15 ноября 2011 г., Aviation Explorer – ОАО «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) предлагает решить проблему убыточности производства самолетов Ан-148 радикальным способом: построить на базе ВАСО три новых цеха, пишет "
КоммерсантЪ" - Воронеж. Проектом, по замыслу ИФК, должно заняться российско-украинское СП, основными акционерами которого будут ГП «Антонов» и ВЭБ.
Планируется, что украинское госпредприятие «Антонов» получит в СП 50% (9 млрд руб. – интеллектуальная собственность и активы серийного завода «Антонов»), ОАК – 5% (1 млрд руб. – площадка в ВАСО под проект), ИФК – 5% (1 млрд руб. – тренажер Ан-148 и денежные средства), ВЭБ – 40% (7 млрд руб. денежными средствами).
СП, как предполагается, будет производить Ан-148 и Ан-158, причем основным местом сборки станут три новых цеха на базе воронежского авиазавода площадью 12 тыс. кв. м каждый: механосборочный, заготовительно-штамповочный, а также агрегатно-сборочный с окончательной сборкой. Новое производство позволит, по замыслу ИФК, выпускать до 36 самолетов в год. Объем капитальных вложений в строительство цехов в ВАСО составит 5,5 млрд руб., столько же – в модернизацию производства на серийном заводе «Антонов» в Украине. Предполагается, что около 45% необходимых средств выделит ВЭБ, 5% – сама ИФК, остальное – банковский кредит. Еще почти 7 млрд руб. в течение трех лет потребуется на финансирование текущей деятельности СП (29% – ВЭБ, 6% – ИФК, остальное – кредит). Сроки окупаемости проекта составят, по расчетам ИФК, 10 лет, чистая прибыль СП при выходе на серийное производство должна достигнуть 1,9 млрд руб. в год. Предполагается, что новое производство может начать выпуск самолетов в 2014 году (12 машин), а к 2016-му – выйти на стабильное производство 36 самолетов в год. Выручка от продаж 432 самолетов за 15 лет прогнозируется на уровне 300 млрд руб. Напомним, что у ИФК подписано договоров и соглашений о намерениях на поставку 140 Ан-148, а также есть заказы на 20 Ан-158.
ИФК объясняет необходимость реализации проекта убыточностью производства Ан-148 на воронежском авиазаводе. По расчетам компании, себестоимость сборки одного самолета составляет сейчас около 1 млрд руб., что «на 40% выше его рыночной стоимости». Новое же СП, по расчетам ИФК, за счет более эффективной работы сможет снизить себестоимость одной машины до 550 млн руб.
Напомним, что с 2009 года ВАСО поставило заказчикам восемь Ан-148, «Антонов» – два самолета. Воронежский завод в его сегодняшнем состоянии, по оценкам ИФК, способен выпускать не более 10-12 машин в год.
В ИФК отметили, что «проект на данный момент направлен для ознакомления предполагаемым акционерам»: «Он еще должен пройти множество согласований, но это чуть ли не единственный способ сделать производство самолетов в ВАСО рентабельным и современным».
Гендиректор ВАСО Виталий Зубарев заявил, что в курсе «определенных инициатив» ИФК и лично гендиректора компании Александра Рубцова. «Однако, насколько я знаю, они предметно не обсуждались на уровне нашего главного акционера – ОАК. Соответственно, никаких указаний на этот счет от корпорации мы не получали. Продолжаем работать над выполнением существующего производственного плана», – пояснил господин Зубарев.
В пресс-службе ОАК также считают, что «проект является исключительно инициативой ИФК», его проработкой корпорация не занималась, «поэтому сегодня говорить о каких-либо его перспективах не имеет смысла». В ОАК добавили, что «работа по программе Ан-148 проводится в рамках действующего СП „ОАК-Антонов“»: «Она предполагает локализацию производства внутри ВАСО и оптимизацию расходов на сборку, что позволит снизить себестоимость самолетов на 25%. Исходя из существующего портфеля заказов, достаточный объем производства составляет 12 самолетов в год».
В пресс-службе ВЭБа заявили, что «корпорации известно о проекте ИФК, но инвестиционной заявки по нему пока не поступало».