Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Фоторепортажи

Египет. Инструкция по выживанию
Роман Гусаров, AVIA.RU
16-20 мая 2008 года

Предисловие

В дни проведения Международного экономического форума (Ближневосточного Давоса) в Египте, решалась судьба самолёта Ил-86, который является основным воздушным судном, доставляющим российских туристов в Египет. 17 мая в Шарм-Эль-Шейхе состоялась пресс-конференция авиакомпании Правительства Москвы "Атлант-Союз", на которой было объявлено о согласованном с египетской стороной графике вывода из эксплуатации устаревших самолётов Ил-86.
 


 

На сегодняшний день "Атлант-Союз" является крупнейшим эксплуатантом самолётов Ил-86 - в парке авиакомпании восемь самолетов данной модификации. Самолет Ил-86 является первым серийным советским широкофюзеляжным самолётом. За годы эксплуатации Ил-86 зарекомендовал себя как один из самых надёжных самолётов в мире. Самолет востребован на рынке массового выездного туризма (чартерные программы), в частности, на египетском и турецком направлениях. Однако, несоответствие этого воздушного судна современным требованиям по показателям шума и эмиссии вредных веществ на местности крайне ограничивает географию его применения.
 


 

Несмотря на продление полетов воздушных судов Ил-86 в Египет до 2009 года, авиакомпания с опережением приступает к согласованной с российскими и египетскими авиационными властями программе модернизации парка. Первый заместитель генерального директора по стратегическому развитию и планированию авиакомпании "Атлант-Союз" Андрей Кожанов рассказал журналистам, что в рамках уже подписанных контрактов авиакомпания получает в эксплуатацию 6 воздушных судов Боинг-737-800. Согласно заключенным соглашениям, первое воздушное судно пополнит парк уже в октябре 2008 года, три воздушных судна поступят в эксплуатацию в ноябре 2008 года и два - в январе 2009 года. Все воздушные суда - 2000-2002 гг выпуска. Кроме того, соглашение предусматривает опцион на приобретение еще 5-7 самолетов этого типа, в том числе и двух новых. Конечной целью является создание монопарка из 12-15 самолётов Боинг-737-800.
 


 

Сегодня Египетское направление является одним из самых востребованных туристических направлений в России. Только в прошлом году эту страну посетили 1,5 миллиона наших соотечественников, то есть каждый десятый турист в Египте - россиянин. Несомненно, львиная доля туристов прибывает в Египет на широкофюзеляжных самолётах большой вместимости, в том числе и на Ил-86. Существует опасение, что отказ от этих самолётов может ограничить возможности авиакомпаний. "Мы выводим самолеты Ил-86 из эксплуатации в "низкий" сезон, что не отразится на выполнении обязательств перед нашими постоянными партнерами, и не создаст дефицита провозных емкостей на традиционном для Ил-86 зимнем направлении в Египет, - сказал Андрей Кожанов, - Для нас египетский рынок является стратегически важным, и мы приложим все усилия для удержания завоеванных позиций".
 


 

Аналогичного мнения придерживается и Генеральный директор крупнейшего туроператора на египетском направлении - компании "Мостревел" Рабсон Джафарович Мамедов: "Мы будем и далее наращивать поток туристов в Египет, и я уверен, что наш партнёр авиакомпания "Атлант-Союз сможет полностью обеспечить наши потребности".
 

Пять звёзд

Большинство российских туристов отдыхают в Шарм-Эль-Шейхе и Хургаде. Это современные, быстроразвивающиеся курорты Египта с развитой инфраструктурой. Поскольку впечатления от Египта ещё свежи, готов ими поделиться с теми, кто ещё только планирует свой вояж в эту страну.
 


Шарм-Эль-Шейх расположен на южной оконечности Синайского полуострова на берегу Красного моря. За последние 10 лет он значительно преобразился, став современным городом-курортом с множеством гостиниц, магазинов, ресторанов, баров. Нам довелось провести один из вечеров в замечательном европейском Hard Rock cafe с танцующими официантами и огромным негром на фейс-контроле.
 


Отель, в котором мы поселились Jaz Mirabel Beach Resort 5*, расположенный в 10 минутах езды от города, представляет собой оазис посреди пустыни с пальмами, фонтанами, бассейнами и зелёными газонами (и это притом, что пресная вода прибывает в Шарм-Эль-Шейх в больших автоцистернах, вроде наших бензовозов, после двухсоткилометрового путешествия). Большие номера, хороший сервис, спортивные площадки, магазины, кафе, прохладный коктейль и кальян, заставляют быстро забыть о нашей повседневной суете, житейских проблемах, и настраивает вас только на отдых и получение новых ярких впечатлений.
 


 

Однако, не всё так сказочно и великолепно, как кажется на первый взгляд. Питание оказалось, на вкус избалованного москвича, совсем не пятизвёздочным, и разнообразное меню из продуктов средненького качества быстро наскучило. Очень быстро понимаешь, что чего-то не хватает, и это что-то - крайне существенный фактор.

Когда мы говорим, что ездили на юг, обычно подразумеваем отдых на море. Отель расположен на берегу Красного моря и располагает собственным широким и обустроенным песчаным пляжем. Но вот незадача, для того чтобы искупаться в море, необходимо проделать от берега 600-метровое путешествие по колено в воде, (по дну моря усыпанного кораллами и кишащем морскими ежами) до останков когда-то затопленного танкера. Для меня, человека безумно любящего море, такой неожиданный поворот стал непреодолимым препятствием к получению истинного удовольствия от отдыха, а попытка преодолеть часть пути вплавь закончилась мимолётным "знакомством" с морским ежом и походом к врачу.
 


 

На моё счастье, контакт с ядовитыми иголками был столь незначителен, что через час я уже о нём забыл, но таблетки за $42 по совету врача пришлось глотать ещё 2 дня. Говорят пьяному русскому море по колено. Здесь это действительно приобретает совсем иной смысл, и если вы столь безалаберны, что рискнули пройти по воде яки посуху и без специальных резиновых тапочек, будьте уверены, вы обязательно наступите на одного из этих мерзких созданий, что невероятно болезненно и приведёт к госпитализации и длительному лечению. Нет, "такой хоккей нам не нужен". Ситуацию с купанием могли бы исправить 3 бассейна, но даже самый "взрослый" из них имеет глубину всего 1,3 метра, а барахтанье в мелкой лужице также не входило в мои планы.
 


Тут как нельзя кстати подвернулась экскурсия в заповедник, где можно вдоволь понырять на коралловых рифах. Синайский заповедник это всё та же безжизненная каменистая пустыня с редкими оазисами, горами, солончаками, бункерами, оставшимися с последней арабо-израильской войны и палящим солнцем. Собственно заповедного там - сами коралловые рифы. Вот где раздолье для дайвера.

Коралловый риф - это огромный дом тысяч диковинных рыб разнообразных причудливых форм и расцветок, маленьких и больших, миролюбивых и не очень. Я не считаю себя заядлым аквариумистом, но два аквариума с тропическими рыбками и черепашками у меня дома есть. Так вот, наблюдение за рыбками в аквариуме не идёт ни в какое сравнение с теми ощущениями, что я получил в Египте. В какой-то момент показалось, что меня самого уменьшили в 1000 раз и поместили в тропический аквариум. Везде, в каждой щёлке обнаруживаешь обитателя рифа, огромные Наполеоны медленно и вальяжно огибают риф, нарочито демонстрируя свой причудливый нос, всё вокруг движется и дышит. Стайка, каких-то 15-сантиметровых рыб окружает меня, принимает за своего, и я плыву вместе с ними, окруженный дружеской заботой со всех сторон. И только вид зависшей у дна метровой барракуды возвращает, моё уже было уплывшее в глубины моря сознание, на грешную землю. Увы, здесь я только гость и об этом забывать крайне опасно.
 


 

Сами египтяне в большинстве своём даже плавать не умеют, но отлично знают о возможных последствиях общения с морской флорой и фауной и предпочитают туристам ничего не рассказывать. Многие "жители" рифа крайне ядовиты, а встреча с Крылаткой может привести и к летальному исходу. Лёгкий контакт моего колена с каким-то "растением" закончился болезненным ожогом, который не оставил меня и спустя 2 недели. К тому же, я получил серьёзный солнечный ожог, так что не теряйте голову. Но поверьте, полученные впечатления того стоили.


 

Синай - место для отдыха не только тела, но и души. Два часа пути и вы у подножия Горы Моисея - той самой, на которой богом ему были даны скрижали с десятью заповедями. Увы, такое путешествие через безжизненную пустыню нам показалось крайне утомительным, да и рабочий график краткосрочного визита в Египет не давал никаких шансов совершить это восхождение. Никак в голове не укладывается, как 3,5 тысячи лет назад весь еврейский народ, включая женщин, стариков и детей 40 лет бродил по этому марсианскому ландшафту, ведомый одними обещаниями земли обетованной. Какова же была сила веры и стремление к свободе, чтобы покинуть цветущие земли дельты Нила и обречь себя на такие лишения.
 


Суэцкий канал
 

Говорят Моисей так долго водил свой народ по пустыне, чтобы народилось новое поколение людей не знавших рабства и свободных духом. Более того, как гласит легенда, на обещанную богом землю Израиля ступили только юноши и девушки моложе 20 лет, то есть внуки вырвавшихся из Египта рабов. И самому Моисею не суждено было, дотронутся до земли, к которой он так стремился всю жизнь. Старец остался на вершине горы у границы Израиля, глядя на простирающиеся перед ним долины земли праотцов.
 

Каир - город контрастов


 

Но и у нас есть шанс прикоснуться к древности. Всего за 40 минут самолёт Египетских авиалиний Эмбраер 170 доставляет нас из Шарм-Эль-Шейха в аэропорт Каира. Что там Нью-Йорк или Стамбул, Каир - вот о чём надо было читать лекцию Семёну Семёнычу Горбункову. Великолепные мечети и ужасные городские трущобы, "современные" автомобили и повозки, запряжённые ослами, асфальтовые улицы 20-миллионного города и "заверблюженные" окраины.
 


В Москве я предпочитаю перемещаться по городу за рулём автомобиля, и как это часто бывает у водителей, матерю про себя всех тех, кто нарушает правила, нагло подрезает, или плетётся с муравьиной скоростью на свободной полосе. Так вот, даже в сравнении с недисциплинированными россиянами, в Каире вообще нет никаких правил. Редкие светофоры просто не работают, а вместо них стоят по 4 регулировщика и изредка несогласованно размахивают руками. Водители направляют своих железных и живых коней по любой, даже самой невероятной для европейцев траектории и единственной сигнализацией их намерений служит клаксон. Поэтому всё вокруг гудит, рычит, ржёт и движется. Царапанный бампер и мятые бока даже у новых автомобилей - это практически норма.
 


 

Среднестатистический автомобиль в Каире по возрасту модели соответствует нашей шестёрке. Шедевры советского автопрома здесь не редкость, украшенные местным тюнингом смотрятся гармонично и современно. Что уж там говорить, ведь средний заработок египтянина равен 200 долларам. Отчасти это объясняет присутствие 4-х регулировщиков на перекрёстках. Дело в том, что полицейским платят 1000 долларов, поэтому молодые египтяне стремятся поступить на службу в полицию, а государство не против их чем-нибудь занять, лишь бы не шли в террористы.
 


"Сеня, ви говорите що в России низкая производительность труда? Я вась умаляю┘" В Египте одному нашему можно противопоставить 7 человек, не меньше. Мой попутчик, приобретая бутылку виски в большом магазине, описал эту процедуру примерно так: "Одни продавец достал её с полки и передал другому, который отнёс её на кассу, третий принял деньги, четвёртый положил в пакет, пятый поставил штамп на чек". И это такой штат сотрудников при отсутствии покупателей в торговом зале? С другой стороны, 76 миллионов, сосредоточенных в дельте Нила и на морском побережье надо чем-то занять. Поэтому у входа в любое туристическое место сидит толпа бездельников в форме и без и не гнушается поборами даже с местных. Не даром Египет - единственная страна в мире, где в старину существовал налог на взятки.
 


А главное что нужно помнить туристу, дружелюбные египтяне рассматривают вас только в качестве источника наживы и не более. Ни о какой египетско-российской дружбе они и слышать не слыхивали. Они вообще считают, что проиграли Израильтянам войну из-за того, что Советский союз давал мало оружия, да и то только за деньги, а американцы Израилю всё просто подарили. Вот что делают ежегодные 300-миллионные американские субсидии и военные базы на Синае. Я было попытался возразить, мол мы вместе воевали в той войне, но мои собеседники категорически отвергли все мои доводы и продолжали утверждать, что они сами на МиГах летали и сами ракетами стреляли. Спорить не стал, сами стреляли, сами и проиграли┘
 


 

Нет, русских здесь любят, но не за братскую военную помощь. В любом магазинчике хозяин сначала поинтересуется, из какой вы страны, узнав что из России расплывётся в улыбке и на почти на чистом русском языке скажет: "Оооо, а рюсских очень люблю", добавив крылатое изречение Козодоева (в исполнении Андрея Миронова) "Руссо туристо - облико морале". Дело в том, что мы очень падки на всякие поделки, "старинные" монетки, "древние" папирусы и другую экзотическую мишуру, ничего не понимаем в их реальной стоимости и очень плохо торгуемся. Поэтому, торговцы сразу завышают цены для российских туристов и получают благодаря нашей лопуховости, неплохой навар. К тому же, поддаться на их приветливые призывы зайти в магазин очень легко, а вырваться невероятно трудно.
 

Самый удачный бизнес-проект в истории человечества


 

К счастью, в Каире меня интересовали только 2 вещи: пирамиды и Египетский музей. В этом меня ожидали разочарование и восторг одновременно. Разочарование пришло у подножия пирамид. Это не та картинка с открытки, где пирамиды стоят на фоне бесконечно простирающейся в даль пустыни. Издалека они выглядят величественно, но приблизившись понимаешь, что городские кварталы подступают прямо к подножию пирамид, и от этого они выглядят нелепым нагромождением камней на окраине мегаполиса. Внутри пирамид нет ничего интересного кроме душных, дурно-пахнущих тоннелей, впрочем, и возле них пахнет только верблюжьими "лепёшками".
 


 

Верблюдов сопровождают колоритные бедуины, которые хватают вас за рукава и пытаются различными способами урвать хоть копейку, особенно если вы из России. Отношение к нам показал маленький эксперимент, мой попутчик на вопрос бедуина сказал что мы из Швейцарии, эффект был потрясающий - улыбка спала с бедуинского лица, он молча отвернулся и отошёл в сторону. Это потому, - сказал мой приятель, - что они прекрасно знают, как тяжело раскрутить швейцарцев на бабки, а русских легко. И не дай бог вам принять от них какой-либо подарок, уйдёте без штанов.
 


 

И даже не пытайтесь задумываться над вопросом, как эти люди смогли в древности создать мощнейшее государство эпохи и построить гигантские пирамиды. Дело в том, что уже после падения Римской империи Египет завоевали арабы, затем мамлюки, местное население было практически истреблено, и современные египтяне практически не имеют ничего общего с тем древним народом. До начала первых раскопок в Долине царей сами египтяне даже не знали, что это там у них в песках возвышается, для чего оно нужно и кем построено. Скорее всего, их вообще это не интересовало. Да и сегодня всё это для них не более чем инструмент наживы. Фараоны подарили Египту самый удачный бизнес-проект в истории человечества - даже спустя тысячелетия их пирамиды кормят целую страну.
 


 

Совсем другие, близкие к восторгу впечатления вызвало посещение Египетского музея, за существование которого стоит поклониться в ноги англичанам. Это настоящая сокровищница мировой цивилизации. Именно здесь можно увидеть саркофаги, золотые, серебряные, потрясающие по исполнению украшения из гробницы Тутанхамона, мумии древних животных (самая потрясающая из которых - гигантский нильский крокодил), множество статуй божеств и другие шедевры древних мастеров. Я открыл для себя совершенно неизвестный, малопохожий на книжные описания, мир древнеегипетской цивилизации. Вход в музей вам обойдётся в 10 долларов, но самое ценное - мумии фараонов, хранятся в отдельном зале, куда можно попасть только за дополнительную плату в 30 долларов. Эту сумму ($30) мне удалось сэкономить, пригодилось журналистское удостоверение. Увы, в музее запрещена фото и видео съёмка. И даже не пытайтесь сделать это украдкой, везде под видом туристов прогуливаются люди в штатском, и неприятностей не оберётесь.
 


Завершился день ужином, приправленным национальными песнями и танцами и прогулкой по Нилу на стилизованном под древние галеры теплоходе. Вот собственно и всё. А дальше - опять перелёт в Шарм-Эль-Шейх, короткий отдых и возвращение в Москву на Атлант-Союзовском ИЛ-86. Работа аэропортовых служб Шарм-Эль-Шейха также не лишена египетской специфики и подаренная мне ранее сувенирная ручка перекочевала в карман одного из контролёров. Сам перелёт не подарил новых ощущений. Самолёт Ил-86 - самый любимый мой самолёт, но, увы, крайне устаревший. Очень жаль, что он так и не получил конструктивного развития и сегодня российским авиакомпаниям приходится заменять эти замечательные воздушные лайнеры на иномарки.
 


И, пожалуйста, отнеситесь ко всему мной описанному только как к моим личным ощущениям и изложенным на бумаге впечатлениям. Я не пытался вас отговорить от поездки в Египет, наоборот, стоит съездить и подтвердить или опровергнуть мои наблюдения. А может один из моих советов убережёт вас от возможных проблем, и вы получите истинное удовольствие от посещения Египта? В любом случае, приятного вам отдыха!
 

Фото: Роман Гусаров

дизайн: Кондратов Алексей

 

 










Новости






Архив:

Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer