— По каким направлениям сейчас наибольший пассажиропоток?

— Лидирует Санкт-Петербург в силу частотности и большой загрузки. За первые полгода мы перевезли порядка 200 тыс. пассажиров. Существенную долю составляют люди, летящие дальше нашими рейсами с востока России через Казань. Это не только поток из Казани в Петербург, это люди, которые летят туда же из Сибири.

— Раньше все летали преимущественно через Москву. Как изменилась отрасль с запуском внутрирегиональных рейсов без захода в Москву?

— Наличие прямых рейсов между городами стимулирует развитие пассажиропотока, а иногда и формирует его. Я приведу пример с рейсом Казань – Махачкала. До нас рейсы выполняли на небольших самолетах дважды в неделю с загрузкой примерно в 30 кресел из 50. (Полетная программа была у татарстанской авиакомпании «ЮВТ Аэро» в 2018 году по программе субсидируемых авиаперевозок – РБК Татарстан).

Сейчас у нас ежедневный рейс, на котором 189 кресел, заполняемость маршрута весьма высока, в том числе за счет трансферных пассажиров. Я сомневаюсь, что все эти люди раньше летали через Москву. Скорее всего, они просто не летали. Так же и с Калининградом – загрузка рейсов сейчас максимальная с учетом почти ежедневных рейсов круглый год. Это создание некой новой реальности, когда новые возможности по авиасообщению формируют пассажиропоток.

— В связи с этим хочется вспомнить рейс Казань – Владикавказ – направление, которое с каждым годом набирает популярность, но его закрыли. Почему? Стоит ли ждать его возобновления?

— Мы сконцентрированы сейчас на формировании круглогодичной сети маршрутов и ориентируемся в первую очередь на те линии, которые могут выполняться в течение всего года без серьезных просадок в пассажиропотоке. К сожалению, с Владикавказом была большая проблема – это был летний рейс, а зимой у него была достаточно слабая загрузка. В том числе потому, что зимняя туристическая инфраструктура Северной Осетии на тот момент была еще недостаточно развита.

Владикавказ, на мой взгляд, это нишевое направление относительно Минеральных Вод, которое может обслужить в том числе и Владикавказ, и Нальчик, и ряд соседних регионов. Поэтому мы увеличили частоту полетов в Минеральные Воды почти до ежедневной и в ближайшее время не планируем открывать рейсы в этом регионе. Сюда идет интенсивный трафик с сибирских направлений, которые стыкуются с маршрутами международного аэропорта, что доказывает правильность нашей стратегии.

— До 2021 года достаточно большую долю авиакомпании занимали чартерные перевозки. Сейчас в основном регулярные маршруты. Как это отразилось на компании и пассажирах?

— Авиакомпания начала летать регулярными рейсами, начиная с 2018 года, в 2019 году регулярные перевозки составляли 42%, а чартерные 58%. Однако сама бизнес-концепция была несколько иной – компания пыталась активно развиваться в рамках московского аэроузла. Nordwind на тот момент интенсивно открывала рейсы из Москвы в регионы.

Ситуация сильно поменялась в пандемию, ограничения стали толчком к развитию полетов внутри страны. Тогда было принято решение о создании качественно нового продукта, где мы были бы первопроходцами. Мы изучали объемы перевозок из региональных аэропортов в другие региональные аэропорты. В конечном итоге, мы сформировали региональные хабы в Казани, Пулково, Сочи, которые функционируют в этом формате и сейчас.

– Связано ли это с тем, что люди раньше чаще летали за границу, а сейчас выбирают отдых в стране?

– Люди не перестали летать за рубеж. Другое дело, что изменилась география полетов. По понятным причинам на сегодняшний день сильно сократились объемы перевозок в европейском направлении, но выросли в Турцию, страны Юго-Восточной Азии.

Здесь нет прямой зависимости. Объем перевозок внутри России вырос – это факт. Большое количество людей стали предпочитать отдых внутри России. Но сложно сказать, что здесь было первичным – создание предложения в виде наличия прямых авиаперелетов между регионами, которое подстегнуло спрос, или же мы, как перевозчик, отреагировали на некий внутренний тренд.

Начиная с 2022 года мы начали активно развивать сезонные рейсы в Махачкалу и работали в тесном сотрудничестве с туроператорами. У нас был совместный продукт, который мы предлагали на рынке регионов РФ. Уже в 2024 году количество направлений из Махачкалы по регионам достигло 24 – это рекорд, который на сегодняшний день не побила ни одна авиакомпания, другие идут с большим отрывом от нас. Вместе с туроператорами мы спровоцировали возникновение туристического спроса в Дагестан: его стали рассматривать в Омске, Томске, Казани, Уфе, как интересную тревел-дестинацию.

Бывали и противоположные примеры, когда мы реагировали на существующий давно сформированный спрос. Поставили рейсы из Казани в Иркутск и Улан-Удэ, где находится раскрученный туристический бренд Байкал, состыковали их с рейсами нашей маршрутной сети на западе России, подхватили пассажиропоток, который шел на прямых рейсах из Москвы, либо на стыковочных рейсах через Москву. В результате получили хорошую загрузку круглый год, особенно зимой.

— Прибыльнее ли регулярные маршруты? В чем их преимущество?

— Если говорить о прибыльности, то все зависит, в первую очередь, от направления. Чартерный бизнес тоже разный. Мы – коммерческая организация и себе в убыток не летаем.

Регулярные рейсы, конечно же, сложнее. Авиакомпания, выполняющая регулярные рейсы, может достаточно легко войти в сегмент чартерного бизнеса, а вот компания, которая летает только чартерами, в регулярное направление будет входить непросто, с определенными издержками, дополнительным финансированием. У нас была база, которая формировалась практически с самого начала.

Разворот с Запада на Восток

— В 2022 году было множество вызовов для авиационной отрасли. Какие оказались самыми сложными и как вы их пережили?

— Не секрет, что одномоментно наша авиакомпания, как и многие другие российские, потеряла возможность полетов в Европу. Это все внесло коррективы в наши планы и текущую деятельность. Концепция развития Пулковского хаба строилась вокруг перевозок из регионов России через Пулково в Европу. К началу 2022 года было открыто достаточно большое количество европейских направлений, а часть должны были стартовать с лета. Эти маршруты одномоментно закрылись.

— Какие это направления?

— Мы летали в Германию, на Балканы – Белград, Скопье, Загреб. Планировали выполнять рейсы в Осло, и в начале года уже шли активные продажи билетов. Были планы, связанные с Бергеном. Вообще, Норвегию рассматривали как интересный для себя рынок. Всего уже не вспомнить. Но концепция была – развивать европейские направления. У нас был достаточно большой пул назначений из Санкт-Петербурга на тот момент и мы были на низком старте.

— В то же время вы открыли довольно много новых направлений. Как вам удалось быстро перестроить сеть с международных на внутренние линии? Как на этих направлениях формировался пассажиропоток?

— Во-первых, начиная с лета 2022 года у нас уже были сформированы планы по увеличению частотности на тех внутрироссийских направлениях, на которых мы уже выполняли полеты. Мы просто несколько ускорились с реализацией этих планов.

Во-вторых, мы очень плотно ушли в туристический сегмент, у нас интенсивно и успешно пошло сотрудничество с туроператорами, мы начали раскручивать Санкт-Петербург, как туристическое направление. И здесь мы попали, что называется, в тренд. В регионах был большой интерес к Петербургу, как к туристической дестинации, а туроператорам это было интересно подхватить, потому что они тоже оказались в одной лодке с нами. У многих из них бизнес претерпел изменения – география их туристических пакетов в моменте была скорректирована. Совместная работа в одном направлении дала быстрый эффект.

Еще мы интенсифицировали все наши усилия в отношении развития традиционных туристических маршрутов. Например, Сочи. Еще с 2021 года мы плотно начали входить в нишу круглогодичных перевозок в Сочи из регионов России. Этот тренд был усилен. Мы добавили рейсов, направлений, и смогли таким образом достаточно быстро перестроить модель своего бизнеса.

— Самолеты многих авиакомпаний, направленных на европейский рынок, в то время вынуждены были стоять на земле. Были ли моменты простоя у вас?

— Если и были, то совсем недолго. Мы быстро перестроили свой бизнес. У нас были для этого все предпосылки. Нам нужно было просто внести определенные изменения, поменять элементы бизнеса и перенастроить фокусировку. 

— В последние годы у вас активно развивалась сеть новых направлений. Как удалось быстро их разработать и запустить?

— Разрешений на внутренние рейсы, как таковые, не требуется. Теоретически можно лететь хоть завтра. Поскольку мы работали над всеми направлениями еще с 2020 года, то просто ввели в строй те наработки, которые были сделаны. Но были и коррективы. Доля международных рейсов в новой реальности уменьшилась, добавились внутренние, но маршрутная сеть концептуально была разработана раньше.

Элементы лоукостера интересны пассажирам

— Как все происходящие изменения сказались на сервисе? От каких услуг отказались, а что, наоборот, добавили?

— После переформатирования маршрутной сети мы достаточно быстро перевели продуктовую линейку в формат конструктора, где базовый элемент – сама перевозка, то, что можно купить за авиационный тариф, а все остальное – багаж, место, питание – стоит отдельных денег. Если пассажиру это реально нужно, то он это приобретает дополнительно.

Такой формат оказался успешным. С одной стороны, он предлагает пассажиру привлекательную базовую стоимость, если ему не нужны дополнительные сервисы, с другой – пассажир сам выбирает объем необходимых услуг.

— На какой сегмент аудитории вы прежде всего рассчитываете? Есть ли в вашей модели элементы лоукостера? И в чем их плюсы и минусы?

— Я считаю, что на сегодняшний день грани между так называемыми лоукостерами и перевозчиками полного сервиса постепенно стираются, сохраняются какие-то элементы, которые позволяют сегментировать авиакомпанию. Но многие элементы лоукост-модели переходят в бизнес компании полного сервиса грандов авиации.

Я не скажу, что мы лоукост, мы – авиакомпания гибридной модели, которая использует в своей деятельности элементы лоукост-перевозчика, и режим конструктора – это наглядное тому подтверждение. У нас изменилось предложение, поскольку мы мигрировали в региональный формат, мы предложили свои услуги прямого перевозчика региональным пассажирам.

По сегментам аудитории у нас прежде всего региональные пассажиры, во-вторых, это пассажиры, которые считают деньги. У нас на рейсах нет бизнес-класса, и мы не планируем его внедрять, мы работаем с другой аудиторией. Мы очень активно представлены в сегменте туристических перевозок, сотрудничаем с туроператорами, у нас большая доля организованных туристов, летающих нашими рейсами – порядка 16%.

— Какие дополнительные услуги на сегодняшний день самые востребованные среди пассажиров?

— Лидирует покупка места – порядка 60% от всех дополнительных сервисов. Дальше идет страхование, багаж, увеличение ручной клади. Хочу отметить, что мы не рассаживаем семьи, а также людей, которые вписаны в одно бронирование, стараемся их посадить вместе. Однако если семья покупала билеты отдельно, то отследить это проблематично, и придя на регистрацию, они могут получить места в разных концах салона. Но у нас нет установки о том, что пассажиров обязательно нужно разделить.

Nordwind Airlines – российская авиакомпания, основанная в 2008 году. Является одним из ведущих игроков на рынке региональных пассажирских перевозок России, доля регулярных рейсов составляет 95%. Базовыми аэропортами являются Казань, Шереметьево, Пулково, Сочи и Махачкала.

Авиакомпанией Nordwind выполнено более 363,3 тыс. рейсов и перевезено порядка 71,5 млн пассажиров совместно с перевозчиком «Икар» в рамках код-шерингового соглашения. Самолетный парк перевозчиков насчитывает 34 самолета, из которых 23 – среднемагистральные узкофюзеляжные, 11 – широкофюзеляжные дальнемагистральные.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Блинов
РБК
Ставка на регионы: какие направления приносят авиакомпании прибыль
Александр Гамов
Комсомольская правда
Новый министр транспорта Никитин дал первое интервью на посту: «Моя жена испытала на себе проблемы в аэропорту»
Анастасия Львова
Эксперт
«Новые самолеты будут сертифицированы один за другим»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, при участии Сергей Гусев
РБК
Глава ОАК — РБК: «У нас в стране все разбираются в футболе и авиации»
Анастасия Львова
Эксперт
Василий Шпак: «В применении БАС должна появиться экономика»
Юлия Терентьева
ИА AmurMedia
Ярослав Аширов - о Хабаровском аэропорте: инвестиции, рейсы и социальная активность
Наталия Ячменникова
Российская газета
Курс на технологический суверенитет. Академик Сергей Чернышев - о пассажирском "сверхзвуковике" и испытаниях МС-21

ИА ChitaMedia
Читинский аэропорт: масштабная реконструкция, влияние пандемии и новые авианаправления



Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине
Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer