Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Специальные репортажи

100 лет "Мотор Сич"
10 декабря 2007 года

100-летний юбилей нашего предприятия - хороший повод для того, чтобы вспомнить пройденный путь, подвести итоги, наметить планы на будущее.
За прошедшие 100 лет наше предприятие никогда не стояло на месте, даже в самые тяжелые времена. Мы постоянно шли вперед, накапливая опыт и находя новые эффективные методы работы, создавая новую продукцию, постоянно совершенствуя технологию производства с учетом самых современных достижений науки и техники.
Сегодня открытое акционерное общество "Мотор Сич" является одним из крупнейших и единственным в Украине предприятием по разработке, производству, испытанию, сопровождению в эксплуатации и ремонту современных авиадвигателей. Летательные аппараты с двигателями производства ОАО "Мотор Сич" эксплуатируются более чем в 120 странах мира.
Опираясь на многолетний опыт, мы используем достижения нашего предприятия как в области авиации, так и в создании современных газотурбинных установок. За 100 лет своей деятельности предприятие завоевало уважение и авторитет среди заказчиков и успешно сотрудничает с ведущими фирмами ближнего и дальнего зарубежья. Для ОАО "Мотор Сич" успешное взаимовыгодное сотрудничество с партнерами является основным приоритетом сегодняшней деятельности.

Президент, Председатель совета директоров ОАО "Мотор Сич"

Вячеслав Александрович Богуслаев.

Глава 1. Детство.

Первые шаги

Родился наш юбиляр, согласно выписке из постановления Александровской Городской Думы за номером 11803 (ныне г. Запорожье), 27 ноября 1907 года (10 декабря по новому стилю). Именно в этот день Городской голова и 32 гласных одобрили сделку по продаже купцу второй гильдии Хацкелю Яковлевичу Мознаиму городской земли на площади Тараса Шевченко, в количестве одной десятины тысячи двухсот сорока восьми квадратных сажень, "под устройство чугунно-литейнаго и машиностроительнаго завода для производства разных машин и орудий".

 

 

Хацкель Мознаим и его брат Рафаил активно взялись за строительство завода и уже в 1908 году завод был введен в эксплуатацию. Численность рабочих составляла 150 человек. Отцы-основатели видели будущее своего детища на сельскохозяйственном поприще. Начался выпуск сельхозмашин: жаток, сеялок, бункеров; стали приниматься заказы на механические работы и отливки изделий из чугуна и меди. Направляемый родителями малыш достиг значительных успехов в освоении науки производства и его талант был неоднократно отмечен различными наградами. Но судьбой ему была предопределена другая стезя.

С началом Первой мировой войны (1914 г.) завод был вынужден изменить направление производственной деятельности - переключиться на изготовление конных повозок, санитарных двуколок, мин, бомб, ручных гранат. В декабре 1915 года Санкт-Петербургское акционерное общество "Дюфлон, Константинович и Ко" ("ДЕКА") выкупило завод и раз и на всегда определило будущее юного предприятия. В феврале 1916 года владельцы завода подписали контракт с техническим отделом Главного военно-технического управления России, в соответствии с которым завод "ДЕКА" должен был изготовить и поставить военному ведомству:

- 100  авиационных  двигателей   типа "Бенц" мощностью 150 л.с;

-  20   авиационных   двигателей   типа "Мерседес" мощностью 100 л. с.;

- 130   авиационных   двигателей   типа "Мерседес" мощностью 129 л. с.;

- комплекты запасных частей к указанным двигателям.

 

 

Уже в сентябре того же 1916 года на заводе завершились испытания первого мотора собранного целиком из русских материалов "ДЕКА" М-100 для четырехмоторного крупнофюзеляжного самолета большой грузоподъемности конструкции И.И. Сикорского "Илья Муромец". C этого момента вся последующая история предприятия - это поэтапное освоение в серийном производстве новых двигателей, каждый из которых был значительной вехой в развитии отечественного авиадвигателестроения.

Глава 2. Отрочество

Поршневой период

В 1918 году завод бы национализирован, а в 1923 переименован в "Государственный авиационный завод ╧9 "Большевик". С этого момента колесо истории закружилось в бешеном темпе и на предприятии началось освоение всё новых и новых авиационных двигателей.

 


Поршневой двигатель М-85 ("Мистраль-Мажор" 14К)

 

Предприятие осваивает производство лицензионных двигателей:

"Испано-Сьюиза" - М-6 (1925 г.) для истребителей "Фоккер D-XI" (Голландия) и Мартинсайд F-4 (Великобритания), а также отечественных По-2 конструкции Н.Н.Поликарпова и К-4 конструкции К.А.Калинина. Модифицированные М-6 устанавливались на танки Т-24 и ТГ;

 "Юпитер-IV" - М-22 (1930 г.) - устанавливался на 25 типах самолетов военной и гражданской авиации: И-4, И-5, И-15, И-16, пассажирские К-5, "Сталь-3", ХАИ-1 и другие;

"Мистраль-Мажор" К-14 - М-85 (1935 г.), ставший прародителем целого семейства двигателей повышенной мощности (М-86, М-87), которые эксплуатировались почти на 40 типах самолётов. Двигатели устанавливались на торпедоносец-бомбардировщик ДБ-3, морской бомбардировщик АНТ-44Д и летающую лодку ГСТ, а М-88 увеличенной взлётной мощностью 1100 л.с. оснащались Ил-4, АНТ-51, Су-2, И-180.  

В 1938 году лётчицы В.С. Гризадубова, П.Д. Осипенко и М.М. Раскова совершили беспосадочный перелёт Москва-Дальний Восток на самолёте "Родина" с двигателями М-86, а в 1939 год, благодаря тому же М-86, В.К. Коккинаки на самолёте "Москва" совершил перелёт Москва-Северная Америка.

 


Поршневой двигатель М-11 (на заднем плане М-22 - лицензионный Юпитер-IV)

 

В 1927 г. осваивается производство двигателя М-11 отечественной разработки, ставшего родоначальником выдающегося семейства поршневых двигателей воздушного охлаждения. Более чем за 30 лет было выпущено свыше 120 тысяч двигателей, которые поднимали в небо самолеты У-2 (По-2), Ш-2, УТ-1, УТ-2, АИР-6, Як-6, Як-12, Як-18 и другие.

Не обошли завод и "чистки" 30-х и тяготы 40-х годов. В 1930 году из Москвы в Запорожье переводится конструктор Аркадий Сергеевич Назаров (1899-1987) и на заводе ╧29 создаётся конструкторское бюро. Под руководством Назарова проводились работы по усовершенствованию двигателей М-6, М-11, М-22 и разрабатывалось новое семейство звездообразных поршневых двигателей М-48, М-57, М-58, М-59. В 1937 году Назаров был переведён на завод ╧ 16 в Воронеж, а затем осуждён на 5 лет. Был репрессирован и директор завода С.А. Александров.

Это был первый шаг к трагедии, чуть позже потрясшей всех советских граждан. 15 декабря 1938 года, во время испытательного полёта на самолёте И-180 с двигателем М-88 погибает выдающийся лётчик-рекордсмен, любимец всей страны Валерий Чкалов. При предполётном осмотре самолёта начальник испытательной станции завода ╧29 Евгений Абрамович Гинзбург замечает отсутствие левой бензиновой помпы. Он тщетно пытается отменить испытания, но на мнение "репрессированного" завода уже никто не обращает внимание.

 


Поршневой двигатель АИ-26В устанавливался на вертолёты Ми-1

 

Конструкторские разработки продолжили С.К. Туманский и Е.В. Урмин, завершившие работы по М-88 (1939 г.) и М-89 (1940 г.). В 1941 году завод эвакуируется в Омск, где уже через месяц собирает первый двигатель. В условиях эвакуации ведётся совместная работа по освоению двигателей АШ-82ФН (1942 г.), что позволило ускорить поставку на фронт бомбардировщиков ТУ-2 и истребителей ЛА-5ФН, ЛА-7. В 43-м начинается возрождение завода в освобождённом Запорожье и спустя год фронт получает первую продукцию.  По окончании войны завод осваивает выпуск двигателей А.Г. Ивченко - АИ-26ГР (1947 г.), АИ-14 (1948г.) и АИ-26В (1947 г.).

Вместе с войной уходит в прошлое и эпоха поршневых самолётов, наступает эра винтокрылых машин и сверхскоростей.

Глава 3. Юность

Реактивная эра

С 1953 года завод приступает к производству газотурбинных двигателей. Реактивным первенцем стал двигатель РД-45Ф с тягой 2270 кгс. разработанный В.Я. Климовым на базе лицензионного турбореактивного двигателя (ТРД) "Нин" фирмы "Роллс-Ройс". Двигатель устанавливался на первых модификациях истребителя МиГ-15, а также на бомбардировщиках Ил-28.

 


РД-45Ф (лицензионный "Нин" фирмы "Роллс-Ройс")

 

В 1956 г. завод освоил производство ещё одного Климовского двигателя РД-500К с тягой до 1500 кгс, созданного на основе лицензионного ТРД "Дервент-5" фирмы "Роллс-Ройс". Эти двигатели устанавливались на фронтовые крылатые ракеты ФКР-1, самолеты-снаряды КС-1 и системы ракетного оружия для боевых кораблей - КСС.

Не сидело сложа руки и собственное ОКБ завода. Конструкторами под руководством А.Г.Ивченко был выигран тендер на разработку турбовинтовых двигателей (ТВД) для среднемагистральных пассажирских самолетов O.K.Антонова и С.В.Ильюшина. В 1957 году ТВД АИ-20 успешно прошел государственные испытания и был запущен в серийное производство, положив начало семейству новых двигателей.  В этом же году ОКБ преобразовывается в Государственное союзное опытно-кострукторское бюро, ныне ГП "Ивченко-Прогресс" под руководством Фёдора Михайловича Муравченко.

 


ТВД АИ-24 (1961 г.)

 

Мощность АИ-20 на взлёте составляла 4000 э.л.с. Благодаря заложенным термогазодинамическим параметрам и особенностям конструкции АИ-20 обладал большим ресурсом и высокой эксплуатационной надежностью. АИ-20 и последующие, более мощные его модификации устанавливались на Ил-18, Ил-20, Ил-22, Ил-38, Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-32. Было построено почти 14 тысяч ТВД этого типа. Надежный двигатель обеспечил долголетие таким самолётам-ветеранам как Ан-12, Ан-32, Бе-12 и Ил-38, которые до сих пор в строю. На базе модификаций двигателя АИ-20 были созданы электростанции ПАЭС-1600 и ПАЭС-2500. Методом моделирования на базе АИ-20 в 1961 г. был создан двигатель меньшей мощности - АИ-24, который устанавливался на пассажирский самолет Ан-24, транспортный Ан-26 и самолет аэрофотосъемки Ан-30.

В конце шестидесятых на смену ТВД пришли турбореактивные двухконтурные двигатели (ТРДД). Первым таким двигателем на предприятии стал ТРДД АИ-25 (1967 г.) разработки ЗМКБ "Прогресс" для самолета Як-40. В 1973 году предприятие освоило производство двигателя АИ-25ТЛ для учебно-тренировочного самолета L-39 чехословацкой фирмы Aero Vodochody. Модификация этого двигателя - АИ-25ТЛК устанавливается на китайский учебно-тренировочный самолет K-8J.

 


ТВ3-117

 

В 1970 году завод приступил к освоению турбовального двигателя ТВ3-117 мощностью 2225 л.с. разработки ОКБ им. Климова. Сегодня 18 модификаций ТВ3-117 устанавливаются на боевые, транспортные и гражданские вертолеты среднего класса сухопутного и морского применения. Двигатели этого семейства поднимают в небо 95% вертолетов российского производства более чем в 60 странах мира. Среди них: Ка-27, Ка-29, Ка-31, Ка-32, Ка-50 "Черная акула", Ка-52 "Аллигатор", Ми-8МТ, Ми-14, Ми-17, Ми-24 (Ми-35), Ми-28 и другие.

 


Трехвальный ТРДД с большой степенью двухконтурности Д-36

 

В 1977 году началось серийное производство первого отечественного трехвального ТРДД с большой степенью двухконтурности Д-36 для пассажирских самолетов Як-42 и транспортных самолетов укороченного взлета и посадки Ан-72 и Ан-74. На базе Д-36 в 1982 году был создан самый мощный в мире вертолетный двигатель Д-136 для тяжелого транспортного вертолета Ми-26. На сегодняшний день в эксплуатации находится около 500 двигателей этой модификации.

Важным этапом для завода стал двигатель ТРДД Д-18Т созданного в ОКБ В.А. Лотарева для тяжелого транспортного самолета Ан-124 "Руслан" и сверхтяжелого самолета Ан-225 "Мрия".

Глава 4. Зрелость.

Новое поколение.

К девяностым годам 20 века наш сегодняшний юбиляр подошёл зрелым специалистом - мастером своего дела.

 


Д-436-148

 

В 1992 году завод приступил к освоению производства ТРДД Д-436Т1, разработанного в ЗМКБ "Прогресс" под руководством Ф.М. Муравченко. Предназначен двигатель для установки на Ту-334, Ту-230, а также для переоснащения Ту-134. "Морская" модификация двигателя устанавливается на многоцелевой самолет-амфибию Бе-200.

Для перспективного пассажирского самолета Ан-148 в настоящее время осваивается серийное производство двигателя Д-436-148, разработанного конструкторами ГП "Ивченко-Прогресс". Д-436-148 не уступает по своим характеристикам находящемуся в разработке двигателю SaM-146. Этот двигатель в соответствии с соглашением между Российской Федерацией и Украиной создается в рамках кооперации четырех предприятий - ГП "Ивченко-Прогресс", ОАО "Мотор Сич", ФГУП "ММПП "Салют" и ОАО "УМПО". Первый полёт Ан-148 с двигателями Д-436-148 состоялся 17 декабря 2004 года. В   настоящее   время   произведены   все   необходимые   испытания   двигателя,   завершена его сертификация. 22 августа 2007 года, на МАКС 2007 был подписан контракт на поставку в Россию 74 двигателей Д-436-148

 

 

В январе 2002 г. состоялся первый запуск малоразмерного турбовального двигателя семейства АИ-450 мощностью от 450 до 600 л.с, создаваемого совместно с ГП "Ивченко-Прогресс". Эти Двигатели могут найти свое применение не только на вертолетах Ка-226, но и на ранее выпущенных Ми-2. Турбовинтовая модификация этого двигателя может быть установлена на легкие самолеты типа Як-58, Бе-103 и СМ-92, учебно-тренировочные самолеты типа Як-152 и Су-49, а также на беспилотные летательные аппараты. По техническим, экономическим и экологическим характеристикам эти двигатели одни из лучших в своем классе. В настоящее время проводятся доводочные работы и подготовка к летным испытаниям.

Для различных модификаций Ан-148 и других пассажирских и транспортных самолетов с маршевыми двигателями семейства Д-436 на ОАО "Мотор Сич" создан двухвальный вспомогательный газотурбинный двигатель АИ-450-МС с эквивалентной мощностью 276 кВт. Первый запуск АИ-450-МС состоялся 5 декабря 2003 года. Высокая эффективность применения ВГТД АИ-450-МС достигается за счет низкого удельного расхода топлива, являющегося следствием высоких параметров термодинамического цикла, высоких КПД узлов и выбора схемы с отбором воздуха от служебного компрессора, а также за счет низких эксплуатационных расходов. Сертификат типа МАК получен 22.12.2006 года.

 

 

В 1992 году в ЗМКБ "Прогресс" создаётся принципиально новый турбовинтовентиляторный двигатель Д-27. Эта силовая установка не имеет аналогов в мировом авиадвигателестроении. Двигатель предназначен для самолетов Ан-70, Ан-70Т, Бе-42, Ан-180 и других высокоэкономичных пассажирских и транспортных самолетов. По топливной эффективности этот двигатель превосходит современные ТРДД на 25 - 30%. Сегодня проводится доводка двигателя и освоение его серийного производства в кооперации с ФГУП "ММПП "Салют".

1997 год. Объединенные усилия конструкторов ОАО "Мотор Сич", ФГУП "Завод им. В.Я. Климова" и ГП "Ивченко-Прогресс" дали жизнь новому турбовинтовому, малошумному и экономичному двигателю ТВЗ-117ВМА-СБМ1 для пассажирского 52-местного самолета местных воздушных линий Ан-140. На базе турбовинтового двигателя ТВЗ-117ВМА-СБМ1 создана его вертолетная модификация - двигатель ТВЗ-117ВМА-СБМ1В. Цель разработки - улучшить характеристики новых и ранее выпущенных вертолетов, на которых устанавливаются двигатели семейства ТВЗ-117, особенно при их эксплуатации в условиях высокогорья и жаркого климата. Использование этих двигателей позволяет повысить полезную нагрузку, а также обеспечить безопасное завершение полета при эксплуатационном повреждении одного из двигателей. Предусмотрена возможность доработки ранее выпущенных двигателей семейства ТВЗ-117 в конструктивный профиль ТВЗ-117ВМА-СБМ1В при проведении капитального ремонта в условиях ОАО "Мотор Сич", а также изготовление новых двигателей. Сертификат типа на двигатель ТВЗ-117ВМА-СБМ1В получен в сентябре 2007 года. Это второй двигатель собственной разработки завода "Мотор Сич", получивший сертификат Авиарегистра МАК.

 


ВК-2500

 

Совместно с ФГУП "Завод им. В.Я.Климова" разработан и производится двигатель ВК-2500. По топливной экономичности и весовым характеристикам двигатель стоит в ряду лучших мировых образцов. Он обеспечивает вертолетам более высокие возможности при эксплуатации в условиях высокогорья и жаркого климата, увеличенную скорость и улучшенную маневренность. Совместно с Санкт-Петербургским предприятием ведутся работы по разработке и производству двигателей ВК-1500С для самолётов Ан-38 и Ан-3, двигателей ВК-1500ВК/ВМ на вертолёты Ми-8, Ка-62 и двигателей ВК-800 для лёгких вертолётов.

Продолжая традиции интеграции, ОАО "Мотор Сич" в кооперации с ГП "Ивченко-Прогресс" и ФГУП ММПП "Салют" начало производство двигателя АИ-222-25. Он относится к семейству двигателей АИ-222, предназначенных для использования на учебно-тренировочных, учебно-боевых и легких боевых самолетах, как вновь разрабатываемых, так и при модернизации ранее выпущенных. Изготовлены опытные двигатели, которые проходят испытания на стенде и в составе учебно-боевого самолета Як-130. В настоящее время ведутся работы по созданию форсажной модификации АИ-222К-25Ф базового двигателя АИ-222-25, предназначенного для установки на китайский самолет L-15.

Конструкторами ОАО "Мотор Сич" разработаны малоразмерные двигатели семейства МС-400/450, которые могут устанавливаться на БПЛА как одноразового, так и многократного применения.

Дальнейшее развитие авиадвигателе-строения связано с необходимостью создания двигателей нового - 5 поколения, обеспечивающих качественно новый уровень показателей эксплуатационного и экологического совершенства. ОАО "Мотор Сич" и ГП "Ивченко-Прогресс" в кооперации с российскими предприятиями и институтами участвуют в разработке перспективного двигателя с высокой степенью двухконтурности 436М. Этот ТРДД будет иметь тягу 12 т. и обеспечит сокращение прямых эксплуатационных расходов на 10 - 15 %.

 


Электростанция газотурбинная ЭГ-6000 мощностью 6 МВт

 

Достигнутый во второй половине шестидесятых и семидесятых годов высокий темп освоения новых нефте- и газоносных регионов на севере России и в Средней Азии во многом был определен использованием буровых установок "УралМаш ЗД-ГТП", БУ-80 и БУ-125 с выпускаемыми в Запорожье газотурбинными приводами семейства АИ-23. Более 600 двигателей этого семейства эксплуатировались свыше 20 лет в составе 116 буровых установок в России, Азербайджане, Украине, Узбекистане и других республиках, продемонстрировав высокую надежность и эффективность.

В 1966-1967 гг. на базе модификаций двигателей АИ-20 была создана электростанция ПАЭС-1600 (мощностью 1 600 кВт), а в 1970 г.- в настоящее время модернизированая ПАЭС-2500 (мощностью 2 500 кВт). Сотни этих электростанций эксплуатируются в отдаленных и труднодоступных районах СНГ - в Ухте, Надыме, Магадане, Якутии, на Сахалине и Мангышлаке и т.д., а также в государствах дальнего зарубежья - Аргентине, Бразилии, Венгрии, Гвинее и др.

В настоящее время ОАО "Мотор Сич" выпускает широкую гамму ГТП мощностью 1; 2,5; 6,3; 8; 10 Мвт, а также электростанций на их основе. Эти ГТП эксплуатируются также в составе газоперекачивающих, газлифтных и нефтеперекачивающих агрегатов в ряде стран мира, успешно используются как при строительстве новых компрессорных станций, так и при реконструкции находящихся в эксплуатации. В составе новых и модернизированных газоперекачивающих агрегатов эксплуатируются 95 приводов семейства Д-336 различной мощности на компрессорных станциях "Укртрансгаза", ОАО "Газпром" Российской Федерации, в Беларуси, Узбекистане, Туркмении, Болгарии, Иране и Турции. Газотурбинные приводы семейства Д- 336/АИ-336 используются также в производимых ОАО "Мотор Сич" блочно-транспортабельных электростанциях ЭГ-6000 и ЭГ-8000 номинальной мощностью 6 и 8 МВт.

Послесловие

Дела семейные.

 


Заводская территория больше похожа на розарий

 

За прошедшие годы юбиляр обзавёлся многочисленным семейством и проявил себя хорошим семьянином, так сказать - кормильцем. На предприятии сегодня работает 26000 человек. За счет собственных средств предприятие содержит мощную социальную инфраструктуру, которая охватывает практически все существующие виды социальной защиты человека: медицину, оздоровление, отдых, спорт, систему дошкольных учреждений и общественного питания. В комбинате питания оборудованы цеха по производству молочных, колбасных, кондитерских и хлебобулочных изделий. Вся продукция изготавливается с применением современного оборудования и технологий, без стабилизаторов, красителей и консервантов. К услугам моторостроителей - оборудованная на самом современном уровне медсанчасть, детские дошкольные учреждения, заводской Дом культуры с многочисленными кружками и секциями для занятий детей и взрослых, детские оздоровительные лагеря, профилакторий, дома и базы отдыха в живописных Днепровских плавнях и на берегу Азовского моря, пансионат в Крыму. Заводская команда по гандболу "Мотор" - многократный чемпион Украины. Эффективно действует система медицинского страхования работников. В детских дошкольных учреждениях созданы все условия для достижения детьми физической, психической и социальной зрелости. Не забывает предприятие и о помощи ветеранам ВОВ и труда, инвалидам, неработающим пенсионерам предприятия, малообеспеченным и многодетным семьям.

 

 

За счет прибыли предприятия оказывается благотворительная помощь учебным, медицинским, культурным, правоохранительным учреждениям и общественным организациям, направляются средства на возрождение центров национально-культурного наследия Украины. На средства предприятия и благодаря инициативе В.А. Богуслаева в Запорожье построен православный собор, установлены памятники святому апостолу Андрею Первозванному и выдающемуся полководцу киевской Руси Князю Святославу, работы народного художника России В.М. Клыкова.

 

 

Но семья  "Мотор Сич" не ограничивается только работниками предприятия и их родственниками. Многие десятилетия предприятие связано родственными узами с сотнями заводов, КБ, институтов Украины и России. На юбилей "Мотор Сич" приехали представители 16 научных организаций, 425 российских и 85 украинских предприятий - поставщиков материалов и комплектующих и 61 партнёра в разработке и производстве систем и агрегатов, а также множество представителей авиазаводов, авиапредприятий и Министерства обороны России.

Не часто удаётся увидеть сидящих в одном ряду на дне рождения сразу нескольких Героев России и Советского Союза. А хор в составе Героев, генералов и генеральных, да ещё под управлением Маршала авиации Петра Степановича Дейнекина, исполняющий "гимн" авиаторов "первым делом самолёты"- вообще уникальное зрелище.

 


Запорожская сечь на острове Хортица

 

Крупнейшим потребителем продукции предприятия является Россия, на долю которой приходится более половины общего объема экспорта. За свою вековую историю завод выпустил десятки тысяч авиадвигателей различного назначения, которые успешно эксплуатируются более чем в 120 странах мира. С 1953 г. по 2007г. было выпущено 107426 двигателей 52 типов и модификаций. Только за последние 10 лет запущено в производство 16 типов новых двигателей и модификаций и инвестировано в модернизацию производства более 120 млн. долл. На предприятии 127 графических, 478 инженерных и 3488 персональных вычислительных машин. Сегодня на крыле эксплуатируется 23601 двигатель ОАО "Мотор Сич".

От имени миллионов россиян поздравляем Вячеслава Александровича  и работников "Мотор Сич" с юбилеем предприятия. Желаем вам, вашим друзьям, и всем тем, кто каждую минуту покоряет воздушный океан, движимый запорожской энергией, здоровья, счастья и многие лета.

Редакция благодарит руководителя пресс-службы ОАО "Мотор Сич" в Москве Жанну Храмченко за помощь в подготовке материала.


Роман Гусаров

AEX.RU

 

 










Новости






Архив:

Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer