19 июля в рамках деловой программы Международного авиационно-космического салона МАКС-2017 ОЭЗ «Титановая долина» и компания Boeing при поддержке Минпромторга РФ провели панельную сессию «Вызов принят: особые условия развития авиастроителей в России». Главная цель встречи — назвать основные векторы развития гражданского авиастроения в России в ближайшие 10 лет — была достигнута. Крупнейшие игроки рынка презентовали свои новые стратегии развития и сформулировали алгоритмы промышленной кооперации с поставщиками.
Итоги плана по импортозамещению в области гражданского авиастроения и госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» подвел директор департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Сергей Емельянов. По его словам, при поддержке государства в России создаются производства следующих агрегатов и систем: самолета SSJ-100 (интерьер, кресла пассажирские), вертолетов Ми-171А2, Ка-226 (топливная система), самолетов Ил-96, Ту-204 (радиотехническая система ближней навигации, система посадки по маякам, метеолокатор и т.д.), а также авиационного двигателя ПД-14 и интегрированного комплекса бортового оборудования на основе интегрированной модульной авионики (ИКБО ИМА).
При этом Сергей Емельянов отметил, что Россия продолжает оставаться стратегическим партнером для зарубежных производителей:
«Сегодня ни одна авиационная держава не обходится без международной кооперации. Технологические и финансовые риски авиационных программ настолько велики, что производители вынуждены искать партнеров по всему миру. И Россия — один из таких партнеров. У нас успешно работают инжиниринговые центры мировых лидеров авиастроения, производятся отдельные компоненты для них, созданы СП по обработке титановых изделий для поставки на самолеты Boeing».
Вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Юрасов презентовал новую стратегию развития до 2035 года. В основе стратегии — переход на новую индустриальную модель с созданием собственные центров компетенций и специализаций на отдельных заводах и передача не ключевых направлений на аутсорсинг сторонним поставщикам.
«Опыт, в том числе и мировой, показывает, что в ряде случаев аутсорсинг позволяет существенно сокращать сроки и себестоимость изделий за счет поставок, в том числе «сторонним» или «неавиационным» клиентам, например, «Вертолетам России», структурам РЖД и Роскосмоса. Схожие принципы организации производства уже внедрили крупнейшие аэрокосмические концерны мира, поставщиками Boeing и Airbus являются тысячи компаний по всему миру», — пояснил Сергей Юрасов.
ОАК включил в число приоритетных площадок для локализации своих центров компетенций и поставщиков особые экономические зоны, что позволит корпорации и ее партнерам снизить издержки на создание новых производств. Аналогичный способ развития собственных центров компетенций и предприятий на аутсорсинге выбрал для себя холдинг «Вертолеты России».
По словам директора по производству «Вертолетов России» Михаила Рыбакова, изменения, закладываемые в новую стратегию, вынашивались менеджментом холдинга несколько лет.
«Мы считаем, нужно ориентировать производственную модель на ключевые агрегаты и соответствующие технологические переделы. Это, конечно же трансмиссия, несущая система, агрегатная и окончательная сборка и лётные испытания, — перечислил Михаил Рыбаков. — По остальным переделам будут созданы либо центры специализаций, либо же они будут выведены на аутсорсинг. В настоящее время передаются такие не ключевые переделы, как литейное, кузнечно-прессовое, заготовительно-штамповочное производства. В рамках подписанного с ОЭЗ «Титановая долина соглашении о взаимопонимании мы готовимся к передаче производства титановых заготовок (штамповок, поковок) и их предварительной механической обработке».
На совместном предприятии корпорации ВСМПО-АВИСМА и компании Boeing (Ural Boeing Manufacturing) в ОЭЗ «Титановая долина» будет осуществляться не только черновая, но и чистовая механообработка титановых штамповок.
«Расширение UBM на третьем десятилетии сотрудничества двух корпораций, демонстрирует дальнейшее укрепление стратегического партнерства Boeing в России. А включение UBM в число резидентов «Титановой долины» создает новые возможности для нашего растущего бизнеса на Урале», — заявил президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко.
По словам генерального директора ОЭЗ «Титановая долина» Артемия Кызласова, в развитии первой очереди особой экономической зоны в Верхней Салде сыграли два ключевых фактора: наличие мощного партнера в лице мирового лидера по производству и обработки титановых сплавов — Корпорации ВСМПО-АВИСМА и четкая отраслевая специализация ОЭЗ на этапе создания.
«По сути, льготы и преференции особой экономической зоны, готовая инженерная инфраструктура площадки стали дополнительным и достаточно убедительным аргументом для ВСМПО-АВИСМА, которая два десятилетия развивает партнерство с мировыми авиастроителями», — отметил Артемий Кызласов.
Принцип синергии отраслевой специализации и льгот распространяется и на перспективную вторую очередь ОЭЗ «Титановая долина» в Екатеринбурге, на базе аэропорта Уктус, на базе которой будет создан Авиационный кластер. У площадки уже на этапе создания есть три ключевых партнера — «Вертолеты России», холдинг «Технодинамика» и Уральский завод гражданской авиации.
Стратегия расширения УЗГА совмещает несколько инструментов развития: господдержку в рамках госпрограммы «Развитие авиационной промышленности в 2013-2025 годы», одобрение проекта локализации производства самолетов Л-410 президентом РФ, а также льготы ОЭЗ. На базе Авиационного кластера производитель продолжить развивать проекты Л-410, УТК ДА-42Т, БЛА «Форпост», вертолеты BELL и другие.
«Применение специальных условий в границах ОЭЗ позволит УЗГА избежать отвлечения средств на финансирование таможенных платежей и налогов. Сэкономленные средства послужат источником финансирования углубления локализации проектов. Кроме того, будучи резидентом ОЭЗ мы рассчитываем наладить кооперацию с отечественными предприятиями и привлечь новых международных партнеров, например, Turbomeca с проектом локализации производства вертолетных двигателей и Austro Engine с проектом локализации производства двигателей», — резюмировал генеральный директор УЗГА Вадим Бадеха.
Цифры:
12 из 17 мероприятий, предусмотренных программой по импортозамещению в авиастроении, Минпромторг РФ завершит в 2017 году. 2 мероприятия — в 2018 году, 2 мероприятия — в 2019 году, 1 мероприятие —в 2020 году.
40% объемов производства передаст ОАК сторонним поставщикам на аутсорсинг до 2035 года.
Более, чем в 2 раза нарастить объем выручки к 2025 года планирует холдинг «Вертолеты России»
С 5,7 до 15,5 млн рублей на человека увеличить производительность труда к 2025 году планирует холдинг «Вертолеты России»
В 2 раза вырастет объем производства Ural Boeing Manufacturing в 2019 году благодаря проекту расширения в ОЭЗ «Титановая долина»
19 000 кв. м — площадь проектируемого производственного комплекса УЗГА по сборке самолетов и изготовлению конструкций самолетов из композиционных материалов (на территории перспективной второй очереди ОЭЗ «Титановая долина»)