Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Специальные репортажи

S7 Training - новый подход к построению программ подготовки пилотов
17 марта 2008 года
Недалеко от Московского международного аэропорта Домодедово располагается учебный центр авиакомпании S7 Airlines.
 


В январе этого года, авиакомпания сообщила, что, в рамках комплексной программы развития системы подготовки экипажей воздушных судов, был приобретён и введён в эксплуатацию в собственном учебном центре S7 Training, новый процедурный тренажер M/FTD (Maintenance Flight Training Device), предназначенный для подготовки экипажей на самолеты Airbus семейства А320.

К приобретению российскими авиакомпаниями новых самолётов западного производства мы уже успели привыкнуть, и не воспринимаем каждый новый контракт как что-то экстраординарное. А вот покупка нового тренажёра, это пока ещё достаточно редкое событие в нашей гражданской авиации. В России немногие авиакомпании могут похвастаться наличием собственных учебных баз, ну а учебных центров, оснащенных современными тренажерами, просто единицы. Информация о развёрнутом S7 Airlines строительстве и планах создания крупного учебно-тренировочного центра и подвигло нас в один из морозных зимних дней двинуться в ближнее Подмосковье.
 


"Одна из стратегических задач S7 Airlines - это реализация комплексной программы развития системы подготовки экипажей воздушных судов. Для решения, которой и закупаются новые, самые современные тренажеры, привлекаются и обучаются молодые специалисты", - с этого ответа на наш первый вопрос и началась беседа с директором авиационного учебного центра S7 Training Олегом Васильевым.

Всё активизировалось в апреле 2007 года, а в начале июня началось финансирование строительства первой очереди нового учебного центра - отдельно стоящего здания для аварийно-спасательной подготовки (АСП), и начались активные переговоры о поставке оборудования. Позиция руководства S7 Airlines такова, что пилоты, бортпроводники и наземный персонал авиакомпании должны иметь для подготовки всё самое лучшее.
 


В новом корпусе АСП в ближайшее время начнется установка современного оборудования для проведения аварийно-спасательной подготовки экипажей самолетов Boeing 737 и A320 всех модификаций. Это тренажеры Door Trainers и Cabin Emergency Evacuation Trainer, называемые также MOCK-UP, заказанные у одного из лучших производителей данного оборудования. На этих тренажерах экипажи воздушных судов будут отрабатывать аварийно-спасательные процедуры.

Здесь будут проводиться тренировки и экипажей самолётов Ту-154 и Ил-86. Возможности комплекса позволяют увеличить количество тренажёров, на которых может производиться аварийно-спасательная подготовка, и проводить тренировки экипажей десяти типов воздушных судов.
 


Так будет выглядеть новый тренажёрный корпус учебного центра S7 Training, где будут установлены комплексные тренажёры.


Рядом с новым зданием АСП полным ходом идёт подготовка к строительству еще одного нового корпуса учебного центра. В будущем четырехэтажном здании, общей площадью 4 000 кв.м., которое планируется возвести, будут расположены четыре новых комплексных тренажера для подготовки летного состава.

"Сейчас подписаны предварительные соглашения, касающиеся приобретения первого пилотажного тренажёра А320", - говорит Олег Васильев. - "Всего, на первом этапе, планируется приобрести 4 тренажёра: Airbus 320, Boeing 737NG, Boeing 737(300,400,500), Boeing 787. Причём, это будут не только тренажёры, но и весь комплекс технических средств, который применяется в лучших мировых учебных центрах: это и относительно простые процедурные тренажёры, это и M/FTD - последнее на сегодняшний день слово в подготовке лётного состава, и весьма дорогостоящее оборудование для аварийно-спасательной подготовки".
 


- Олег Владимирович, расскажите, пожалуйста, когда начал функционировать ваш учебный центр, и каковы конечные планы авиакомпании по его реконструкции?

Наш центр был создан в 2002 году как одно из подразделений в структуре Авиакомпании "Сибирь". В 2003 году мы начали обучение на воздушные суда зарубежного производства, а в 2004 году было принято решение о выделении учебного центра в отдельную организацию, для того, чтобы управление центром стало более мобильным.

В 2006 руководством S7 Airlines было принято решение развивать учебную базу в соответствии с практикой ведущих мировых учебных центров, и началась работа по созданию нового, современного центра. Но, к сожалению, основная проблема, с которой мы столкнулись, это не ресурсы и технологии обучения, а процесс получения всевозможных разрешений. Почти год ушел только на то, чтобы получить разрешение на строительство первой очереди нового комплекса - нового тренажёрного центра АСП.


 




К сожалению, создание такого центра в России обходится существенно дороже аналогичных центров за рубежом. Затратная часть просто сумасшедшая: очень большие таможенные пошлины на ввозимое оборудование и запчасти, дополнительные расходы на строительство, связанные с необходимостью обеспечения электроэнергией, и многое другое. Первая очередь строительства предполагается к завершению к концу 2008 года, а общий расходный бюджет по созданию тренажёрного центра составит около 40 млн. долларов.
 
Наша справка: К комплексным (пилотажным) тренажерам относятся тренажеры, которые имеют систему подвижности, имитирующую полет самолета, оборудованы кабиной полностью соответствующей кабине пилотов реального воздушного судна, имеют совершенную систему визуализации и предназначены для отработки комплексных навыков выполнения полетов.
 


- Что такое тренажёр M/FTD, о приобретении которого с гордостью сообщала S7 Airlines?

Новый тренажер позволяет проводить подготовку пилотов с применением самых современных методик. С M/FTD не просто появилось новое техническое средство для отработки тех или иных процедур, это несколько иной подход к построению программ подготовки, предлагаемый Airbus. M/FTD позволит существенно усовершенствовать процесс подготовки пилотов на современные самолеты Airbus семейства A320. Для нас это особенно актуально, учитывая, что основу авиапарка S7 Airlines в будущем составят самолеты именно этого типа (в него также входят модификации А318, А319 и А321). Экипажи, проходящие подготовку в учебном центре S7 Training, уже приступили к тренировкам на этом тренажёре.

Новое оборудование позволяет проводить около 30 процентов тренажерной подготовки пилотов не за рубежом, а непосредственно в учебном центре S7 Training. При этом время тренировки на тренажере увеличивается более чем в два раза, что положительно влияет на эффективность подготовки. Тренажер предназначен для приобретения практических навыков эксплуатации систем самолета и отработки стандартных процедур, которые необходимы для выполнения полета на всех этапах, в том числе, с моделированием нештатных ситуаций. В тренажере M/FTD используется программное обеспечение, схожее с обеспечением комплексного тренажера.

Данный тренажер выпущен в конце 2007 года и его стоимость составляет около 1 млн. долларов США. На сегодняшний момент это самая современная модификация в России, полученная непосредственно от изготовителя - французской компании ECA-Faros, которая занималась не только установкой тренажера, но и обучением инженерно-технического и инструкторского состава S7 Training, который будет в дальнейшем эксплуатировать данное оборудование.

Первый образец оборудования, предназначенного для тренажерной подготовки летных экипажей - тренажер FMGS (Flight Management and Guidance System) был приобретён нами в начале 2007 года. Тренажёр позволяет строить маршрут полета и моделировать ситуации, связанные с эксплуатацией бортового компьютера самолетов семейства Airbus А320.
 


- Ваш центр будет открыт для приёма слушателей из других авиакомпаний, или вам бы справиться с собственными потребностями S7 Airlines?

Центр и сейчас открыт для всех, и мы создаём абсолютно открытую, масштабируемую структуру, которую при необходимости можно будет достаточно оперативно нарастить новым оборудованием, например, тренажёром для SSJ100. Естественно, приоритет будет отдаваться потребностям S7 Airlines, но я считаю, что мы должны постоянно определённый процент мест предоставлять для подготовки персонала других авиакомпаний. Это важно не только для финансового состояния центра, но, в первую очередь, для вхождения в конкуренцию с зарубежными центрами подготовки. Если мы способны оказывать услуги сторонним организациям, если мы можем находиться на рынке подготовки авиационного персонала, значит, мы конкурентоспособны. А для этого нам придётся выдавать продукт, соответствующий потребностям рынка, и, соответственно, поддерживать высокое качество подготовки авиаспециалистов. Если ты можешь находиться на рынке и нормально на нём себя чувствовать, это есть некая дополнительная, причём весьма существенная, гарантия того, что процессы, происходящие в учебном центре по организации его работы, удовлетворяют поставленным перед ним целям.

- А как попадают сегодня к вам слушатели, их направляют авиакомпании, или есть те, кто сам приходит сюда для переподготовки?

Даже в той ситуации, в которой сейчас оказались авиакомпании - нехватка персонала и недостаточность его квалификации, мы не принимаем людей с улицы, хотя бы просто из соображений безопасности. Для приёма слушателя для обучения необходимы нормально, в соответствии с законодательством, оформленные документы, и это гарантия того, что этим людям можно доверить самолет и жизни пассажиров. У нас проходит подготовку не только лётный состав, но и бортпроводники, авиационно-технический персонал, персонал аэропортов, и все они являются сотрудниками авиапредприятий, прошедшими соответствующую проверку с точки зрения безопасности.

- К нам в AVIA.RU часто обращаются бывшие военные лётчики или вчерашние курсанты лётных училищ, желающие узнать о возможностях приобретения уровня квалификации, необходимого для работы в коммерческой авиации. Куда обращаться пилотам в такой ситуации?

Им необходимо обращаться непосредственно в авиакомпании. Если компания готова принять кандидата на работу, она проводит соответствующие процедуры, оформляет необходимые документы и направляет его, уже в качестве своего сотрудника, к нам на обучение. Более того, по законодательству, допустить пилота к обучению, мы имеем право только по направлению местной квалификационной комиссии.
 


- А есть ли при этом какие-то гарантии для самой авиакомпании, что этот человек по завершении обучения не уволится и не уйдёт к конкуренту?

Обычно эти вопросы оговариваются в контракте с авиакомпанией. Есть и кредитные схемы, и ситуации, при которых пилоты сами оплачивают обучение. Сегодня для командира Боинга или Эйрбаса вполне по силам самостоятельно оплатить своё обучение, тем более, что эти затраты с лихвой окупаются уже в течение первых шести месяцев работы, а то и раньше.

- Вам приходится работать с взрослыми людьми, многие из которых прошли свою жизненную школу. Насколько сложно учить людей, которые в жизни и так уже добились немалого?

Пилоты и бортпроводники испытывают значительные эмоциональные нагрузки во время выполнения своих профессиональных обязанностей, и в некоторой степени это действительно отражается на их характере. Такие изменения хорошо известны психологам и они имеют свои особенные черты для групп людей, занимающихся определённым видом профессиональной деятельности, например, преподавателей, программистов, и наверное, для большинства тех людей, которые умеют делать свою работу и которым эта работа нравится. Естественно, при организации учебного процесса необходимо учитывать особенности контингента обучаемых, но каких-либо проблем, связанных с этим, не существует. Единственная проблема - мотивационная, связанная с дефицитом летного состава, но она существует во внешней, по отношению к учебному центру среде, и нам самим скорректировать данную проблему довольно сложно.

- В процессе обучения ваши слушатели проживают на территории учебного центра, или это не обязательное требование?

Авиакомпания предоставляет возможность жить здесь, даже жителям Москвы и Подмосковья, для того, чтобы они могли полностью погрузиться в учебный процесс. Несмотря на увеличение длительности программ, процесс обучения остаётся достаточно интенсивным. Именно поэтому авиакомпания планирует и реконструкцию жилых корпусов своего гостиничного комплекса в том числе и для увеличения количества проживающих у нас слушателей.
 


- Насколько я понял, центр занимается и переподготовкой специалистов, уже имеющих первоначальные навыки и соответствующее образование, и тем, что называется повышением квалификации?

Поскольку проблема недостатка пилотов существует, компаниям сейчас изначально приходится брать пилотов с меньшим опытом и недостаточным уровнем квалификации. Пилоты, приходящие из иных министерств и ведомств, в основном из министерства обороны, подготовлены несколько по-другому, и у нас существуют специальные программы для их адаптации к новым условиям и требованиям программы подготовки. На наш взгляд, государственные требования к подготовке пилотов достаточно мягкие, поэтому в S7 Airlines приняты более жёсткие стандарты.

Компания берёт на работу курсантов с малым налётом или пилотов без опыта эксплуатации тяжёлых самолётов, которые у нас проходят подготовку по программе MCC. Это программа дополнительной подготовки пилотов - выпускников лётных учебных заведений ГА для их последующей переподготовки на самолёты A320. В нашем варианте программы МСС количество часов обучения значительно увеличено, в том числе и для тренажёрной подготовки, плюс всевозможные дополнительные прикладные дисциплины.

Согласно политике S7 Airlines пилоты, в зависимости от опыта и результатов входного тестирования по английскому языку и вопросам профессиональной деятельности, направляются на те или иные виды подготовки. То есть, если приходит кандидат на работу, то неудовлетворительная сдача экзамена по английскому языку или другой дисциплине не является основанием для того, чтобы ему отказали в приеме на работу. Практически любой пробел в подготовке пилота мы можем ликвидировать, но это потребует от него усердия, времени, сил, нервов, ведь ему предстоит в короткий срок доказать работодателю свою состоятельность.
 


- Тогда возникает вопрос, сколько всего в центре программ обучения и какие они по длительности?

У нас около 70 видов подготовки, сроком от одного дня до нескольких месяцев. Сегодня мы в основном готовим авиационный персонал для самолётов, составляющих парк S7 Airlines - Ту-154, ИЛ-86, А310, А320, Boeing 737. Этот перечень достаточно активно расширяется , в том числе и потому, что в результате аудита IOSA, который прошла S7 Airlines, была выявлена необходимость в подготовке не только собственного персонала, но и персонала компаний-партнёров. Для соответствия этим стандартам и вводятся новые виды подготовки.

- А на сколько сегодня уровень подготовки отечественных пилотов соответствует общепринятым мировым стандартам? Необходимо ли доказывать европейской администрации соответствие наших пилотов требованиям выполнения полетов на МВЛ?

Россия является суверенным государством, членом ИКАО, и никаких претензий к подготовке лётного состава в России со стороны европейских или американских властей нет, так как членство в ИКАО предполагает, что национальная система подготовки авиационного персонала удовлетворяет международным стандартам и находится под контролем национального органа в области ГА. К сожалению, наша система подготовки, так же как и другие элементы авиационной инфраструктуры, оказались не готовы к интенсивному переходу авиакомпаний на зарубежную технику, и российские авиакомпании вынуждены сегодня пользоваться услугами зарубежных учебных центров. Мы активно сотрудничаем с зарубежными специалистами, инспекторы IOSA знакомились с нашими программами подготовки, к нам регулярно приезжают представители и Боинга и Эйрбаса, изучают документы, смотрят процесс подготовки и каких-либо претензий к нам не возникает. Если мы собираемся двигаться в направлении гармонизации своих правил с европейскими, то вопрос о необходимости получения или не получения каких-либо западных сертификатов отпадёт сам собой.
 


- Российские авиакомпании сейчас испытывают колоссальный дефицит лётного состава. Сколько специалистов способен подготовить и передать авиапредприятиям ваш центр?

В 2007 году в нашем центре подготовку на западные типы ВС прошли 300 пилотов - это 150 экипажей. В процесс подготовки входит месяц теоретического обучения, плюс 60 часов на тренажёре. Первоначальную подготовку, с последующей переподготовкой прошли 700 бортпроводников - более чем по 2 месяца обучения. А всего в прошлом году различные отдельные курсы переподготовки и повышения квалификации прошли около 8 000 человек.

Наш учебный центр является неким инструментом трансферта технологического ноу-хау, и это должна быть главная задача любого учебного центра. Что это такое? К сожалению, у российских авиакомпаний ещё нет понимания того, что они имеют право требовать оптимизации учебных программ от провайдера образовательных услуг. И с рядом авиакомпаний-заказчиков мы начинаем работать по этим направлениям, пытаясь адаптировать учебные программы именно под потребности конкретного перевозчика. Это необходимо для того, чтобы, пройдя подготовку, люди приходили на предприятие со знанием существующей специфики технологического процесса именно на данном предприятии.

- Сколько специалистов-инструкторов работает в центре?

Сейчас штатных сотрудников в центре всего около 30 человек. Но мы уже начали набор специалистов под новый проект, приглашаем на работу инструкторский состав из числа пилотов, вышедших на пенсию и имеющих опыт выполнения полётов на самолётах, оснащённых цифровой системой индикации параметров полёта и желающих передать свой опыт молодому поколению. В центре совершенная система оплаты труда инструкторов, в текущем году мы начали её все больше и больше "привязывать" к качеству подготовки слушателей. У нас работают и действующие пилоты-инструкторы, но они перегружены на лётной работе из-за увеличения парка S7 Airlines и, соответственно, количества рейсов.
 


- Олег Владимирович, так как же получилось, что в России, как мы говорим - Великой авиационной державе, возникла эта позорная ситуация с дефицитом лётных кадров?

На сегодняшний день первоначальная подготовка пилотов - это исключительное право государства, и оно, на самом деле, вкладывает в учебный процесс и в развитие инфраструктуры учебных заведений достаточно большие ресурсы. Проблема в другом. Был Советский союз, иными словами - некая государственно-политическая система, в результате функционирования которой мы имели и отлаженную систему подготовки авиационного персонала. Когда государственно-политическая система изменилась, надо было менять и подходы к процессу подготовки кадров для авиации. Ведь не может же вся страна находиться в рыночной формации, а система подготовки пилотов оставаться социалистической. И сколько денег не вкладывай, если система подготовки пилотов будет жить по принципам другой социально-экономической формации, нормального результата мы не получим никогда.

Как специалист, в нынешней ситуации я вообще скептически отношусь к инвестициям ещё больших средств в систему первоначальной подготовки пилотов. Во-первых, платить в несколько раз больше, чем стоит аналогичная подготовка пилотов за рубежом - это не патриотизм, а нечто иное, а во-вторых, выпускника УЗ ГА (за исключением УВАУ ГА) сразу могут призвать в армию, после которой опять требуется его переподготовка. Я уже не говорю об отсутствии каких-либо законодательных гарантий для работодателя, что он вернётся в компанию, оплатившую его обучение, да и само свидетельство пилота при существующем налете часов при первоначальной подготовке не соответствует стандартам ИКАО. Выходя из училища, пилот должен быть готовым к переподготовке на любой современный тип ВС, а он к этому не готов, и нам приходится открывать специальные курсы для "подготовки к переподготовке" и заниматься иными проблемами, которые не характерны для специфики авиационного учебного центра. Вот такая парадоксальная ситуация.

Именно поэтому S7 Airlines вкладывает значительные средства в развитие собственной системы подготовки летного состава. Помимо этого, совершенствуются сами процессы подготовки, в том числе обучения молодых пилотов. Вопреки отраслевой тенденции старения летного состава, средний возраст действующих пилотов S7 Airlines несколько снизился, и это не только большое достижение для S7 Airlines, но и важно для всей гражданской авиации новой России.
 
Наша справка: S7 Airlines является крупнейшей авиакомпанией на внутренних воздушных линиях России и входит в этом сегменте в ТОР-50 мировых авиаперевозчиков. Авиакомпания S7 Airlines - один из наиболее интенсивно развивающихся авиаперевозчиков России, активно использующий последние достижения мировой отрасли в обслуживании пассажиров и обеспечения безопасности полетов. В 2007 году компания получила официальное уведомление IATA о включении авиакомпании в регистр операторов IOSA (IATA Operational Safety Audit) и стала вторым авиаперевозчиком в России, успешно прошедшим полную процедуру международного аудита на соответствие стандартам эксплуатационной безопасности.

Роман Гусаров, 17 марта 2008 года.
Фото: Алексей Кондратов

 

 










Новости






Архив:

Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer