← Назад

Главная Новости 8 марта 2021 г.

ЛИИ имени Громова исполнилось 80 лет

ЛИИ им.Громова
© Михаил Вахнеев, AVIA.RU

8 марта 2021 г., AEX.RUЛетно-исследовательский институт (ЛИИ) был основан 8 марта 1941 г. в соответствии с исполнением Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 июня 1940 г. на базе ряда подразделений Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), а также вновь созданного аэродрома «Раменское». ЛИИ был создан как комплексный научно-исследовательский институт, деятельность которого включала бы исследования летательных аппаратов, силовых установок, самолетного и спецоборудования различного назначения и их взаимодействия.

Первым начальником Института был назначен Герой Советского Союза, заслуженный летчик СССР, профессор Михаил Михайлович Громов, его заместителем по летной части стал Герой Советского Союза А.Б. Юмашев, а по науке — профессор А.В. Чесалов. Основные научные направления возглавили: М.А. Тайц, B.C. Ведров, Б.Н. Егоров, Г.С. Калачев, Н.С. Строев, Л. Л. Тартаков, С.И. Турецкий, А.С. Новицкий, Д.И. Антонов и другие. Начало летной деятельности института формировалось под влиянием таких известных летчиков-испытателей как Ю.К. Станкевич, А.Н. Гринчик, Н.С. Рыбко, Г.М. Шиянов, М.Л. Галлай, С.Н. Анохин, В.Л. Расторгуев, В.П. Федоров.

К числу научных направлений, в развитие которых коллективы подразделений Института внесли наибольший вклад, могут быть отнесены:

- исследования особенностей устойчивости, управляемости самолетов всех категорий, в том числе при сваливании в штопор на больших углах атаки;

- исследования аэродинамики вертолетов;

- исследования нагружения конструкции и вибрации самолетов и вертолетов;

- исследования проблем гиперзвукового полета, включая аэротермодинамику, динамику полета, теплозащиту, системы управления;

- исследования и отработка самолетов корабельного базирования;

- исследования и доводка двигателей и силовых установок самолетов и вертолетов;

- исследования, совершенствование, а в некоторых случаях и разработка оборудования различных систем воздушных судов:

- пилотажно-навигационное; жизнеобеспечения, в том числе аварийного покидания;

- топливного, включая системы заправки топливом в полете; связи и специальных комплексов, других.

Важное место в работе Института занимали исследования ряда проблем, связанных с взаимодействием воздушных судов с окружающим пространством:

- звуковой удар; шум на местности;

- спутный вихревой след;

- радиолокационная заметность;

- влияние состояния взлетно-посадочной полосы на соответствующие характеристики самолета.

Существенный вклад специалисты ЛИИ внесли в развитие технологии летных полигонных испытаний беспилотной авиационной техники в том числе — в создание полигонов, методов и средств полигонных испытаний и траекторных и телеметрических измерений, создание самолетных командно-измерительных пунктов (СКИП), проведение испытаний комплексов вооружения.

Важное место в работах ЛИИ заняли летные исследования в космическом пространстве, которые стали проводиться в ЛИИ совместно с ОКБ С.П. Королева еще за несколько лет до полета первого спутника. Для этого использовались пуски «в зенит» баллистических ракет, на которых в качестве головных частей устанавливались экспериментальные гиперзвуковые модели. Эти модели выводились на высоты 100, 200 и 500 км и возвращались в атмосферу с различными скоростями. Начиная с 1958 г., был выполнен совместно с ОКБ Королева, заводом «Звезда» и рядом других предприятий, большой объем исследований и испытаний систем жизнеобеспечения и спасения космонавтов для космических кораблей типа «Восток», «Восход» и «Союз».

К первым полетам в космос первая группа космонавтов в составе Ю.А. Гагарина, Г.С Титова, В.Ф. Быковского, А.Г. Николаева, П.Р. Поповича, В.М. Комарова тренировалась в лабораториях Института на тренажере, созданном специалистами ЛИИ.

ЛИИ располагает также и мощной конструкторско-производственной базой, обеспечивающей создание летающих лабораторий, моделей, тренажеров, моделирующих стендов, а также комплексов контрольно-измерительной и контрольно-записывающей аппаратуры, приборов и датчиков измерений.

Сегодня Государственный научный Центр РФ, АО «Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова» является головным предприятием авиационной промышленности по научно-методическому и технологическому обеспечению и проведению комплексных исследований и испытаний авиационной техники.



 
 


комментарии (1):

Aerotek      08/03/2021 [22:05:23]#1
Как-то слабовато отразили. Уж эпохальные самолеты можно было перечислить: Ту-144, например? А Буран?




 

 



URL: http://www.aex.ru/news/2021/3/8/224637/