6 марта 2023 г., AEX.RU – За большой личный вклад в развитие промышленности и многолетний добросовестный труд ведущий научный сотрудник Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») Лев Самойлович Рысин награжден Почетной грамотой Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Эта награда стала прекрасным подарком к его дню рождения: 24 февраля 2023 года старейший работник института, ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный ветеран труда ЦИАМ, проработавший в институте 67 лет, отметил свое 99-летие! Об этом сообщает AVIA.RU.
В торжественной обстановке грамоту ему вручили представители руководства ЦИАМ.
Лев Самойлович – человек, о котором можно сказать: много видел и много знает. Почтенный по возрасту и молодой по восприятию жизни. В нем органично уживаются совершенно разные таланты: ученого, поэта, музыканта, заводилы и души любой компании. В свои годы обладает великолепным чувством юмора, а, между прочим, научно доказанный факт – люди, живо реагирующие на шутки и не теряющие способность шутить, молоды душой. Лев Самойлович остается в строю, несмотря на время, обстоятельства и внушительный возраст, что указан в паспорте… Ученый, который своим трудом создал ценное научное наследие, написал и настоящий гимн, воспевший родной институт!
Вспоминая прошлое, он, в первую очередь, говорит о периоде жизни, который пришелся на военные годы. Молодой Лев Рысин едва успел перешагнуть школьный порог, когда прогремела новость о начале войны. О том, как скоро пришлось взрослеть, он написал в книге откровений «Мои сороковые»:
«В начале сороковых я посчитал себя уже «зрелым» человеком, так как в сорок первом году окончил среднюю школу и документ, который я получил, назывался «аттестат зрелости». Однако последующие события показали, что это не так. Началась Отечественная война, а с ней и мои «сороковые», мое взросление».
Конечно же, как все мальчишки сорок первого, рвался на фронт, но учеба в МАИ, куда уже успел поступить, отсрочила начало его боевой биографии. В 1942 году, после военной подготовки в Ярославском авиационно-техническом училище, Лев Рысин был направлен на Дальний Восток для службы в морской авиации в качестве стрелка-моториста. «Там я участвовал в боевых действиях с Японией», – вспоминает фронтовик.
Славное боевое прошлое Льва Рысина отмечено рядом наград, среди которых орден Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги» и «За победу над Японией».
Времена меняют ориентиры. В мирное время основным интересом бывшего студента, конечно же, стало продолжение учебы. Навыки, приобретенные за годы службы в авиаполку, лишь подогревали интерес к двигателестроению. Ведь именно на авиамоторный факультет он был зачислен в МАИ. А стрелок-моторист на фронте – это и помощник борттехника, обеспечивающего техническое состояние самолета, и пулеметчик в полете. Техническое обслуживание самолета и двигателей дало ему много новых знаний, которые он впоследствии умело применял в профессии.
После окончания института в 1956 году в трудовой книжке Рысина появилась отметка о приеме на работу в ЦИАМ.
ЦИАМ стал еще одной, не менее важной, и гораздо более продолжительной вехой в жизни Льва Самойловича. Здесь, в лаборатории № 6 малоразмерных газотурбинных двигателей, он делал первые шаги на поприще ученого в одной из самых сложных и стратегически важных для страны сфер – авиадвигателестроении.
Работая в ЦИАМ, он занимался научной деятельностью, связанной с разработкой и доводкой отечественных двигателей ГТД‑350, Д‑25, ТВ2‑117, ТВ3‑117, ТВД‑10, ТВД‑20 для вертолетов Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-17, Ми-24 и самолетов Ан-28, Ан-3. В 1966 году Лев Самойлович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Защита от вредного воздействия выхлопных газов на вертолетные двигатели».
В последние годы научный интерес Льва Самойловича сконцентрирован вокруг решения актуальных проблем эксплуатации газотурбинных двигателей, а именно защиты от пылевого износа и воздействия вулканического пепла.
Результаты выполненных под его руководством расчетных и экспериментальных исследований применены в том числе и при создании новейшего российского авиадвигателя ПД-14.
Мы нередко слышим слова о преданности профессии, патриотизме, любви к делу… Лев Самойлович Рысин олицетворяет собой все эти качества. Бесконечно преданный двигателестроению, относящийся к нему с поэтическим трепетом, буквально погруженный в профессию и живущий наукой, он продолжает быть в центре событий.
Не стареет и поэтическая душа. На вопрос «Чего бы хотелось еще…?» отвечает: хочется, чтобы кто-то написал музыку к словам гимна, посвященного родному институту – месту его жизненной силы и неисчерпаемому источнику вдохновения.