14 сентября 2010 г., Aviation Explorer – Российский Минтранс потребовал у немецкой авиакомпании Lufthansa признать Гонконг китайской территорией, сообщает
Lenta.ru. В этом случае Lufthansa и другим авиаперевозчикам из Германии придется платить "Аэрофлоту" роялти за пролет над Россией, так же, как за транссибирские перелеты в Китай.
Если немецкие авиакомпании согласятся с требованием Минтранса, оно обойдется им в 30 миллионов долларов ежегодно. Ранее швейцарская авиакомпания Swiss отказалась удовлетворить подобную просьбу Минтранса, и теперь она пустила свои рейсы в Шанхай и Гонконг в обход России.
До 1997 года Гонконг не принадлежал Китаю и располагал собственными авиационными властями. При этом перевозчики из Германии имели особый статус при полетах в этот регион. После присоединения к Китаю Гонконг получил особый автономный статус, сохранив, в том числе, собственное авиационное законодательство. Однако в России считают, что теперь Гонконг должен считаться частью Китая, а перелеты туда из Европы должны приравниваться к транссибирским.
Транссибирский маршрут является кратчайшим и наиболее выгодным путем в Азию для европейских авиакомпаний. Однако для получения доступа к нему иностранным перевозчикам приходится заключать соответствующие соглашения с "Аэрофлотом" и платить ему роялти (сборы за пролет над российской территорией). В Евросоюзе неоднократно выступали против этой практики, называя ее непрозрачной и нарушающей принципы конкуренции.