Главная Новости 8 июля 2015 г.

Ученые в США предложили NASA создать космический телескоп диаметром 12 метров

Фото с сайта positime.ru

8 июля, AEX.RU –  Создать самый большой и самый мощный в мире орбитальный телескоп диаметром 12 метров предложила космическому ведомству США группа американских ученых из Университетской ассоциации астрономических исследований. В докладе, выводы которого опубликованы на страницах последнего номера журнала Nature, специалисты отметили, что если NASA приступит к созданию аппарата уже сейчас, то он может быть запущен в 2020 годы. Об этом сообщает ТАСС.

По замыслам авторов проекта, новый космический телескоп высокого разрешения (КТВР) придет на смену знаменитому "Хабблу" и станет важным дополнением к космическому телескопу имени Джеймса Уэбба, который должен отправиться на орбиту в 2018 году. Примечательно, что 20 лет назад именно доклад Университетской ассоциации астрономических исследований послужил толчком к созданию этого аппарата, названного в честь руководителя программы "Аполлон", которая позволила человеку побывать на Луне. Первоначально предполагалось, что он заменит "Хаббл" уже в нынешнем году, но реализация программы, оцениваемой в $8,8 млрд, сильно отстала от графика.

Как сообщили эксперты, стоимость проекта КТВР должна составить $10 млрд, а его зеркало будет в пять раз больше, чем у "Хаббла", и в два раза больше, чем у телескопа имени Джеймса Уэбба. Другим его важным достоинством станет способность работать не только в инфракрасном, но и в ультрафиолетовом и оптическом диапазонах. Телескоп имени Джеймса Уэбба лишен такой возможности, а "Хабблу" ученые отводят еще не более пяти-шести лет работы на орбите. По их словам, после этого делать такие же снимки космических объектов в видимом диапазоне, как делает эта автоматическая обсерватория, будет уже некому.

Астрономы рассчитывают, что намечающийся пробел будет заполнен с помощью КТВР, который сумеет получить новую уникальную информацию о происхождении и эволюции Вселенной, в том числе экзопланетах, потенциально пригодных для биологической жизни. "Трудно представить себе, насколько потрясающими могут быть результаты его наблюдений", - отмечает специалист из университета штата Вашингтон Джулиан Делкантон.

"КТВР будет революционным телескопом по многим причинам", - соглашается другой автор исследования Марк Постман, сотрудник Института космических телескопов в Балтиморе (штат Мэриленд), где обрабатывается информация, полученная "Хабблом". По его словам, теперь осталось только убедить в необходимости осуществления этого дорогостоящего проекта НАСА и правительство США.

Что касается "Хаббла", то в апреле он отметил свое 25-летие и уже давно выработал свой первоначальный ресурс. В период 1993-2009 годов экипажи "шаттлов" пять раз отправлялись к нему со срочной технической помощью, но больше NASA делать это не собирается. В настоящее время помимо него в космосе находятся американские обсерватории "Чандра" и "Спитцер", а также Ядерный спектроскопический телескоп (NuSTAR).

"Хаббл" был выведен на орбиту 24 апреля 1990 года экипажем корабля многоразового использования "Дискавери" и с тех пор передал на Землю миллионы уникальных снимков, значительно расширивших представление ученых о строении и происхождении Вселенной. Аппарат провел 1,2 млн целевых наблюдений за 38 тыс. космических объектов, на основании которых было подготовлено около 13 тыс. научных работ. По словам экспертов, "это делает его одним из самых эффективных научных инструментов в истории".

С помощью этой "машины времени" специалисты смогли получить сведения об объектах, находящихся на расстоянии 13,4 млрд световых лет от Земли. Благодаря "Хабблу" удалось уточнить возраст Вселенной и количество находящихся в ней галактик (примерно 200 млрд). Новые данные были также получены о Солнечной системе и нашей галактике - Млечном пути, в частности, расположенной в ее центре гигантской черной дыре.