Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Заместитель генерального директора по научной работе и развитию АО "Азимут" Виктор Соломенцев:
К 2030 году настанет расцвет беспилотной авиации


30 июля 2025 года Александр Пинчук, РИА Новости


Актуальность разработок в области беспилотных систем в настоящее время трудно переоценить. Инфраструктура, которую создают для беспилотных авиационных систем (БАС) и для беспилотных воздушных судов (БВС), не менее важна. Одним из ведущих операторов и разработчиков в сфере аэронавигации на сегодняшний день является производственная компания "Азимут" (входит в госкорпорацию "Ростех"). О комплексе средств автоматизации полетно-информационного обслуживания "Юпитер", о совершенствовании безопасности полетов БВС, о технологии геозонирования, а также о других достижениях коллектива фирмы рассказывает РИА Новости заместитель генерального директора по научной работе и развитию компании, профессор, доктор технических наук Виктор Соломенцев. Беседовал Александр Пинчук.

– Виктор Владимирович, недавно Агентство стратегических инициатив наградило вас премией за заслуги в области развития беспилотной авиации. Что вы можете рассказать о состоянии этой сферы в России на сегодняшний день и о том, как развивается инфраструктура для БАС?

– Развитие сферы беспилотных технологий и инфраструктуры для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов сегодня находится в центре внимания как отраслевых организаций, так и широкой общественности.

Инфраструктура в интересах беспилотной авиации сейчас создается по большей части в рамках федерального проекта "Инфраструктура, безопасность и сертификация", который является частью национального проекта "Беспилотные авиационные системы". Проект предполагает создание инфраструктуры для контроля полетов беспилотников, систем предупреждения столкновений, систем навигации и геозонирования, а также сетевой линии контроля и управления беспилотными авиационными системами (линии С2). Внедрение этих технологий позволит интегрировать беспилотные авиационные системы в общее воздушное пространство. В стране развивается сеть посадочных площадок, создается сеть научно-производственных центров. Прорабатывается вопрос введения в ближайшее время нового класса воздушного пространства – H, предназначенного для полетов беспилотных воздушных судов.

В рамках федерального проекта создаются новая Единая интегрированная система планирования использования воздушного пространства и автоматизированная система "Электронный справочник аэронавигационной информации". Совершенствуется система подачи планов через сеть Интернет. Все это позволит беспилотным авиационным системам оперативно получать доступ в воздушное пространство, в режиме онлайн пользоваться цифровыми массивами высококачественных аэронавигационных данных.

– Расскажите, пожалуйста, какие разработки есть у компании "Азимут"в сфере организации полетов беспилотных воздушных судов в регионах?

– "Азимут" – компания с богатой историей и множеством наработок в области аэронавигации и радиоэлектроники. Предприятия, входящие теперь в контур компании, смогли не просто пережить непростые для промышленности 1990-е годы, но и сохранить опыт разработки и производства перспективных систем. Преодолеть кризис и развиваться дальше помогло в том числе вхождение в контур госкорпорации "Ростех". Сейчас "Азимут" занимает позиции ведущего российского разработчика и производителя аэронавигационных систем.

Наша главная разработка в сфере БАС – это комплекс средств автоматизации полетно-информационного обслуживания "Юпитер", который предназначен для организации полетов в регионах страны и в интересах научно-производственных центров при создании летно-исследовательских центров. "Юпитер" взаимодействует с системами ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", может планировать и контролировать выполнение полета, выявлять отклонение от планов полета, выявлять беспилотные воздушные суда, которые летят без соответствующих разрешений, и выдавать информацию в системы противодействия.

Кроме того, эта система позволяет выявлять потенциальные конфликтные ситуации и предупреждать столкновения между беспилотными и пилотируемыми воздушными судами, а также взаимодействовать с внешними пилотами с целью информационного обслуживания и предотвращения опасных сближений.

Недавно мы успешно отработали взаимодействие "Юпитера" с АО "ГЛОНАСС" в части получения идентификационной информации, с первичными радиолокаторами, а также со средствами противодействия. Мы можем определить нарушителя и передавать информацию о летательном аппарате, неправомерно использующем воздушное пространство, в средства противодействия.

Таким образом, помимо планирования и организации полетов в регионе, с помощью "Юпитера" можно обеспечить безопасность полетов, контролировать сближения, вход в запретные зоны и приближение к опасным метеорологическим явлениям, а также выявлять нарушителей и взаимодействовать с системами противодействия. Что касается научно-производственных центров, то там "Юпитер" может быть использован для организации полетов, оценки качества движения летательного аппарата, сбора статистики и других действий, необходимых при испытаниях в летно-исследовательских комплексах.

Система отличается очень высокой производительностью. Ее достоинство состоит в том, что она работает на базе апробированного и сертифицированного программного обеспечения нашего комплекса "Галактика". При разработке "Юпитера" был создан веб-портал, который позволяет через веб-интерфейс получать всю информацию о полетах разным потребителям: эксплуатанту, внешнему пилоту, заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным оценивать воздушную обстановку и риски.

– Какие еще работы компания ведет в интересах повышения безопасности полетов БВС?

– Помимо "Юпитера", "Азимут" сейчас участвует в научно-исследовательских работах по заказу Росавиации и Минпромторга России. В рамках этих работ компания совместно с ФГУП ГосНИИ ГА и АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" разрабатывает требования и техническое задание на создание линии управления и контроля беспилотными авиационными системами (линия С2).

В прошлом году мы подготовили ряд материалов, связанных с архитектурой и организацией применения линии С2. Сейчас мы совместно разрабатываем техническое задание на разработку. В нем содержатся технические характеристики, требования к качеству передачи данных, которые формируются исходя из заданного уровня безопасности полета. В этом году работа будет завершена, и все требования, критерии, связанные с характеристиками линии С2, будут представлены Росавиации.

– Какие решения в сфере БАС специалисты компании планируют внедрить в интересах технологии геозонирования?

– Еще один проект, который мы реализуем совместно с ГосНИИ ГА по заказу Минпромторга, – это научно-исследовательская работа "Навигация и геозонирование". Мы выполняем ту часть, которая относится к организации геозонирования, то есть обеспечиваем решение вопросов, связанных с предотвращением попадания беспилотного воздушного судна в зону полетов, в которой ему летать запрещено.

Сейчас мы разрабатываем критерии, правила и эксплуатационную концепцию геозонирования для последующего представления в Минпромторг в качестве основы уже для разработки и создания системы геозонирования.

– Как будет работать эта система? В чем ее значимость?

– Принцип действия этой системы следующий. Организуются зоны воздушного пространства, предназначенные для полетов различных классов беспилотников. Информация о том, где каждому из них разрешено летать, должна быть предоставлена эксплуатантам и внешним пилотам в цифровом виде и запрограммирована в беспилотное воздушное судно. На основе этих данных, используя свою навигационную систему, БВС должно принимать решение о том, приближается ли оно к запретной зоне или границе зоны, выделенной ему для полета. Причем система предупреждений многоуровневая, предполагающая долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные предупреждения.

Стоит также отметить, что уже в процессе выполнения полета могут появиться новые зоны ограничения или быть сняты ранее действующие ограничения. И эта информация тоже должна оперативно доводиться на беспилотник для того, чтобы он мог предпринять действия для избегания попадания во вновь возникшую запрещенную для него зону или воспользоваться той зоной, которая была ранее закрыта и теперь разрешена для полета.

Эта технология очень важна с точки зрения эффективности использования воздушного пространства, безопасности полетов, а также для применения систем противодействия.

– Насколько востребована в ближайшем будущем будет технология предупреждения "конфликтов"беспилотников в воздухе?

– Безусловно, предупреждение столкновений – это очень важная задача. У нас в составе "Юпитера" и систем управления воздушным движением есть функция Safety Net, предназначенная для определения потенциально конфликтных ситуаций и предупреждения о них диспетчера управления воздушным движением. Для этого используются соответствующие модели, которые строят и предсказывают траекторию полета летательного аппарата, на ее основе оценивают вероятность возникновения конфликта или столкновения и, соответственно, принимают решение.

Эта же информация может доводиться внешним пилотам или на БВС непосредственно для того, чтобы они принимали решение о корректировке полета для недопущения сближений и столкновений. Так работает система предупреждения столкновения наземного базирования.

– Что сейчас делает "Азимут" в этом направлении?

– С учетом динамики полета новых летательных аппаратов мы адаптируем нашу систему для того, чтобы реализовать такую же функцию для беспилотников. Для этого используются специальные алгоритмы на основе Калмановской фильтрации, которые позволяют с высокой точностью спрогнозировать траекторию полета летательного аппарата и оценить вероятность конфликта. Реализованный фильтр Калмана в зависимости от цели адаптируется под разные модели движения: высокодинамичные, быстро или медленно летящие цели. Такие системы, безусловно, должны быть созданы.

Однако есть два ключевых вопроса. Во-первых, этой системе нужно доверять, значит, она должна быть сертифицирована. И второе – решить, кто будет оператором системы и нести ответственность за принятые решения.

Как видите, перед разработчиками беспилотных систем, нашей промышленностью, космической отраслью, органами исполнительной власти стоят масштабные задачи по созданию условий для беспрепятственного развития БАС и их применению в народном хозяйстве. С учетом сроков реализации национального проекта к 2030 году будет создана вся необходимая инфраструктура и, соответственно, мы сможем говорить о расцвете беспилотной авиации.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Александр Пинчук
РИА Новости
К 2030 году настанет расцвет беспилотной авиации
Кирилл Курбатов
Украина.ру
Роман Гусаров: Украина может устроить коллапс в аэропортах России, который нельзя будет разрулить без МЧС
Ольга Мусинова
Агентство городских новостей «Москва»
«Аэроэкспресс» планирует внедрить в приложение голосовое управление
Алексей Блинов
РБК
Ставка на регионы: какие направления приносят авиакомпании прибыль
Александр Гамов
Комсомольская правда
Новый министр транспорта Никитин дал первое интервью на посту: «Моя жена испытала на себе проблемы в аэропорту»
Анастасия Львова
Эксперт
«Новые самолеты будут сертифицированы один за другим»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, при участии Сергей Гусев
РБК
Глава ОАК — РБК: «У нас в стране все разбираются в футболе и авиации»
Анастасия Львова
Эксперт
Василий Шпак: «В применении БАС должна появиться экономика»



Юлия Терентьева
ИА AmurMedia
Ярослав Аширов - о Хабаровском аэропорте: инвестиции, рейсы и социальная активность
Наталия Ячменникова
Российская газета
Курс на технологический суверенитет. Академик Сергей Чернышев - о пассажирском "сверхзвуковике" и испытаниях МС-21

ИА ChitaMedia
Читинский аэропорт: масштабная реконструкция, влияние пандемии и новые авианаправления
Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине
Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer