Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Новости 4 декабря 2019 г.


Институт "Роскосмоса" заявил о низкой окупаемости многоразовых ракет

Переслать новость другу

Роскосмос
© Юлия Кузьмина, AVIA.RU

4 декабря 2019 г., AEX.RU –  Проекты ракет-носителей многоразового использования могут выйти на окупаемость только при значительном объеме заказов на пуски, рассказал, отвечая на вопрос РИА Новости, в рамках круглого стола "Мировой космический рынок: тенденции и перспективы развития" директор департамента по проектам операционной эффективности АО "Организация "Агат" (головной экономический институт Роскосмоса) Алексей Долгов.

"Только при значительном объеме потребления, которого добилась, скажем так, неформальными методами SpaceX, только за счёт собирания заказов с половины рынка, мы можем добиться окупаемости проектов ракет-носителей лёгкого и среднего класса", - сказал он.

В то же время, по его словам, в случае уменьшения стоимости запусков, сам рынок космических пусков может вырасти, и тогда откроется возможность для выхода на окупаемость новых проектов многоразовых ракет.

SpaceX, разработавшая ракету Falcon 9, в 2019 году провела 11 пусков своих ракет, запланировано ещё два. При этом всего в мире осуществлено 87 пусков, из которых 82 удачных.

С начала 2000-х годов Россия длительное время лидировала по количеству космических запусков, включая коммерческий рынок пусковых услуг. На ракеты "Протон-М" и "Союз", а также другие российские носители приходилось более 50% всех коммерческих пусков в мире. В 2012 году произошло первое снижение количества запусков, а после 2014 года доля России постепенно пошла на убыль, поскольку с 2013 года ее заказы начала "отъедать" американская SpaceX.

В 2016 году Россия по общему количеству пусков уступила США и Китаю, заняв третье место. В 2017 году американская коммерческая компания SpaceX с одной ракетой Falcon 9 лишь немного уступила по количеству пусков всей российской космической программе. В 2018 году SpaceX запустила в космос больше ракет, чем вся российская космическая отрасль, включая пуски в интересах Минобороны и с французского космодрома Куру - всего 20 пусков из которых один завершился аварией.

Ранее глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин анонсировал, что новые российские ракеты "Союз-5" и "Союз-6", проектируемые "Роскосмосом", будут готовы "драться" за коммерческий рынок запусков с зарубежными носителями. Также он сообщил, что многоразовые ракеты-носители компании SpaceX выйдут на окупаемость ближе к 50-му пуску.

Также ранее Рогозин заявлял, что глава SpaceX Илон Маск демпингует на рынке, продавая пуски американским военным дороже, чем на коммерческом рынке. Также, по словам главы Роскосмоса, Маск не знает реальную стоимость своих ракет, а его запускам помогает более южное расположение американских космодромов, чем расположение Байконура.

Также ранее сообщалось, что в России будет создана своя многоразовая ракета - крылатая. Однако она будет относиться к классу сверхлегких ракет.



 
 

AVIARU Network в соцсетях



комментарии (3):

Крымский дачник      05/12/2019 [00:11:50]#1
Либо он идиот (Рогозин), либо ему нужно поменять референтов.
Запуски на орбиты с наклонением, отличным от широты космодрома – что «вверх» (к полярным орбитам), что «вниз» (к экваториальным) – требуют дополнительной энергии (и таким образом, снижают грузоподъёмность ракеты). Однако, эти два варианта сугубо НЕсимметричны.
Кратко, различия:
Для запуска на орбиту с наклонением ВЫШЕ широты космодрома – можно использовать простейшую схему «direct insertion» (не всегда, правда, но на низких орбитах – часто). В этой схеме все ступени ракеты работают последовательно одна за другой – и в результате, если выдержаны правильно пусковой азимут и flight profile (функция высоты от времени) – дело сделано, ваш спутник оказался на орбите с нужным наклонением. Однако, несмотря на простоту схемы выведения, грузоподъёмность уменьшается. Она снижается тем больше, чем больше изменение наклона орбитальной плоскости – законы Орбитальной Механики неумолимы.
Чтобы дать представление о величине этих потерь:
на лекциях студентам дают простую запоминалку под названием «десять на три» (точнее, «червонец за трёшку»): за каждые 10 градусов изменения наклонения вверх приходится жертвовать 3 – 3.5% грузоподъёмности. Надо отметить, что правило это очень приблизительное, и относится оно к ракетам типа «простой карандаш». Да, и зависимость там, строго говоря, нелинейная, поэтому правило работает лишь на небольших «углах доворота».

Крымский дачник      05/12/2019 [00:12:19]#2
Для запуска на орбиту с наклонением МЕНЬШЕ широты космодрома – схему «direct insertion» использовать уже невозможно, поскольку точка вашего космодрома лежит ВНЕ орбитальных плоскостей – всех орбит, чьё наклонение меньше широты космодрома. В таком случае сначала выводят комплекс «верхняя ступень + спутник» на опорную (или промежуточную) орбиту с наклонением равным широте космодрома, выключают двигатель и дают комплексу дрейфовать по опорной орбите – до пересечения с плоскостью целевой орбиты. В этой точке делают второе включение двигателя – для поворота орбитальной плоскости на нужный угол. Эта схема требует не только дополнительного расхода топлива, но и более сложной конструкции верхней ступени (ВС). Такая ВС должна иметь рестартуемый двигатель и систему осаждения топлива, поскольку в невесомости оно плавает в произвольных местах, а не на дне, где заборная магистраль. Также, нужна гораздо более сложная и точная система навигации и ориентации. В результате – ВС неизбежно получается дороже и тяжелее.
В целом, поворот наклонения орбиты «вниз» получается подороже, чем «вверх». Тем не менее, и «доворот вверх» тоже не бесплатен, и забывать об этом – нельзя.


Крымский дачник      05/12/2019 [00:12:34]#3
Вывод первый:
Максимальную грузоподъёмность ракета демонстрирует при пуске на орбиту с наклонением, равным широте космодрома.
Вывод второй:
Запуск на орбиты с наклонением отличным от широты космодрома – как с изменением наклонения вверх, так и вниз – всегда требует дополнительной энергии. Соответственно – грузоподъёмность снижается.
Третий вывод:
Широта космодрома не является достоинством или недостатком – это свойство.
И, как и положено свойству – в одном контексте оно проявляется как плюс, а в другом – как минус.
Конкретно:
Чем ближе к экватору вы сдвигаете гипотетический космодром, тем лучше с него запускать спутники-ретрансляторы на геостационарную орбиту (ГСО). При сдвиге точки старта к экватору – грузоподъёмность на ГСО будет расти.
Вместе с тем этот космодром становится хуже для пусков на полярные орбиты. И вообще – для всех орбит с более высоким наклонением – сдвиг точки пуска к экватору приведёт к потерям.

Небольшая справка:
за пять лет (2014-2018) по всему миру было сделано 470 орбитальных пусков. Из них –
*** На геостационар – непосредственно или через ГПО – было 143 пуска (30.4%)
*** На орбиты с наклонением от 50° до 75° (МКС, GPS, Galileo, Глонасс, Молния) – 121 пуск (25.7%)
*** На полярные и солнечно-синхронные орбиты – 146 пусков (30.9%)
Иными словами, за эти пять лет по всему миру – менее трети пусков шли на ГПО/ГСО, а более половины были сделаны на орбиты с наклонением выше 51°




 

 







Новости






Архив:

Декабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer