Главная Новости 9 октября 2015 г.

Совместная рабочая группа США и России по изучению Венеры возобновила работу

Космос
Фото с сайта ufoglaz.ru

9 октября, AEX.RU –  Рабочее совещание, посвященное возможным совместным научным проектам США и России по исследованию Венеры, состоялось в Институте космических исследований РАН. Об этом сообщили ТАСС в пресс-центре института.

Рабочая группа по определению научных задач изучения Венеры (Venus Science Definition Team), включившая представителей научных организаций США и России, была организована в конце 2013 года. Eе деятельность была приостановлена и возобновилась сейчас.

"Задачи группы - определение научных задач изучения Венеры и проработка возможной совместной миссии к Венере. Основой такой совместной миссии предполагается проект "Венера-Д", который длительное время разрабатывался в рамках российской космической программы. Однако в проект Федеральной космической программы на 2016-2025 годы "Венера- Д" вошла только как проработка эскизного плана с запуском после 2025 года", - уточнили в пресс-центре.

Сейчас проект предполагает создание двух аппаратов: орбитального и посадочного. По словам руководителя лаборатории спектроскопии планетных атмосфер ИКИ РАН Людмилы Засовой, новый проект по изучению Венеры может дать совершенно новую информацию о планете благодаря новому качеству научных приборов, которых не было в распоряжении ученых в 1970-1980 годах. Речь идет о комплексном исследовании поверхности, атмосферы и окружающей плазмы планеты.

"В настоящее время ни у одного космического агентства нет работающих аппаратов по изучению Венеры. Возможно, в декабре этого года на орбиту вокруг Венеры удастся вывести аппарат Akatsuki (Японское аэрокосмическое исследовательское агентство)", - отметили в пресс-центре.

В России программа по изучению второй от Солнца планеты завершилась в 1984-1986 годах проектом "Вега", в ходе которого в ее атмосферу были доставлены аэростаты. Также в 2005-2015 годах была запущена и успешно работала на орбите вокруг планеты миссия "Венера-Экспресс" Европейского космического агентства (ЕКА). Три прибора в составе научной нагрузки аппарата были изготовлены с российским участием, а в других экспериментах российские ученые были соисследователями.

В числе основных открытий "Венеры-Экспресс" - обнаружение гидроксила (химическое соединение водорода и кислорода - прим. ТАСС) в атмосфере Венеры, возможное открытие вулканизма на этой планете, наблюдение атмосферных гравитационных волн и молний, открытие тонкого озонового слоя.

С американской стороны предыдущей миссией к Венере был запуск межпланетной станции NASA "Магеллан", которая провела радиолокационное изучение поверхности планеты в 1989-1994 годах. Сейчас в NASA в рамках программы Discovery прорабатываются две возможные миссии для изучения планеты с запуском не ранее 2020 года, в том числе проект "Веритас" (VERITAS) для радиолокационной съемки поверхности Венеры с лучшим разрешением, чем было у "Магеллана".

По словам Засовой, если эта миссия будет принята, это позволит более точно выбрать место посадки для возможного совместного проекта. В частности, интересной стала бы посадка в районе так называемых тессер - специфических деталей ландшафта, похожих на паркет. Предполагается, что эти гористые области не были залиты базальтовой лавой во время гигантских извержений в течение последнего миллиарда лет, и в этих областях, возможно, будут обнаружены минералы, образовавшиеся в присутствии воды, а также следы древнего океана, существовавшего на ранних этапах эволюции Венеры.

Март