24 декабря 2020 г., AviaStat.ru – Специалисты кафедры 702 «Системы приводов авиационно-космической техники» Московского авиационного института совместно с АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» и ПАО «АНПП «Темп-Авиа» (г. Арзамас) провели комплексную работу, связанную с проектированием системы управления новой малогабаритной ракеты корпорации.
Данный проект был удостоен второго места на 12-м Всероссийском межотраслевом молодёжном конкурсе научно-технических работ и проектов «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики» по направлению «Робототехника, интеллектуальные системы и авиационное вооружение».
Работы выполнялись в несколько этапов. На первом этапе корпорация поставила перед МАИ задачу развить на своем предприятии «Темп-Авиа» новые для него компетенции по созданию рулевых электрических приводов. Арзамасцами был получен комплект конструкторской документации к разработанному на кафедре 702 блоку рулевых электрических приводов с волновыми передачами и цифровым управлением. В результате специалисты «Темп-Авиа» в короткий срок создали свой блок рулевых приводов, отличающийся оригинальными конструктивными решениями, позволяющими обеспечить минимально возможные массогабаритные показатели.
Параллельно специалисты МАИ проводили разработку специализированного стенда для испытаний блока приводов, в том числе в режиме полунатурного моделирования, которое позволяет выполнить проверку всех систем изделия ещё до того, как будут произведены первые испытательные пуски.
«Требования к техническому совершенству новых авиационных средств поражения зачастую могут быть выполнены лишь благодаря применению новых технологий, а не за счёт модификацией существующих изделий, — говорит доцент кафедры 702 Артём Алексеенков, руководивший проектом со стороны МАИ. — Очевидно, что это увеличивает технические риски и сроки опытно-конструкторских работ. Для того, чтобы выдержать сроки и стоимость, одновременно с проектированием новых агрегатов должно создаваться и специализированное испытательное оборудование, позволяющее отлаживать всю систему управления с учётом особенностей входящих в неё подсистем. С КТРВ у нас сложилось очень тесное взаимодействие, при этом в рамках работы было чёткое разделение труда: корпорация делала комплекс полунатурного моделирования, а МАИ — его отдельную подсистему, — стенд шарнирных моментов, работающий в составе этого комплекса».
Отдельные элементы стенда шарнирных моментов эффективно использовались и до включения в комплекс полунатурного моделирования: в МАИ на них проводились испытания прототипов и опытных образцов приводов, разрабатываемых совместно с «Темп-Авиа».
В настоящее время работа над блоком рулевых приводов находится в завершающей стадии: ведётся подготовка конструкторской и технологической документации. Также продолжаются работы над стендом, который в дальнейшем планируется применять для испытаний других изделий.