Сегодня прорывные инженерные решения Георгия Гогаева, ведущего конструктора по изделию, позволяют увеличивать ресурсы авиационных газотурбинных двигателей. За свои исследования кандидат технических наук был отмечен премией Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых. Исследователь рассказал Наука.РФ о разработанных методиках и поделился своими взглядами на то, какие задачи следует ставить перед собой преподавателям Московского авиационного института.
– Георгий, почему Вы выбрали науку?
– Мысли о карьере в науке у меня возникли еще в школьные годы, был сильный интерес к техническим устройствам. Я родился во Владикавказе, в Республике Северная Осетия – Алания. Моя мама, Ирина Юрьевна Кокаева – доктор педагогических наук, а дядя, Олег Казбекович Гогаев – доктор сельскохозяйственных наук, поэтому мое окружение формировало взгляды и стремление к научной деятельности. Помню, как мама брала меня с собой в институт, в лабораторию, где проводила эксперименты. И вот так я с детства приобщался к исследованиям. Правда, я и не предполагал, что буду заниматься авиационными двигателями, это можно назвать стечением обстоятельств.
– А что повлияло на Ваше решение?
– Во время моего обучения в Московском авиационном институте (МАИ) уже была хорошо отлажена система взаимодействия между вузом и предприятиями. Благодаря целевой подготовке, уже на третьем курсе, в 19 лет, устроился по совместительству в ОКБ имени А.М. Люльки. С этого момента я проходил подготовку не только в МАИ, но и на предприятии. В институте моими главными наставниками стали Алексей Борисович Агульник, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой 201 «Теория воздушно-реактивных двигателей» и Михаил Константинович Леонтьев, доктор технических наук, профессор кафедры 203 «Конструкция и проектирование двигателей».
– После окончания вуза Вы сразу продолжили обучение в аспирантуре?
– Планировал, но получил повестку и был направлен для прохождения службы в Вооруженных силах РФ. Чтобы использовать это время с максимальной пользой, решил попробовать пройти отбор в Научную роту Военно-воздушных сил РФ. Мне это удалось, и так я оказался в подразделении, дислоцирующемся в Воронеже, на базе Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».
– Какие возможности открыло для Вас прохождение службы в Научной роте?
– Это специальное подразделение для выпускников вузов с техническим образованием, склонностью к научной работе и средним баллом выше 4,5. Во время срочной службы операторы научной роты проводят исследования по утвержденным министром обороны темам. Такой опыт стал для меня отличной подготовкой к аспирантуре и возможностью расширить свои знания. После службы я вернулся в ОКБ и, как и планировал, поступил в аспирантуру МАИ. А в 2021 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов».
– Вы быстро адаптировались в коллективе?
– Целевая программа подготовки способствовала тому, что на момент окончания вуза я уже был частью коллектива. В ОКБ я нашел наставников, единомышленников и друзей. Очень благодарен своему научному руководителю – Евгению Ювенальевичу Марчукову, работать под его началом большая удача. Он генеральный конструктор-директор ОКБ им. А. Люльки, член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор и заслуженный конструктор Российской Федерации. В МАИ он возглавляет кафедру 205 «Технология производства двигателей летательных аппаратов». Помимо научного руководителя, мне бы очень хотелось поблагодарить своих наставников в управлении прочности: Михаила Анатольевича Богданова, Игоря Аркадьевича Шубина и Надежду Ивановну Демкину. Для меня очень значимы их руководство и поддержка.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее, чем занимается Ваша организация?
– Мы работаем на ведущем отечественном предприятии, которое разработало все существующие на данный момент в нашей стране поколения авиационных газотурбинных двигателей. В 1946 году главным конструктором и руководителем ОКБ был назначен Архип Михайлович Люлька, он одним из первых предложил схему турбореактивного двигателя, максимально приближенную к тем, которые используют в настоящее время. Запатентовал схему двухконтурного двигателя, применяющуюся сейчас на двигателях как гражданского, так и военного назначения. Наше предприятие разрабатывает газотурбинные двигатели для военной авиации и стационарных энергетических приводов для газоперекачивающих агрегатов и электростанций.
– Какие исследования ведет Ваша группа?
– Если говорить об области моих научных интересов, то это установление и увеличение ресурса авиационных газотурбинных двигателей высокоманевренных боевых летательных аппаратов. Полученные нами результаты уже применяют на двигателях самолетов Су-35 и планируют их распространение на другие двигатели.
– Каких конструктивных улучшений двигателей Вам удалось добиться?
– Мы разработали и внедрили методику контроля выработки ресурса основных деталей с учетом полетных условий, это позволило существенно увеличить ресурс двигателей. Разработанная методика позволяет учитывать индивидуальные особенности эксплуатации каждого двигателя. В контексте укрепления обороноспособности страны результаты этой работы позволяют сократить стоимость жизненного цикла изделия, что особенно актуально в настоящее время.
– Благодаря этой разработке Вы стали лауреатом премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых?
– Да, а церемония награждения проходила 8 февраля 2024 года в Кремлевском дворце. В этот день отмечали 300-летие Российской академии наук, поэтому в зале присутствовало много академиков и почетных гостей. Нам выпала честь не только получить награду, но и выступить с благодарственной речью перед представителями научного сообщества. Ценным для меня стало наше товарищество лауреатов премии, это талантливые и очень интересные люди, с которыми можно не только пообщаться, но проводить совместные исследования.
– Как эта победа повлияла на Вашу карьеру?
– Это дает сильную мотивацию на дальнейшую работу. Меня стали намного чаще приглашать на различные мероприятия и проекты научной и образовательной направленности, на которых можно познакомиться с большим количеством талантливых ученых.
– В чем Вы видите перспективы исследований в авиадвигателестроении?
– На мой взгляд, будущее двигателестроения – в переходе к изменяемому циклу и к третьей стратегии установления ресурса. Сейчас для меня важно продолжить исследования по учету особенностей эксплуатации каждого двигателя на выработку его ресурса.
– Помимо работы в ОКБ, Вы посвящаете свое время и преподавательской деятельности в МАИ. Какие дисциплины Вы ведете?
– Как доцент кафедры 203 «Конструкция и проектирование двигателей» я читаю студентам лекции о конструкции авиационных двигателей и динамике и прочности авиационных двигателей. Кстати, именно эти дисциплины мне больше всего нравились во время моего обучения в вузе.
– А насколько сложно сегодня поступить в вуз технической направленности?
– Главная трудность заключается не в том, чтобы поступить, а в том, чтобы доучиться и успешно окончить вуз. Думаю, что основное различие между обучением в гуманитарных и технических университетах заключается в характере нагрузки.
– Как Вы для себя определяете эти отличия?
– В гуманитарных вузах студентам часто приходится осваивать большой объем информации, требующий развитой памяти и аналитических навыков. В технических вузах объем материалов может быть меньше, но сложность уже принципиально иная: она требует глубокого понимания фундаментальных законов, развитого абстрактного и логического мышления, а также практического применения знаний для решения поставленных задач.
– Назовите, пожалуйста, наиболее востребованные сейчас технические специальности.
– Не стал бы выделять какие-то конкретные специальности, сегодня подготовка инженера позволяет быстро менять свою специализацию. В первую очередь нужно выбирать то, что действительно нравится.
– Чем Вам интересна работа со студентами?
– Скорость развития и реализация молодых специалистов во многом зависят от полученных ими знаний в институте. Именно поэтому так важно в вузе заложить им хорошую теоретическую базу, которая в дальнейшем станет основой для их становления как профессионалов. Для меня большая честь и ответственность вносить вклад в подготовку кадров для нашей отрасли.
– Развивая тему привлечения молодежи в науку, расскажите, пожалуйста, о Вашем участии в проекте «Наука в лицах».
– Для меня это стало отличной возможностью поделиться своим опытом и помочь молодым людям определиться с выбором вуза и профессии. Как правило, информация об ученых и их достижениях не получает широкого распространения в медиапространстве, а ограничивается узким кругом специалистов. Благодаря рекламной кампании Десятилетия науки и технологий удается существенно увеличить охват аудитории, а значит и заинтересовать молодых людей научно-исследовательской работой.
– А что для Вас лично изменила рекламная кампания?
– Могу сказать, что благодаря билбордам узнаваемость повысилась. Но лично мне было очень приятно, что выставка проходила и в моей родной Северной Осетии. Очень важно, что акцию организовали во многих городах страны. Надеюсь, что это вдохновит ученых в регионах к новым достижениям.
– Что, на Ваш взгляд, помогает молодым специалистам достигать поставленных целей?
– Нужно изначально выбрать направление, которое будет Вам интересно. Когда человек получает удовольствие от работы, то достигает совсем других результатов. И не менее важно найти наставника, научного руководителя, который сможет передать вам свои знания и опыт. Hеобходимо верить в свои силы, потому что не всегда удается получить результат с первой попытки. И к этому нужно быть готовым, чтобы не терять мотивацию и целеустремленность. Всегда должен быть настрой на плодотворную работу, достижению успеха способствует и правильная постановка целей.
– Тогда каким должно быть эффективное целеполагание?
– На первом месте должно быть не стремление получить награду, а ориентир на выполнение своей работы, получение результата. Тогда получится устоять и при так называемом «боковом ветре». Еще одно обязательное условие успеха – это упорство, потому что одного таланта или способностей будет мало. За успехом в научных исследованиях всегда стоят упорная работа и дисциплина.
– Как Вам удается совмещать научную работу с другими занятиями?
– Несмотря на то, что тяга к технике пересилила другие мои увлечения, для меня спорт и танец остаются хорошим способом отвлечься и отдохнуть. Спорт самый разный, главное, чтобы это было максимально активно. А танцем я занимался профессионально, еще во Владикавказе окончил хореографическое отделение Республиканского лицея искусств. В лицее мы осваивали самые разные направления: национальный и классический танец, танцы народов мира. А сейчас я танцую для себя, думаю, что каждый человек, кроме работы, должен найти какое-то занятие, которое будет наполнять его энергией. Спорт и танец всегда поднимают мне настроение, я получаю позитивный заряд для того, чтобы качественно выполнять свою работу и заниматься другими повседневными делами.



