Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Новости 18 октября 2013 г.


Российские ученые займутся исследованием водородных двигателей для авиации

Переслать новость другу

Гиперзвуковой самолет-разгонщик (ГСР) "50-50"
Фото с сайта buran.ru

18 октября, AEX.RU – Российские ученые вновь займутся исследованием водородных двигателей для авиации. Эта разработка может приблизить мечту о создании гиперзвукового гражданского самолета, сообщают "Известия".
 
В середине октября Минпромторг объявил конкурс на выполнение научно-исследовательской работы по формированию облика высокоскоростного гражданского самолета «включая расчетно-экспериментальные исследования характеристик демонстратора водородного прямоточного двигателя, интегрированного с планером самолета». За выполнение работ победитель конкурса получит до 205 млн. рублей. Закончить исследования ученые должны уже в декабре 2014 года.
 
Как пояснил изданию источник в Минпромторге, речь идет о сотрудничестве в рамках Седьмой рамочной европейской программы. Одно из направлений программы — разработка гиперзвукового гражданского самолета. В проекте участвуют Россия, Евросоюз, Китай и другие страны, при этом затраты на исследования несут все участники. Российские научные организации во главе с ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского) еще в середине 2012 года вели переговоры с партнерами Еврокомиссии о проекте этого самолета.
 
Гиперзвуковые летательные аппараты способны летать со скоростью 5M и больше (то есть свыше 6 тыс. км/ч), и они в мире в последние десять лет активно исследуются. Минпромторг напоминает в материалах конкурса, что в США сейчас активно идут исследования в области разработки, создания и летных испытаний гиперзвуковых летательных аппаратов — демонстраторов. В Европе аналогичные работы проводятся под эгидой Еврокомиссии при Европарламенте в виде рамочных программ. Также существует европейский проект SHEFEX-II, в рамках которого были реализованы успешные автономные летные испытания.
 
«Водородный гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель рассматривается как основа комбинированных силовых установок для гиперзвуковых гражданских летательных аппаратов», - говорится в материалах Минпромторга. 
 


 
 


комментарии (56):

Ndakota      18/10/2013 [11:40:09]#1
>Однако тогда водородные двигатели не пошли в серию в основном по политическим причинам, замечает эксперт.

ну разумеется. только по политическим.
Необходимость существенно модернизировать существующую аэропортовую структуру - это политические причины

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      18/10/2013 [12:07:40]#2
Ну двигатель они слелают. А вот как быть с производством водорода в таких масштабах, транспортировкой, хранением, заправкой, креаустановкой на пол салона ВС и т. д.?

Migelitto      18/10/2013 [12:53:41]#3
в чем проблема? водород будут синтезировать во время полета, из воздуха/воды!

Mikhail MSU      18/10/2013 [12:57:02]#4
Проблему еще Ломоносов придумал, и ее не решишь.

На самом деле видеть такие гос. заказы печально, они говорят об очень низком уровне технической грамотности людей, которые принимают решения

izki      18/10/2013 [13:04:19]#5
> Ну двигатель они слелают. А вот как быть с производством водорода в таких масштабах
Любой ТРД может работать и на водороде, и на СПГ, и на всём остальном, что горит.
Ранее существовавшие проекты (НК-88, НК-89) реально представляли собой старый-добрый НК-8-2У, разница была только в топливной системе. При этом в обоих проектах топливные системы были продублированы, т.е. двигатель без проблем переходил на обычное авиатопливо.

Производство водорода в промышленных масштабах будет недорогим.
Это как с микропроцессорами - если их нужно сделать 100 штук, то каждый будет стоить по $50 тыс, а если их сделать 100 миллионов, то каждый будет стоить $50.

Santa      18/10/2013 [13:58:45]#6
to izki

Существующие технологии производства водорода очень дорогие.
В основном это каталитический риформинг из природного газа, - процесс крайне энергетически НЕвыгодный.
Эго температура кипения всего 21К, поэтому все станции хранения будут объектами особо высокого уровня опасности.

Уж лучше сразу Га перевести на гептил!
:)

to Mikhail MSU
/// говорят об очень низком уровне технической грамотности людей ///
НЕТ, - это говорит об очень высоком уровне шарлатанства и агрессивной дуристики!

Ndakota      18/10/2013 [14:03:23]#7
а если при этом посчитать сколько будет стоить переоборудовать аэропорт под возможность дозаправки водородом? стоимость транспортировки и хранения?
+ снижение характеристик ВС вследствие уменьшения весовой отдачи. Эффективность применения уже как-то меркнет
Еще вопрос - аварийный сброс топлива. Понятное дело, что топливо можно просто выработать. Но с существующих АП есть такой пункт.

Dysindich Эксперт «Aviation EXplorer»      18/10/2013 [14:14:29]#8
А как вы считаете, страна, которая потеряла способность делать, самые простые, классические, современные самолеты, нуждается в подобных проектах, и способна ли она создать что-либо путное в таком новационном направлении?
Или это все из разряда : "...наши решили не создавать самолет 5го поколения, а приступить сразу к разработке 6го..." ? (а почему бы не взяться сразу за десятое, чтобы не терять время понапрасну?).

Yan      18/10/2013 [14:29:25]#9
А если подниматься вверх на керосине, а лететь на высоте, где водорода дофига, то получается, что водород на борту нафиг не нужен. Т.е. нужен только окислитель, т.е. кислород?

P.S. Сейчас японцы пробуют строить у себя водородные заправки для автомобилей. Электроэнергию собираются качать из России, точнее с ГЭС Сахалина, где их пока нет. Я настроен скептически, но тем не менее они пробуют. С аккумами для авто они пролетели и фактически этот факт признали. В Японии менее 1% электроавто. Добивать аккумы до нормального состояния они по всей видимости не собираются.

Шышкин      18/10/2013 [14:30:04]#10
Что же так мелко - водородный? А не замахнуться ли нашим ученым на аннигиляционно-гравитационный двигатель?
Такой двигатель смог бы разгонять капсулу в телепортационных ускорителях. Чтобы всю эту шушеру отправить в десятое измерение.

Santa      18/10/2013 [14:36:02]#11
to Шышкин

Это уже технологии для "СуперПупса", который справится с космической задачей №1, - спасения земли от астероидов!

izki      18/10/2013 [14:37:13]#12
Santa: Существующие технологии производства водорода очень дорогие.
Да, это понятно всё. Также как и понятно, что решение всех сопутствующих трудностей по эксплуатации таких ВС займёт не год-два, а все двадцать. К тому времени уже и термояд поспеет как источник дармово

izki      18/10/2013 [14:37:29]#13
как источник дармовой энергии.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      18/10/2013 [14:44:14]#14
Дармовая энергия - Солнце. Полетели? :)

Peter Australian      18/10/2013 [14:52:22]#15
Опять "Российские ученые", миллионы бюджетных денег и прожекты.

Бывший МИ      18/10/2013 [14:58:44]#16
"А не пора ли нам, так сказать, замахнуться на нашего, так сказать, Уильяма Шекспира???"

доцент-79      18/10/2013 [15:32:06]#17
Проще было бы сероводород из Черногого моря выкачать.Что-то давно этих
проектов не слышно?
Или кто-то тихонько уже бабки пилит?

lednab      18/10/2013 [16:31:55]#18
Куда чёрт со ступой - туда и рак с клешнёй.
Из кремлёвских кулуаров;
А теперь давайте послушаем начальника транспортного це...
Извините! г. Рогозина...
Р.-Дела в ростехе, роснано и ГСС идут вяло...
Но мы полны оптимизма и обещаем народу множество инноваций. Только в текущем месяце обещано; Возобновить работы по проекту "Буран", Освоить производство самолётов по схеме "летающее крыло", восстановить малую авиацию "на основе отечественных технологий", победить США в конкурсе по созданию "водородного двигателя" и наконец даже вернуть курилки в АП!!!
- Да! Да! И не забудьте АП в Тобольске. И каковы результаты?
В целом, страну захлёстывает энтузиазм, но профильные специалисты по прежнему ёрничают и помещают наши обещания в тему "Птицы говоруны".

air-squirrel      18/10/2013 [16:38:02]#19
очередные прожекты со вселенским размахом, скрывающие под собой, простые человеческие цели)) - попилить бюджет. Суперджет на керосине уже сделали, теперь будем делать экоджеты на водороде)) ух....
Вспомнил, что на днях была новость что в стране нефти то на 15 лет (верить/не верить не обсуждаем), получается, что текущая новость , -это как бы наш ответ Чемберена!: Будем в России летать на водороде))

lednab      18/10/2013 [16:50:26]#20
Ndakota
----------
Из всех комментаторов Вы глыбже всех затронули технические вопросы. Похоже в теме ...
Тогда уж сформулируйте пож. технически грамотно ещё один вопрос. Как и каким реагентом можно удалить с плоскостей и фюзеляжа чудовищный куржак, который будет возникать при заливке в баки жидкого водорода? А нарастать он и лёд будут при любой погоде и на всех эшелонах.

kuznechik      18/10/2013 [16:54:58]#21
Вангую - у российских ученых под предводителсьтвом Чемезова уже все готово... осталось только подписать

Santa      18/10/2013 [17:16:08]#22
to izki
/// как источник дармовой энергии ///
Источниками такой энергии является то, что ненужно производить (синтезировать), а нужно только добыть и подготовить к сжиганию.
Например: нефть, газ, уран.

А водорода в чистом виде на нашей планете нет, он весь в соединениях (вода), которые расщепляются с большими затратами энергии.

Самый дешевый промышленный способ получения водорода это, -каталитический риформинг из углеводородов (природного газа), при этом теряется много калорий. Просто сжечь исходный газ значительно более выгодно, с энергетической точки зрения.

Лучше бы занялись термоядерной энергетической установкой, может быть к 5020 году был бы уже её прототип, в кордоном макете.
:)

HZ66      18/10/2013 [18:52:09]#23
1) А слабо российским ученым разработать проект по обеспечению домов россиян канализацией и водопроводом.
2) Двигатель можно проектировать лишь представляя, каким будет ЛА. У нас материалов для планера нет и не предвидится для полета на таких скоростях.

B-747-8      18/10/2013 [20:08:40]#24
В блокадном Ленинграде ездило 400 грузовиков на водороде для аэростатов заграждения, причём ни один не загорелся и не взорвался. Бензина не было, а водорода было навалом. Так почему сейчас с ним будут сложности? Получать водород массово можно на АЭС и ТЭЦ, а возить в тех же цистернах, что и обычный сжиженный природный газ, ну может чуть более усовршенствованных.

tucha      19/10/2013 [10:31:24]#25
Ведущая структура в разработке авиационных новшеств ЦАГИ - это здорово ! Плохо, то что ЛОГОВАЗ-ЦАГИ-возглавляет Б.Алёшин. прорыва не будет. А вот утечка информации запросто.

KSS      19/10/2013 [20:34:15]#26
Водород - это не сжиженный природный газ. Газ сжали - и он остается жидким при обычной температуре, было бы давление. А водород охлаждать надо. Или хранить в сосудах Дьюара. Но все равно испаряется 1% в день.

zzz111      20/10/2013 [09:14:02]#27
Мда - жесть . Это как новость про глонассс , который пространство до луны покроет и что мы там базу построим . Зато какое поле для распила ... Пусть для начала ресурс пс90 доведут до 10000 хотябы - ато 3000 и в ремонт . Ну дак там не настричь больше . Ещебы за создание плутонохода или сатурнохода взялись ...+

tucha      20/10/2013 [09:30:05]#28
Минпромторг, Мантурова, ЦАГИ - Алёшина к этой теме и близко подпускать нельзя. Сдадут и продадут за копейки врагам наши наработки. Самолёт на водородном топливе летал уже в 80х годах. хорошо летал. Показатели были отличные. Для его обеспечения в ЛИИ был построен целый комплекс. А теперь кричат МАНтуров, Алёшин - да гнать их надо.

Smileyface      20/10/2013 [10:19:38]#29
"Показатели были отличные. Для его обеспечения в ЛИИ был построен целый комплекс. "

Шутка дня.

Один из нас      20/10/2013 [10:51:17]#30
А что-то про металлический водород давно не слыхать? Вот наштампуют брусочков, влезет в любой дипломат, только подбрасывай в топку в белых перчатках :)

Smileyface      20/10/2013 [11:04:44]#31
"металлический водород давно не слыхать"

а про пластмассовый?

B-747-8      20/10/2013 [11:27:08]#32
Вообще нужны двигатели на принципиально новых физических приницпах, а если в обычном РД или ТРД керосин тупо заменить водородом или чем-то ещё, то большого выигрыша не будет.

tucha      20/10/2013 [15:04:13]#33
Для Smileface - по изделию работала Туполевская фирма, самолёт Ту-154. Он по мойму до сих пор рядом с элингом стоит. Если в старых материалах (фотографиях) кто то покопается то можно найти эту машину. У неё на хвостовом оперении нарисована снежинка. А над самим хвостом где идёт горизонтальный срез небольшая стойка приспособлена.

tucha      20/10/2013 [15:13:41]#34
В поисковике яндекс - наберите Ту-154 на водороде и там ест картинка этого самолёта. и ещё рядом что то.

Smileyface      20/10/2013 [15:27:37]#35
tucha, "летал" он, в основном, на обычном керосине. На водороде или СПГ работал один двигатель. Ту-156, ушедший в небытие, летал на СПГ. Для которого пришлось отдать треть объема пассажирского салона и передний багажный отсек.

Фраза "Показатели были отличные. Для его обеспечения в ЛИИ был построен целый комплекс. " очень смешная, подумайте сами о ее смысле.

KSS      20/10/2013 [15:57:42]#36
У сжиженного водорода плотность 70 килограмм в кубометре. Объемная теплота сгорания какая будет?

Yan      20/10/2013 [23:21:18]#37
2 B-747-8 форум автора сообщения

Вообще нужны двигатели на принципиально новых физических приницпах, а если в обычном РД или ТРД керосин тупо заменить водородом или чем-то ещё, то большого выигрыша не будет.
20/10/2013 [11:27:08]



Согласен, именно в этом направлении и надо двигаться. Нельзя вечно летать на паровозе.

Я за двигатели на основе силе Лоренца, питание от локальной АЭС, аэродинамика от самолёта.

Для таких двигателей нужны сверхпроводники. Это направление и надо двигать. Сверх проводники вообще имеют очень хороший потенциал для самых разных задач: датчики, вычислители, исполняемые устройства.

KSS      20/10/2013 [23:36:39]#38
"двигатели на основе силе Лоренца" - это анекдот? Пропал дом...

Yan      20/10/2013 [23:57:10]#39
2 KSS

"двигатели на основе силе Лоренца" - это анекдот? Пропал дом...
20/10/2013 [23:36:39]



Аргументы "против" в студию.

Smileyface      21/10/2013 [08:17:59]#40
Нет, KSS, это диагноз. Лечится галоперидолом.

Ndakota      21/10/2013 [10:37:35]#41
lednab
честно говоря, так глубоко этот вопрос не рассматривал...а проблема серьезная! спасибо за расширение кругозора

Yan      21/10/2013 [13:28:55]#42
2 Smileyface

Нет, KSS, это диагноз. Лечится галоперидолом.
21/10/2013 [08:17:59]



галоперидол - пожалуй единственный аргумент "против"

KSS      21/10/2013 [13:35:34]#43
У Вас, Yan, по видимому, пробелы в образовании. Формат форума не позволяет читать лекции по физике, да и желания нет. Более того, тут Вы должны пояснить что Вы подразумеваете под "двигатели на основе силе Лоренца", а мы можем указать Вам на ошибки. Вы же предлагаете чушь, а никто другой.

Yan      21/10/2013 [14:07:26]#44
2 KSS

У Вас, Yan, по видимому, пробелы в образовании. Формат форума не позволяет читать лекции по физике, да и желания нет. Более того, тут Вы должны пояснить что Вы подразумеваете под "двигатели на основе силе Лоренца", а мы можем указать Вам на ошибки. Вы же предлагаете чушь, а никто другой.
21/10/2013 [13:35:34]



Двигатель на основе силы, которая действует на проводник, через который течёт ток, когда тот находится в магнитном поле.

Santa      21/10/2013 [14:34:39]#45
to Yan

/// Двигатель на основе силы, которая действует на проводник, через который течёт ток, когда тот находится в магнитном поле. ///
"Клевая" идея!!!!!
Самолет который изначально сможет летать, только строго по магнитной долготе.

И еще, так как для протекания тока нужен замкнутый контур, то крыло придется делать в виде кольца огибающего всю планету (стационарный магнит --- планета, подвижная катушка --- крыло "СуперМагнитора").

Вот Японцам и накроется "космический лифт", его срежет "СуперМагнитор".

За такие новации необходимо давать премию имени Рогозина.
:)

KSS      21/10/2013 [14:40:15]#46
"Двигатель на основе силы, которая действует на проводник, через который течёт ток, когда тот находится в магнитном поле."

Проводник, в котором течет ток, сам создает магнитное поле, которое действует на источники магнитного поля. Сумма сил равна нулю.

доцент-79      21/10/2013 [18:03:13]#47
Так это ж электромотор! Елки-палки!
Прравда бывают разные.
Из последних -статор развернут по рельсу, а по нему катится ротор. Для монорельса внедряют.

Smileyface      21/10/2013 [18:12:58]#48
Подождите, не отпугивайте пациента. Скоро дойдет до главной своей idee fixe - суперконденсаторов как панацеи от всего и вся.

Yan      22/10/2013 [00:37:06]#49
2 KSS

"Двигатель на основе силы, которая действует на проводник, через который течёт ток, когда тот находится в магнитном поле."

Проводник, в котором течет ток, сам создает магнитное поле, которое действует на источники магнитного поля. Сумма сил равна нулю.
21/10/2013 [14:40:15]



Тогда не понятно, как измеряют эту силу действующую на проводник с током?




2 доцент-79

Так это ж электромотор! Елки-палки!
Прравда бывают разные.
Из последних -статор развернут по рельсу, а по нему катится ротор. Для монорельса внедряют.
21/10/2013 [18:03:13]


Сомневаюсь в справедливости вашей аналогии. Если я правильно понимаю, для электромотора третий закон Ньютона выполняется, а для силы Лоренца нет.

Глюк      22/10/2013 [01:33:24]#50
Yan
Если я правильно понимаю, для электромотора третий закон Ньютона выполняется, а для силы Лоренца нет.
=======

В журнале "Юный Техник" за 197х год как раз был опубликован "проект" такого самолета.
На "силе Лоренца" в магнитном поле Земли.
Если не лень, разыщите и изучите. ;)))

В самолете был встроен квадратный контур с током. Сверхпроводящий, конечно.
А одна сторона квадрата была закрыта от действия магнитного поля Земли "магнитным экраном". Чтобы значит не создавала противоположной "силы Лоренца". О как!
;)))

[+] Посмотреть все комментарии (56)




 

 










Новости






Архив:

Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer