В Москве завершил работу 1-й международный Стратегический форум гражданской авиации.
В работе Форума приняли участие представители Евразийской экономической комиссии, Межгосударственного авиационного комитета, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, профильных федеральных органов исполнительной власти, а также органов власти субъектов федерации, руководители и директора по стратегическому развитию развитию российских и зарубежных авиакомпаний, аэропортов, представители ведущих предприятий авиационной промышленности, некоммерческих организаций.
На форуме были рассмотрены вопросы планирования программ развития гражданской авиации в масштабах страны и макрорегионов, стратегического развития авиаперевозчиков, аэропортов и других ключевых элементов авиатранспортной системы.
Форум открыл генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень. В ходе доклада и обсуждения лучших международных практик стратегического планирования на общегосударственном уровне была обоснована необходимость обеспечения разработки системы стратегического планирования и управления в национальных системах гражданской авиации Единого экономического пространства в соответствии с лучшими международными практиками. Внедрение формализованных процедур законотворчества и нормотворчества в части авиационной деятельности должно стать ещё одной инициативой, которую целесообразно реализовать в одной из стран Единого экономического пространства в качестве пилотного проекта, распространив в дальнейшем данные практики на другие страны ЕЭП.
Также Антон Корень в своем докладе представил примеры успешного развития аэропортовых систем экономически развитых и развивающихся стран, сравнительный анализ с развитием аэропортовой системы России. Результатом обсуждения, в котором прозвучали мнения представителей законодательной и исполнительной ветвей власти федерального и регионального уровней, стали тезисы для внесения в проект решения Форума, предлагающие введение целевых показателей дорабатываемой в настоящее время Транспортной стратегии Российской Федерации в части доведения количества аэродромов до уровня, сопоставимого с показателями экономически развитых стран. Для достижения таких целевых показателей количества аэродромов в аэродромной сети предлагается применять в Российской Федерации альтернативные источники финансирования развития аэродромной сети, аналогичные используемым в экономически развитых странах.
Интеграционные процессы, происходящие в настоящее время в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) уже в ближайшем будущем начнут оказывать существенное влияние на авиационные рынки стран-участников. Большой интерес участники Форума проявили к информации присутствующих на мероприятии представителей Евразийской экономической комиссии – постоянно действующего наднационального регулирующего органа, обеспечивающего функционирование и развитие ТС и ЕЭП, в том числе и в сфере транспорта. Участникам Форума были представлены подходы к формированию Концепции согласованной транспортной политики, принципы разработки и предполагаемые этапы реализации Дорожной карты «Единое евразийское небо».
Стратегические аспекты развития авиатопливообеспечения в Российской Федерации озвучил в своем докладе советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Павел Михеичев. Эксперт отметил, что в условиях изменения системы государственного регулирования авиатопливообеспечения в качестве механизма целесообразно создание под эгидой отраслевых ассоциаций специальной комиссии для подготовки профессиональных решений для участников отрасли, включая систему типовых договоров, которые в отсутствие нормативной базы могут стать основой обеспечения качества топлива и надлежащего уровня безопасности полетов.
Генеральным директором компании «Авиаперсонал» Анастасией Мирошниченко решение стратегических вопросов кадрового обеспечения авиатранспортной отрасли Российской Федерации предложено осуществлять в рамках Дорожной карты, предусматривающей: разработку государственной программы мер по оптимизации системы кадрового обеспечения, разработку новых механизмов анализа, мониторинга состояния системы и прогнозирования ее потребностей, модернизацию профессиональных стандартов и всей квалификационной структуры отрасли на основе международных стандартов и современных требований к авиационным профессиям с участием работодателей, разработку новых программ обучения на основе разработанных отраслевых стандартов, обеспечение доступности авиационного образования, стимулирование конкуренции в системе образования и другие вопросы. При этом был озвучен Анастасией Мирошниченко и поддержан участниками Форума тезис о необходимости создания общественной организации, которая бы занялась разработкой данной Дорожной карты и иными вопросами регулирования отрасли.
Кроме того, на форуме выступили; директор Департамента корпоративных отношений Turkish Airlines Маргарита Колобашкина, поделившаяся опытом успешной реализации стратегии авиакомпании, которая в последние годы занимает лидирующие позиции по темпам развития на международном рынке авиаперевозок; генеральный директор компании «ЛОКОМОСКАЙ» Кирилл Лятс, рассказавший о новых трендах, способных изменить облик отрасли грузоперевозок, и показавший возможности применения дирижаблей при перевозке крупногабаритных грузов с существенным снижением себестоимости услуг; заместитель руководителя практики ГЧП и инфраструктуры VEGAS LEX Карен Аракелян, представивший стратегические аспекты развития Московского авиаузла; директор по правовым вопросам Международной Ассоциации Аэропортов Олег Овсянников, осветивший в своём докладе новые форматы взаимодействия авиационных властей с бизнес сообществом в части вопросов государственного регулирования аэропортовой деятельности.
Специальный доклад о прогнозах и тенденциях на международном рынке авиастроения представил глава представительства AIRBUS в России и СНГ Сергей Недбайло.
На форуме прозвучали другие доклады и выступления.
Также в рамках Форума прошли 3 уникальных мастер-класса от ведущих международных и российских экспертов.
Эмре Серпен, ведущий европейский эксперт, имеющий опыт работы по разработке стратегий и решений для более 60 международных авиакомпаний по всему миру, провел мастер-класс по методам стратегического планирования авиакомпаний.
Грэм Болтон, директор авиационных проектов компании ARUP, поделился опытом стратегического планирования крупнейших аэропортов Европы, Азии и Ближнего Востока, представив практические примеры стратегического планирования международных аэропортов.
Центром стратегических разработок в гражданской авиации был проведен мастер-класс по стратегическому планированию межрегиональных и региональных маршрутных сетей авиаперевозок, региональных аэропортов.
Форум зарекомендовал себя как первое международное уникальное профессиональное отраслевое мероприятие, призванное стать площадкой для обсуждения всех вопросов стратегического развития отрасли, стратегического планирования в аэропортах, авиакомпаниях и других предприятиях гражданской авиации, авиационных властях.
Организатором Форума выступил Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА).
Генеральный партнер Форума: Торговый дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС.