Тринадцатого января после тяжелой и продолжительной болезни ушел из жизни выдающийся конструктор авиационных двигателей Александр Александрович Саркисов – крупный советский и российский ученый, организатор производства, генеральный конструктор, доктор технических наук, профессор, Лауреат Ленинской премии.
Похороны конструктора состоялись 16 января в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище. В церемонии прощания приняли участие вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан, генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов, исполнительный директор АО «ОДК-Климов» Александр Ватагин, управляющий директор - генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев, президент АССАД Виктор Чуйко и другие.
Александр Александрович Саркисов родился в Москве 19 мая 1936 г. После окончания в 1959 г. Уфимского авиационного института получил специальность инженера-механика авиационных двигателей. Первым местом работы молодого специалиста стало уфимское ОКБ-26, главной задачей которого было обеспечение серийного производства новейших реактивных двигателей. Александр Саркисов работал в группе турбин, занимался расчетами, в 1966 г. стал начальником группы камер сгорания.
В конце 1960-х гг. в рамках модернизации двигателей самолетов МиГ-21 было создано три варианта двигателей - Р13-300, Р13Ф-300, Р25-300, позволивших повысить эффективность боевого применения МиГ-21 и Су-15. За участие в этих разработках Александр Саркисов был награжден орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени.
В 1972 г. он был назначен заместителем главного конструктора ОКБ. Ему было поручено возглавить работы по созданию короткоресурсного ТРД для крылатых ракет морского базирования типа «Базальт» и «Гранит». Комплексы «Базальт» и «Гранит» с маршевыми ТРД КР-17-300 и КР-21-300 были приняты на вооружение атомных подводных лодок нового поколения. За участие в создании комплекса «Гранит» Александру Саркисову была присуждена Ленинская премия.
В 1978 г. он защитил в ЦИАМ диссертацию на тему «Исследование высокотемпературных камер сгорания при форсированном скоростном режиме», занялся преподавательской деятельностью, став доцентом кафедры конструкции авиационных двигателей в Уфимском авиамоторном институте.
В должности главного инженера 3-го Главного управления Министерства авиационной промышленности Александр Саркисов работал над созданием двигателей 4-го поколения РД-33 и АЛ-31Ф для истребителей МиГ и Су совместно с коллективами основных ОКБ – ленинградского КБ им. В.Я. Климова и московского КБ им. А.М. Люльки. В 1984-85 гг. результаты совместных усилий общей команды моторостроителей увенчались государственными испытаниями ТРД 4-го поколения РД-33 и АЛ-31Ф. Их внедрили в серийное производство, оснащенные ими самолеты поступили на вооружение ВВС СССР. Решались новые задачи: наращивание ресурса двигателей, обеспечение надежности, безопасности полетов, развитие экспортного потенциала. Александр Саркисов не раз повторял, что за двигатель РД-33, «доводкой» которого он занимался около 20 лет, всегда испытывал гордость.
Создание двигателя Р95-Ш для штурмовика Су-25 также стало одной из ярких страниц профессиональной деятельности Александра Саркисова. Одним из основных преимуществ его конструкции стала ее непревзойденная безотказность, простота и надежность эксплуатации.
В конце 1987 г. Александра Саркисова назначили генеральным конструктором НПО им. В.Я. Климова. Коллективу удалось увеличить межремонтный ресурс двигателя РД-33, были созданы уникальные модификации силовой установки. Другой значимый проект - турбовинтовой двигатель ТВ7-117С (СМ) для авиалайнера Ил-114 и транспортного самолета Ил-114Т. На базе ТВ7-117С были созданы «вертолетный» вариант двигателя и силовая установка для высокоскоростных катеров различного водоизмещения и назначения.
Александр Саркисов руководил проектом создания управляемого вектора тяги реактивного двигателя. В стране подобный двигатель был разработан впервые. Он предложил сделать сопло с управляемым вектором тяги – всеракурсным. При использовании такой конструкции значительно повышается безопасность полетов, увеличиваются возможности маневра боевой машины, особенно на критических углах атаки. Новую конструкцию назвали «КЛИВТ» (Климовский вектор тяги). Был создан двигатель РД-133, предназначенный для оснащения самолетов, базирующихся на авианесущих крейсерах ВМФ.
В 1991 г. Александру Саркисову была присвоена ученая степень доктора технических наук. Его диссертация была посвящена научно-техническим проблемам создания силовых установок сверхзвуковых боевых летательных аппаратов.
В 1998 г. А.А. Саркисов организовал на НПО им. В.Я. Климова комплекс систем управления, специалисты которого стали создавать цифровые электронные блоки автоматического регулирования и контроля (БАРК).
Новый вертолетный турбовальный двигатель ВК-2500, сертифицированный Авиарегистром МАК в 2000 г., позволил вертолетам брать на 2 тонны груза больше или подниматься на 2 км выше. Во время испытаний, проводимых в 2001 г. в Тибете, вертолет Ми-17 поднялся почти на 9 000 м. Таким образом, был создан отечественный двигатель, позволяющий существенно улучшить характеристики российских.
В 2004 г. Александр Саркисов стал заместителем генерального директора - генеральным конструктором рыбинского ОАО НПО «Сатурн». В 2005 г. он занял пост заместителя генерального директора – генерального конструктора НТЦ им. А.М. Люльки. В этот период был создан турбореактивный двигатель АЛ-55. Модульное решение АЛ-55 позволяет создавать целый спектр модификаций, двигатель имеет хороший экспортный потенциал.
Коллеги Александра Саркисова всегда отмечали его талант, профессионализм, увлеченность и преданность делу, говорили о его уникальном опыте и знаниях, в том числе, о таких, о которых не расскажешь ни в одном учебнике. Он был дипломатом, чутким человеком, замечательным мужем и отцом, имел отличное чувство юмора. Он был Личностью, Инженером, Конструктором.
Похороны конструктора состоялись 16 января в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище. В церемонии прощания приняли участие вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан, генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов, исполнительный директор АО «ОДК-Климов» Александр Ватагин, управляющий директор - генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев, президент АССАД Виктор Чуйко и другие.
Александр Александрович Саркисов родился в Москве 19 мая 1936 г. После окончания в 1959 г. Уфимского авиационного института получил специальность инженера-механика авиационных двигателей. Первым местом работы молодого специалиста стало уфимское ОКБ-26, главной задачей которого было обеспечение серийного производства новейших реактивных двигателей. Александр Саркисов работал в группе турбин, занимался расчетами, в 1966 г. стал начальником группы камер сгорания.
В конце 1960-х гг. в рамках модернизации двигателей самолетов МиГ-21 было создано три варианта двигателей - Р13-300, Р13Ф-300, Р25-300, позволивших повысить эффективность боевого применения МиГ-21 и Су-15. За участие в этих разработках Александр Саркисов был награжден орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени.
В 1972 г. он был назначен заместителем главного конструктора ОКБ. Ему было поручено возглавить работы по созданию короткоресурсного ТРД для крылатых ракет морского базирования типа «Базальт» и «Гранит». Комплексы «Базальт» и «Гранит» с маршевыми ТРД КР-17-300 и КР-21-300 были приняты на вооружение атомных подводных лодок нового поколения. За участие в создании комплекса «Гранит» Александру Саркисову была присуждена Ленинская премия.
В 1978 г. он защитил в ЦИАМ диссертацию на тему «Исследование высокотемпературных камер сгорания при форсированном скоростном режиме», занялся преподавательской деятельностью, став доцентом кафедры конструкции авиационных двигателей в Уфимском авиамоторном институте.
В должности главного инженера 3-го Главного управления Министерства авиационной промышленности Александр Саркисов работал над созданием двигателей 4-го поколения РД-33 и АЛ-31Ф для истребителей МиГ и Су совместно с коллективами основных ОКБ – ленинградского КБ им. В.Я. Климова и московского КБ им. А.М. Люльки. В 1984-85 гг. результаты совместных усилий общей команды моторостроителей увенчались государственными испытаниями ТРД 4-го поколения РД-33 и АЛ-31Ф. Их внедрили в серийное производство, оснащенные ими самолеты поступили на вооружение ВВС СССР. Решались новые задачи: наращивание ресурса двигателей, обеспечение надежности, безопасности полетов, развитие экспортного потенциала. Александр Саркисов не раз повторял, что за двигатель РД-33, «доводкой» которого он занимался около 20 лет, всегда испытывал гордость.
Создание двигателя Р95-Ш для штурмовика Су-25 также стало одной из ярких страниц профессиональной деятельности Александра Саркисова. Одним из основных преимуществ его конструкции стала ее непревзойденная безотказность, простота и надежность эксплуатации.
В конце 1987 г. Александра Саркисова назначили генеральным конструктором НПО им. В.Я. Климова. Коллективу удалось увеличить межремонтный ресурс двигателя РД-33, были созданы уникальные модификации силовой установки. Другой значимый проект - турбовинтовой двигатель ТВ7-117С (СМ) для авиалайнера Ил-114 и транспортного самолета Ил-114Т. На базе ТВ7-117С были созданы «вертолетный» вариант двигателя и силовая установка для высокоскоростных катеров различного водоизмещения и назначения.
Александр Саркисов руководил проектом создания управляемого вектора тяги реактивного двигателя. В стране подобный двигатель был разработан впервые. Он предложил сделать сопло с управляемым вектором тяги – всеракурсным. При использовании такой конструкции значительно повышается безопасность полетов, увеличиваются возможности маневра боевой машины, особенно на критических углах атаки. Новую конструкцию назвали «КЛИВТ» (Климовский вектор тяги). Был создан двигатель РД-133, предназначенный для оснащения самолетов, базирующихся на авианесущих крейсерах ВМФ.
В 1991 г. Александру Саркисову была присвоена ученая степень доктора технических наук. Его диссертация была посвящена научно-техническим проблемам создания силовых установок сверхзвуковых боевых летательных аппаратов.
В 1998 г. А.А. Саркисов организовал на НПО им. В.Я. Климова комплекс систем управления, специалисты которого стали создавать цифровые электронные блоки автоматического регулирования и контроля (БАРК).
Новый вертолетный турбовальный двигатель ВК-2500, сертифицированный Авиарегистром МАК в 2000 г., позволил вертолетам брать на 2 тонны груза больше или подниматься на 2 км выше. Во время испытаний, проводимых в 2001 г. в Тибете, вертолет Ми-17 поднялся почти на 9 000 м. Таким образом, был создан отечественный двигатель, позволяющий существенно улучшить характеристики российских.
В 2004 г. Александр Саркисов стал заместителем генерального директора - генеральным конструктором рыбинского ОАО НПО «Сатурн». В 2005 г. он занял пост заместителя генерального директора – генерального конструктора НТЦ им. А.М. Люльки. В этот период был создан турбореактивный двигатель АЛ-55. Модульное решение АЛ-55 позволяет создавать целый спектр модификаций, двигатель имеет хороший экспортный потенциал.
Коллеги Александра Саркисова всегда отмечали его талант, профессионализм, увлеченность и преданность делу, говорили о его уникальном опыте и знаниях, в том числе, о таких, о которых не расскажешь ни в одном учебнике. Он был дипломатом, чутким человеком, замечательным мужем и отцом, имел отличное чувство юмора. Он был Личностью, Инженером, Конструктором.