← Назад

Главная Новости 13 февраля 2020 г.

Высоту полета авиалайнеров предложили снизить ради борьбы с глобальным потеплением

© Алена Ледакова

13 февраля 2020 г., AEX.RU –  Климатологи предложили изменить обычную высоту полета авиалайнеров для того, чтобы сделать оставляемые ими инверсионные следы менее опасными для экологии и климата Земли. Как пишут исследователи в научном журнале Environmental Science & Technology, это позволит снизить влияние авиации на глобальное потепление на 56%, сообщает ТАСС.

"Предлагаемые нами изменения затронут лишь небольшое число полетов, но при этом они резко сократят вклад авиации в рост температур на Земле ценой небольшого повышения выбросов СО2. Если все предложенные меры будут реализованы, то вклад инверсионных следов в глобальное потепление уменьшится на 91%, а всей авиации в целом – на 56%", – пишут ученые.

Самолеты не только выбрасывают большое количество парниковых газов, но и мешают теплу покидать поверхность Земли из-за так называемых инверсионных следов – плотных белых "лент", состоящих из мелких кристалликов льда, которые оставляют за собой самолеты.

Эти рукотворные облака, как отмечают ученые, существуют в атмосфере на протяжении многих десятков часов. Из-за этого с точки зрения борьбы с глобальным потеплением они становятся опаснее, чем выбросы СО2 и прочих парниковых газов, которые вырабатывают самолеты. Особенно сильно это характерно для ночных полетов, когда инверсионные следы только возвращают тепло назад на Землю и не отражают солнечный свет.

Климатологи из Имперского колледжа Лондона (Великобритания) и Института физики атмосферы (Германия) выяснили, что вклад этих выбросов в глобальное потепление можно резко уменьшить, несколько повысив или понизив высоту полетов отдельных авиарейсов. Для этого они просчитали коллективную силу действия инверсионных следов, которые вырабатывают самолеты, пролетающие над территорией Японии.

Такой выбор исследователей связан с тем, что власти Японии на протяжении долгого времени, с 2002 по 2013 год, вели всесторонние наблюдения за движением самолетов над территорией страны. Они отслеживали не только направления и время полетов, но и трехмерные траектории движения гражданских лайнеров.

Воспользовавшись этими данными, ученые просчитали то, как долго существовали инверсионные следы от этих самолетов, а также оценили их вклад в глобальное потепление. Расчеты показали, что почти весь негативный эффект от появления инверсионных следов был связан с полетами крайне небольшого числа самолетов.

В частности, в случае с Японией примерно 80% этих облаков порождало всего 2,2% рейсов, летавших во вторую половину дня на определенных высотах, где инверсионные следы существуют необычно долго и влияют на климат особенно сильно. Если перевести эти авиалайнеры на другие высоты, то сила действия инверсионных следов на климат снижалась почти в десять раз.

Эти меры, как признают ученые, несколько повысят расход топлива и увеличат объем выбросов СО2 и прочих парниковых газов. При этом их совокупное действие на климат Земли будет в любом случае положительным, учитывая более масштабный "вклад" инверсионных следов в глобальное потепление.

Как показывают расчеты исследователей, подобные перестановки в характере движения рейсов, вкупе с переходом на новые типы двигателей со сдвоенными камерами сгорания, снизят вклад авиации в глобальное потепление примерно в два раза – до отметки в 44% от текущего уровня. Это заметно упростит реализацию Парижских соглашений по климату и прочих мер, которые направлены на сдерживание глобального потепления, заключают климатологи.



 
 



комментарии (0):




 

 



URL: http://www.aex.ru/news/2020/2/13/208582/