Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Президент РАН Геннадий Красников:
«Cегодня в мире разворачивается гонка за освоение Луны»


22 августа 2025 года Андрей Коршунов, Известия


Отправку нового биоспутника на орбиту, планетохода — на Луну, автоматической станции — на Венеру, а также поиск жизни во Вселенной предполагают российские программы, заложенные в федеральный проект «Космическая наука» до 2036 года. Об этом в интервью «Известиям» рассказал президент РАН Геннадий Красников. Встреча приурочена к запуску космического аппарата «Бион-М» №2. Также ученый сообщил, что освоение Луны будет происходить с помощью роботов. Соответствующую программу готовит Совет РАН по космосу. Всего в течение десятилетия российские специалисты запустят шесть лунных миссий, две астрофизические обсерватории и два научных аппарата для изучения Солнца и космической погоды, одну автоматическую межпланетную станцию и, как минимум, один новый биологический спутник. Контроль исполнения сроков космических проектов будет осуществлять совместный орган РАН и «Роскосмоса».

«Запуск следующего «Биона» состоится в ближайшие пять-шесть лет»

Геннадий Яковлевич, на днях запустили спутник «Бион-М» №2 с животными и растениями на борту. Каких результатов ожидают ученые от реализации этого проекта?

— Научная ценность миссии чрезвычайно высока. Россия — один из мировых лидеров в области космических биологических исследований, и многие зарубежные организации активно используют российские наработки в этой сфере.

В текущей миссии спутник выведен на орбиту, которая проходит над полюсами Земли. В этих районах магнитное поле планеты, которое защищает всё живое от космической радиации, ослаблено. Такие условия в определенной степени моделируют среду дальнего космоса. Их изучение позволит лучше подготовить экспедиции с участием людей на Луну и другие планеты.

— Когда полетит следующий спутник типа «Бион»?

— Сейчас такой проект — на начальном этапе эскизного проектирования миссии. При этом его параметры напрямую зависят от результатов текущей миссии. Она закончится через месяц.

Мы ожидаем, что запуск следующего «Биона» состоится в ближайшие пять-шесть лет. Рассчитываем, что он полетит в 2030 году. В отличие нынешнего аппарата, который эксплуатируют на высоте около 380 км, новый спутник будет выведен на более высокую орбиту — примерно 800 км. Это даст возможность исследовать факторы космического полета в условиях еще более жесткого радиационного воздействия.

— Как сейчас Академия наук взаимодействует с российскими космическими предприятиями?

— У нас традиционно теплые контакты со всеми руководителями этой отрасли. Такие же отношения сложились с новым генеральным директором госкорпорации «Роскосмос» Дмитрием Бакановым. Во многом благодаря совместному жесткому контролю проект «Бион-М» №2 удалось вывести на финишную прямую, хотя в течение прежних семи лет его запуск откладывали, как минимум, четыре раза.

Чтобы сделать взаимодействие еще более эффективным, РАН и «Роскосмос» создали постоянно действующий совещательный орган для оперативного решения вопросов. Он уже начал свою работу.

— Недавно принят новый федеральный проект «Космическая наука». Каковы его основные положения?

— В конце июня президентом РФ Владимиром Путиным была утверждена беспрецедентная по объему средств программа космической отрасли. Крупнейшая в истории современной России. В частности, она ставит амбициозную задачу — войти в тройку мировых лидеров в области космической науки.

Федеральная программа «Космическая наука» включает несколько ключевых направлений. Первое из них — это изучение дальнего космоса. Второе ориентирует внимание ученых на Солнечной системе. И здесь основные усилия будут сосредоточены на миссии к Венере. Большой комплекс исследований связан с изучением солнечно-земных связей, что важно для развития орбитальных группировок и других систем современной инфраструктуры.

Кроме того, в центре интереса российских специалистов — биологические исследования в космосе. Также значительная часть федерального проекта посвящена исследованию и освоению Луны.

«На первом этапе освоение Луны будет происходить с помощью роботов»

— Какие этапы освоения Луны предусмотрены?

— Эту программу специально выделили в отдельное направление, потому что сегодня в мире разворачивается гонка за освоение Луны. Например, есть программа освоения спутника под названием «Артемида». Ее реализуют 56 стран-участниц под руководством NASA. В то же время проект Международной лунной научной станции объединяет 13 стран, в том числе Россию.

Также у нас есть свой национальный проект, который сейчас прописан до 2036 года. Вместе с тем Совет РАН по космосу готовит программу научного освоения Луны до 2060 года.

В соответствии с текущими планами, орбитальную станцию «Луна-26» запустят в 2028 году. Ее главная задача — выбрать подходящие посадочные площадки. Затем, в 2029 и 2030 годах, на Южный и Северный полюсы Луны будут направлены посадочные модули «Луна-27.1» и «Луна-27.2». Еще через три-четыре года состоится миссия «Луны-28», которая доставит на Землю образцы лунного грунта. Также будет запущена орбитальная станция «Луна-29». Помимо исследований, она будет выполнять функции ретранслятора. В 2035–2036 годах к спутнику отправят «Луну- 30» с тяжелым луноходом для длительных научных изысканий.

— Можно заметить, что сроки вновь сдвинуты «вправо». Как будут бороться с затягиванием проектов?

— Стоит отметить, что основная нагрузка ложится на НПО Лавочкина, которому предстоит изготовить более половины оборудования для реализации лунных программ. Поэтому в утвержденной программе заложены значительные средства на модернизацию предприятия. Это необходимо, чтобы его коллектив выдерживал установленные сроки.

В то же время в РАН создано управление, которое будет курировать космические программы и контролировать исполнение работ по ним — как внутри кооперации академических институтов, так и на предприятиях «Роскосмоса». Помимо этого, как сказано выше, создан совещательный орган, одна из задач которого — следить, чтобы графики не сдвигались.

— Вы упомянули программу освоения Луны до 2060 года. Каковы сроки пилотируемой фазы этой программы?

— На первом этапе освоение Луны будет происходить с помощью роботов-луноходов и телеуправляемых аппаратов, без участия человека. Машины смогут выполнить большинство исследовательских задач: поиск и разведку полезных ископаемых, размещение и установку научного оборудования, а также подготовку Луны к использованию в качестве промежуточной базы для межпланетных перелетов и так далее. Ученые сейчас разрабатывают соответствующие технологии. В следующем году Совет РАН по космосу представит детальную программу лунных роботизированных миссий.

Экспедиции на Луну с участием людей в рамках российских программ предусмотрены за горизонтом текущего федерального проекта. Они станут следующей фазой освоения спутника — после создания всей необходимой инфраструктуры с помощью автоматических аппаратов.

«Понимание эволюции Венеры позволит принять меры, чтобы Земля не повторила негативного сценария»

— Расскажите, пожалуйста, о научных модулях, которые создают для Российской орбитальной станции (РОС)?

— В текущем проекте предусмотрены модуль для медико-биологических исследований и второй — широкого профиля. Научные организации готовят свои предложения по программам экспериментов на РОС. Конструкция и техническое наполнение модулей формируются на их основе. Ориентировочные сроки создания модулей существуют, но они привязаны к графику строительства самой станции.

Вместе с тем преимущество будущей станции не только в специализированных модулях. Важно, что она даст иной уровень энергетики. В отличие от МКС, где на эксперименты выделяют 5–7 кВт, на РОС на эти цели будет направлено до 50 кВт, что откроет более широкие перспективы научных исследований.

— Одно из главных направлений российской космической программы — освоение Венеры. Будет ли этот проект в ближайшее время реализован?

— Россия рассматривает Венеру как приоритет в изучении объектов Солнечной системы. Начиная с 70-х годов прошлого века отечественные аппараты совершили серию успешных посадок на поверхность планеты. Накопленные знания стали бесценным активом.

В соответствии с планом, новая российская автоматическая межпланетная станция «Венера-Д» будет запущена в 2036 году. В эскизном проекте заложены требования по сбору исчерпывающих данных на трех уровнях — верхних и средних слоях атмосферы и на поверхности планеты. Для каждого из этих этапов создают специальные модули — орбитальную станцию, аэростаты и посадочный аппарат соответственно.

Большой интерес представляет возможное обнаружение в облаках органических соединений, что может означать наличие простейших живых существ. Также в ходе миссии ученые проверят гипотезу о существовании на поверхности Венеры форм жизни на иных, нежели земные, биохимических принципах.

Кроме того, Венеру называют сестрой Земли. Ее масса составляет около 95% от массы нашей планеты. Однако эволюционные пути этих небесных тел кардинально разошлись. Выяснение причин, почему Венера превратилась в раскаленный мир с экстремальными условиями, — одна из выдающихся научных задач. Понимание эволюции Венеры позволит принять меры, чтобы Земля не повторила негативного сценария.

«Спектр-УФ» заменит телескоп «Хаббл», который значительно превысил назначенные сроки эксплуатации»

— Каковы приоритеты российской науки в изучении дальнего космоса?

— Прежде всего речь идет об орбитальных астрофизических обсерваториях. В этом направлении в 2031 году будет запущен «Спектр-УФ» — космический телескоп для обзора неба в ультрафиолетовом диапазоне электромагнитного спектра. Этот масштабный проект предназначен для изучения Вселенной, исследования черных дыр, гамма-всплесков, нейтронных звезд и других космических объектов. Мы предполагаем, что «Спектр-УФ» заменит телескоп «Хаббл», который значительно превысил назначенные сроки эксплуатации.

Следующий ключевой проект, который будет реализован в границах принятого федерального проекта, — обсерватория «Спектр-М» («Миллиметрон») с 10-метровым зеркалом. Она будет работать в недоступном с Земли миллиметровом и субмиллиметровом диапазонах. Это позволит изучать процессы зарождения нашей Вселенной, а также исследовать экзопланеты и скопления воды в космосе, что может помочь в поиске альтернативных форм жизни.

Также ученые приступили к проектированию принципиально нового аппарата «Спектр-РГН», который в числе прочих исследований поможет построить карту звездного неба по квазарам. Это источники мощных периодических электромагнитных импульсов, которые также называют маяками Вселенной. Навигация по квазарам — альтернатива существующим системам глобального позиционирования по спутникам и необходимое условие для дальних космических экспедиций.

— Какие инструменты создают российские ученые для изучения Солнца?

— Две самые значимые программы в этом направлении — космические аппараты «Резонанс» и «Арка». Они также включены в федеральный проект. «Резонанс» будет нацелен на исследование воздействия солнечного ветра на магнитосферу и ионосферу нашей планеты. Его задача — понять механизмы влияния звезды на околоземное пространство. «Арка» же представляет собой космическую обсерваторию, которая ориентирована на детальное изучение физики Солнца. Эта обсерватория позволит проводить высокоточный анализ поверхности звезды, структуры и динамики солнечных пятен.

Нужно отметить, что орбитальные «солнечные» проекты будут интегрированы в единую систему с наземной инфраструктурой Национального гелиогеофизического комплекса РАН — комплекса мегаустановок, которые строят под Иркутском. Их совместная работа позволит создать единую мощную систему мониторинга солнечной активности. Это критически важно не только для фундаментальной науки, но и для прогнозирования космической погоды, которая влияет на работу спутников на орбите, а также на системы энергетики, связи и навигации на Земле.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Cегодня в мире разворачивается гонка за освоение Луны»
Иван Петров
Российская газета
Беспилотники - всего лишь инструмент, который можно использовать как во благо, так и во вред
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как шесть самолетов Як-18Т и один Ан-2 летали из Москвы в Сиэтл
Александр Пинчук
РИА Новости
К 2030 году настанет расцвет беспилотной авиации
Кирилл Курбатов
Украина.ру
Роман Гусаров: Украина может устроить коллапс в аэропортах России, который нельзя будет разрулить без МЧС
Ольга Мусинова
Агентство городских новостей «Москва»
«Аэроэкспресс» планирует внедрить в приложение голосовое управление
Алексей Блинов
РБК
Ставка на регионы: какие направления приносят авиакомпании прибыль
Александр Гамов
Комсомольская правда
Новый министр транспорта Никитин дал первое интервью на посту: «Моя жена испытала на себе проблемы в аэропорту»



Анастасия Львова
Эксперт
«Новые самолеты будут сертифицированы один за другим»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, при участии Сергей Гусев
РБК
Глава ОАК — РБК: «У нас в стране все разбираются в футболе и авиации»
Анастасия Львова
Эксперт
Василий Шпак: «В применении БАС должна появиться экономика»
Юлия Терентьева
ИА AmurMedia
Ярослав Аширов - о Хабаровском аэропорте: инвестиции, рейсы и социальная активность
Наталия Ячменникова
Российская газета
Курс на технологический суверенитет. Академик Сергей Чернышев - о пассажирском "сверхзвуковике" и испытаниях МС-21

ИА ChitaMedia
Читинский аэропорт: масштабная реконструкция, влияние пандемии и новые авианаправления
Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине
Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer