Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Новости 21 января 2021 г.


Специалисты МАИ изучают перспективы применения стеклоуглеродных материалов

Переслать новость другу

Экспериментальный стенд кафедры 601
Фото МАИ

21 января 2021 г., AviaStat.ruВ Московском авиационном институте (МАИ) ведутся работы по изучению возможности применения сетчатого стеклоуглерода при разработке новых космических аппаратов. Об этом сообщили в МАИ.

Данные работы проводятся  в научной группе академика РАН, профессора, заведующего кафедрой 601 «Космические системы и ракетостроение» Олега Михайловича Алифанова. Работы группы по исследованию физических свойств высокотемпературных материалов и процессов в них возглавляет профессор кафедры 801 «Физика» Валерий Вениаминович Черепанов. В 2018 году исследования коллектива были поддержаны грантом Российского научного фонда. 

"Развитие многих отраслей промышленности сегодня невозможно без внедрения новых перспективных материалов: прочных, устойчивых к температурным и иным воздействиям, лёгких и экономичных. Большие надежды в этой области учёные всего мира возлагают на материалы, имеющие в своей основе нано- и микроструктуры углерода: фуллерены, нанотрубки, углеродные волокна, графен, стеклоуглерод. Сфера применения таких материалов включает в себя целый ряд направлений. Они используются в электронике, ядерной энергетике, металлургии, химической промышленности, медицине, автомобиле-, авиа — и ракетостроении и других отраслях. И хотя некоторые из перечисленных групп материалов известны достаточно давно, их потенциал до сих пор мало изучен и практически только начинает раскрываться", - отметили в МАИ. 

Одним из материалов данного типа, представляющим особенно большой интерес для аэрокосмической отрасли, является сетчатый стеклоуглерод. Наряду с решением задачи эффективной тепловой защиты — одной из ключевых, но традиционных при разработке новых космических аппаратов — он может играть роль конструкционного материала, использоваться в качестве основы различного рода технических, например, адаптивных систем. Над созданием и изучением сетчатого стеклоуглерода и других подобных материалов, а также расширением перспектив их применения в нашей стране на протяжении уже нескольких лет работает коллаборация учёных Московского авиационного института, Уральского НИИ композиционных материалов, Института катализа им. Г. К. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук и Обнинского научно-производственного предприятия «Технология» им. А. Г. Ромашина, уточнили в институте. 

Стеклоуглерод является одним из вариантов аморфного углерода и, свою очередь, имеет несколько модификаций. В высокоплотной форме он используется, например, для изготовления заменителей платиновых стержней в металлургии, а лёгкие сетчатые варианты, пористость которых может достигать 96–97 %, рассматриваются как перспективные материалы для создания элементов космических аппаратов, в том числе предназначенных для работы в экстремальных условиях. 

Ультрапористый сетчатый стеклоуглерод при низких значениях плотности и теплопроводности обладает упругостью и достаточно высокой механической прочностью. Он химически инертен и способен выдерживать воздействие температур вплоть до 3000 градусов Цельсия в нейтральной или бескислородной среде. Система открытых пор материала может быть заполнена разными веществами, способными корректировать свойства композита в целом. 

"В своей работе мы преследуем цель оптимизации свойств сетчатого стеклоуглерода и создания новых материалов на его основе, — рассказывает Валерий Вениаминович Черепанов. — Из-за сложности состава и структуры таких материалов, их частичной прозрачности для электромагнитного излучения описать физические процессы в них — весьма непростая задача, к окончательному решению которой мы ещё только приближаемся".



 
 



комментарии (0):




 

 










Новости






Архив:

Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer