Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Новости 31 июля 2014 г.


30 июля исполнилось 100 лет со дня рождения авиаконструктора Сергея Егера

Переслать новость другу

Сергей Михайлович Егер

31 июля, AEX.RU –  30 июля 2014 года исполнилось 100 лет  со дня рождения выдающегося авиаконструктора, Героя Социалистического труда, Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, лауреата Ленинской премии, члена-корреспондента РАН, доктора технических наук, профессора - одного из отцов-основателей ОКБ А.Н.Туполева Сергея Михайловича Егера. 
 
Сергей Егер родился 30 июля 1914 года в селе Романовка Тамбовской губернии, в семье инженера. Окончил  Тамбовскую школу – семилетку.  В 1932 году поступает в Московский авиационный институт на вечернее отделение и одновременно устраивается на работу в КОСОС ЦАГИ, начальником которого был Андрей Николаевич Туполев. Хорошая образовательная и техническая подготовка способствовали быстрому профессиональному росту. К 1936 году  – он уже начальник бригады и секретарь комитета комсомола филиала ЦАГИ. 
 
В марте С.М.Егера арестовывают по стандартному в то время обвинению в шпионаже. В Болшевском лагере в мае 1939 года в организованной Берией «шараге» и встретились А.Н.Туполев, назначенный руководителем группы по проектированию военных самолётов, и С.М.Егер, в 25 лет ставший руководителем проектных работ - «правой рукой» А.Н.Туполева. С тех пор – все 36 лет, до смерти А.Н.Туполева они работали вместе.
 
Начались работы с проекта 4-хмоторного пикирующего бомбардировщика, который быстро, с возникновением угрозы нападения сухопутных войск Германии, перерос в меньший, более массовый 2-хмоторный фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2, ставший одним из лучших самолётов Великой Отечественной войны.
 
В послевоенный период С.М.Егер становится Главным конструктором семейства переходных самолётов от поршневого Ту-2 к реактивному Ту-14. При разработке самолета Ту-78 С.М.Егер предлагает новую аэродинамическую схему – 3-хдвигательный самолёт с размещением воздухозаборника в основании киля. На этом же самолёте применяется герметичная кабина с наддувом воздуха от ТРД, также впервые устанавливаются бустера в системе управления. С.М.Егер в то время был и Главным конструктором первого советского реактивного бомбардировщика Ту-77 (Ту-12), провёл его заводские и государственные испытания.
 
Под руководством С.М.Егера создавались и ставшие знаменитыми «счастливые» самолёты ОКБ – Ту-16 и Ту-95. Важной вехой стал штурмовик Ту-91 с винтовым турбореактивным двигателем, намного опередивший потребности войск для локальных войн. По инициативе С.М.Егера в ОКБ появилась первая в Советском Союзе бортовая ЭВМ УМ-1, разработанная в США Старосом и Бергом,  перебежавшими потом в СССР, и организована лаборатория В.Н. Волохова по созданию к ней программного обеспечения. С получением в ОКБ заказа на перехватчик С.М.Егер предлагает А.Н.Туполеву «летающую платформу» для запуска ракет ПВО – самолёт Ту-128. 
 
Этапным в жизни С.М.Егера стали работы по созданию семейства самолётов Ту-22 и разработка самолёта Ту-154, когда он снова был назначен А.Н.Туполевым Главным конструктором самолёта и прошёл с ним путь от осевой линии на чертеже до серийного производства, эксплуатации и экспорта в капиталистические страны. Через два с половиной года после смерти А.Н.Туполева С.М.Егер был вынужден уйти из ОКБ  в Московский авиационный институт, на первую кафедру самолётостроительного факультета, где уже давно работал по совместительству, а с 1968 года возглавил кафедру. 
 
В 1975 году  на кафедре появилось направление автоматизированного проектирования самолётов. С.М.Егер был назначен заместителем председателя координационного совета Минвуза СССР по САПР. Итогом этой деятельности стал написанный совместно с О.С.Самойловичем и Н.К.Лисейцевым учебник «Основы автоматического проектирования». С.М.Егер вёл большую научно-общественную работу: был членом экспертной группы ВАК, работал в экспертной комиссии по Ленинским и Государственным премиям, в редсовете издательства «Машиностроение». Сотни специалистов авиационной промышленности, слушавшие лекции Сергея Михайловича, считают себя его учениками. К их числу относятся более 20 аспирантов и соискателей, защитивших под его руководством кандидатские диссертации.
 
Сергей Михайлович Егер умер 30 июля 1987 года в день своего рождения, оставив после себя десятки конструкций самолётов, новую современную школу самолётостроения, до последних дней продолжая работу профессионального обучения молодого поколения авиационной науки и техники. 
 
Коллектив ОАО «Туполев» чтит сложившиеся за многие десятилетия традиции, с большим уважением относится к истории предприятия, заслуженным сотрудникам, внесшим значительный вклад в развитие и становление туполевской конструкторской школы и отечественной авиации. К памятной дате был выпущен буклет, посвященный 100-летию со дня рождения С.М.Егера, в музее ОКБ А.Н.Туполева была организована экспозиция, посвященная работам юбиляра, его значительному вкладу в самолетостроение. На первом этаже открылась тематическая фотогалерея, в которой собраны уникальные фотографии из фондов музея ОКБ А.Н.Туполева  и семейного архива С.М.Егера, а также редкие снимки самолетов, в создании которых он принимал непосредственное участие. По сложившейся доброй традиции 30 июля 2014 года туполевцы почтили память выдающегося коллеги возложением цветов к мемориалу великого авиастроителя на Кунцевском кладбище.


 
 

AVIARU Network в соцсетях



комментарии (2):

АТИ      31/07/2014 [19:11:06]#1
Удивительный Человек, имел счастье учиться у него в 85-м.

гидроплан      31/07/2014 [22:56:01]#2
А что это за винтовой турбореактивный двигатель на ту-91!?




 

 








Новости






Архив:

Май
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/geo/mytischi/, выбирай нас!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer