12 мая 2025 г., AEX.RU – 9 мая в ознаменование 80-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне восстановленный советский истребитель И-16 вновь принял участие в акции «Бессмертный авиаполк». Об этом сообщает AVIA.RU со ссылкой на данные СибНИА.
Пилотировал скоростной истребитель-моноплан, разработанный в ОКБ Н. Н. Поликарпова в начале 30-х годов XX-го столетия, директор СибНИА, заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Евгеньевич Барсук.
Как рассказали в СибНИА, фрагменты самолета И-16 были обнаружены участниками проекта «Крылатая память Победы» в июне 1992 года в Карелии. Предположительно, истребитель И-16 состоял на вооружении в базирующемся в этом районе 155-м истребительном авиаполку и совершил вынужденную посадку летом 1941 года.
На месте посадки И-16 были обнаружены фрагменты деревянного фюзеляжа, центроплан, шасси, консоли, часть оперения и двигатель М-62. По остаткам установки вооружения данный И-16 идентифицирован и далее восстанавливался как «тип 24».
В 1992 фрагменты самолета И-16 были перевезены в Новосибирск, где начался долгий процесс их восстановления и поиска конструктороской документации. Изготовление и восстановление элементов его конструкции провели работники Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова и компании «Авиареставрация». В СибНИА прошла окончательная сборка, наземные и летные испытания истребителя.
СибНИА совместно с компанией «Авиареставрация» с 1992 года занимаются восстановлением советских боевых самолетов 30–40-х годов. За прошедший период восстановлено более 50 самолетов, из них 20 — до летного состояния, в их числе: 6 самолетов И-16, 3 — И-153 «Чайка», 2 — И-15бис, ДИТ, 6 — МиГ-3 и 2 — Ил-2.