← Назад

Главная Новости 8 августа 2019 г.

ФАС опубликовала материалы дела о незаконных торгах за реконструкцию аэропорта Иркутска


8 августа 2019 г., AEX.RU –  Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России опубликовала полный текст решения по делу об антиконкурентном соглашении по строительству нового терминала аэропорта Иркутска между областным правительством, группой "Новапорт" Романа Троценко и связанными с ней компаниями. Об этом сообщает "Интерфакс".

О том, что комиссия ФАС признала участников соглашения нарушителями закона о защите конкуренции, ведомство объявило в конце июля. Нарушителями были названы губернатор Иркутской области (с 2015 году этот пост занимает Сергей Левченко), областное правительство, АО "Международный аэропорт Иркутск" (принадлежит региону, управляет существующим аэропортом), принадлежащие Троценко ООО "Инфраструктурная корпорация "Аеон", ООО "Новапорт", ООО "Новапорт холдинг" и АО "Аэропорт Толмачево", а также ООО "Система управления" (в собственности у гражданки РФ Марьяны Чураковой), АО "Рампорт аэро" (75% у нидерландской United Airports Management, 25% — у структуры "Ростеха") и учрежденное двумя последними ООО "Терминал Иркутск".

"Нарушение выразилось в заключении и участии в соглашении между органами государственной власти субъекта РФ и хозяйствующими субъектами, которое привело к ограничению доступа на рынок выполнения работ по реализации инвестиционного проекта строительства нового аэровокзального комплекса на территории международного аэропорта Иркутска. В результате этих действий частный инвестор был отобран без каких-либо конкурентных процедур", — говорилось в сообщении ФАС.

Служба предписала прекратить нарушение и обеспечить проведение конкурса.

В тексте решения, размещенном в среду в базе правовых актов ФАС, рассказывается о том, как развивались события вокруг аэропорта с момента его передачи из федеральной в областную в 2015 году. В материалах представлена переписка участников дела, которая, по мнению регулятора, доказывает факт сговора между ними.

Так, из текста следует, что с заявлениями, "указывающим на признаки нарушения антимонопольного законодательства" при выборе инвестора модернизации аэропорта, в ФАС обращалось ООО "Аэропорт Девелопмент", входящее в "Базовый элемент" Олега Дерипаски. Первая жалоба поступила от компании в июне 2016 года; рассмотрев ее, ФАС направила в администрацию Иркутской области предостережение о недопустимости таких действий.

"Однако впоследствии в СМИ должностные лица органов государственной власти Иркутской области вновь делали заявления о планируемых к совершению действиях, способных привести к нарушению антимонопольного законодательства. Так, в частности, 6 июня 2018 года на сайте общественно-политической газеты "Областная" опубликовано сообщение, содержащее информацию о привлечении АО "Международный Аэропорт Иркутск" и ОАО "Рампорт" в качестве инвесторов строительства нового терминала иркутского аэропорта. Также губернатор Иркутской области заявил, что в проекте участвует компания "Новапорт", с ее участием был проведен выбор площадки, она вложила средства в благоустройство территории мемориала памяти жертвам политических репрессий", — указывает ФАС.

После этого, в июле прошлого года, ООО "Аэропорт Девелопмент" повторно обратилось в ФАС с заявлением, в котором указало, что "органы государственной власти Иркутской области намерены в ближайшее время приступить к строительству нового терминала аэропорта Иркутска с участием инвесторов, выбранных без проведения конкурса". Регулятор вновь направил предостережение, а после — сделал "ряд запросов о представлении информации", проанализировав которую возбудил дело о возможном сговоре. Речь идет, в том числе о переписке участников дела.

"Изначальной целью группы компаний "Новапорт" являлась реализация проекта по строительству объектов действующего аэропорта Иркутска без проведения конкурсных процедур", — говорится в решении ФАС.

В качестве довода служба приводит фрагмент письма гендиректора ООО "Новапорт" и ООО "Новапорт Холдинг", датированного мартом 2016 года, в адрес своих заместителей (ничьи имена в тексте решения не уточняются): "Коллеги. Мы долго добивались, чтобы нас взяли партнерами без тендера, как это сделалв Ростове".

Также приводится часть письма гендиректора ОАО "Аэропорт Толмачево" в октябре того же года руководству указанных выше ООО: "Провели совещание с губернаторомв аэропорту с облетом на вертолете по возможному размещению нового терминала. Наш вариант признан наиболее приемлемым и основным в работе". Позднее он же пишет: "Кратко о визите в КНР с губернатором ИОГубернатор заявил, что со старым справимся сами с привлечением "Новапорта"Думается, что можно сделать следующие выводы: губернатор по-прежнему с нами".

Также, согласно тексту решению, "Новапорт", правительство и губернатор Иркутской области "обсуждали не только вопросы, связанные с реализацией антиконкурентной стратегии, но и потенциальные риски нарушения действующего законодательства".

"В одном из писем в адрес генерального директора ОАО "Аэропорт Толмачево"советник губернатора Иркутской областивыражает опасения о том, что изменения, внесенные в соглашение о сотрудничестве между Минтрансом России, Росавиацией и правительством Иркутской области в части необходимости реализации проекта на условиях государственно-частного партнерства, могут "привнести некоторые нюансы в планируемый нами ход событий", — пишет ФАС.

Далее служба приводит фрагмент письма главы юридического управления ОАО "Аэропорт Толмачево" в адрес замгендиректора по правовым вопросам ООО "Новапорт": "Прошу обратить внимание на приложение №2 к допсоглашению к соглашению между Минтрансом, Росавиацией и правительством Иркутской области, а, именно, пункт 8 плана (проведение конкурса на право заключения соглашения о ГЧП) Если мы не планируем участие в конкурсных процедурах, то в данный документ, видимо, надо инициировать изменения".

ФАС также фиксирует факт присоединения к антиконкурентному соглашению ООО "Система управления", ООО "Рампорт аэро" и ООО "Рампорт безопасность", цитируя письмо топ-менеджера ООО "Новапорт Холдинг" в адрес своего коллеги в ООО "Новапорт Холдинг": "Посмотри ТС по Иркутску в части сторон и их обязательств. Участниками СП будут компания со стороны "Аеон" ("Система управления") и "Рампорт" (основные обязательства — получение ЗУ в Иркутске под новый АВК). Также сторонами договоренностей будут "АЕОН (предоставление финансирования), "Новапорт" (в части реализации проекта — строительство АВК, управление проектом на основании договора оказания услуг, агентского договора и т.п., получение лицензий, разрешения на строительство АВК — СВ предварительно согласовал, и GR — ранее было в обязательствах "Рампорт")".

Вместе с тем ФАС установила причину невозможности участия "Аеон" и группы "Новапорт" с АО "Рампорт Аэро" в совместном предприятии по строительству нового терминала. Она обусловлена "возможными санкциями США/Евросоюза, которые могут быть наложены на ООО "Новапорт" и ООО ИК "Аеон" в результате сотрудничества с компанией связанной ГК "Ростех", говорится в решении.

"Таким образом, поскольку ООО ИК "Аеон" и группа компаний "Новапорт" не могли участвовать в указанном совместном предприятии напрямую, к участию в совместном предприятии было привлечено не аффилированное, но фактически подконтрольное ООО "Система управления", — заключает служба.

Как сообщалось, в конце июля Левченко заявил, что власти региона, вероятно, будут оспаривать в суде решение ФАС.

"Мы доказываем и будем доказывать, что действуем в полном соответствии с законом. И наше право не соглашаться и, в том числе, оспаривать", — говорил губернатор.

Вместе с тем в июне Троценко заявлял "Интерфаксу", что после претензий ФАС ожидает объявление конкурса по реконструкции аэропорта Иркутска. Согласно прогнозу бизнесмена, он состоится в конце этого года.



 
 



комментарии (0):




 

 



URL: http://www.aex.ru/news/2019/8/8/200552/