Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Специальные репортажи

VI Всероссийские соревнования по вертолетному спорту "Кубок КБ Миля" - 2008
Роман Гусаров, AVIA.RU
19 июля 2008 года
19 июля 2008 г. прошли ежегодные соревнования по вертолётному спорту на "Кубок КБ Миля" в уникальном для этого вида спорта формате - парные (параллельные) гонки, захватывающие для спортсменов и зрелищные для публики. В состязаниях на территории вертолётного комплекса в ССК "Лисья нора" приняли участие 16 экипажей из России, Германии, Ирландии, Италии, Украины и Белоруссии.

По традиции на соревнованиях на "Кубок КБ Миля" собралось всё российское вертолётное сообщество, поэтому Ассоциация вертолётной индустрии подготовила ряд деловых мероприятий на. Перед открытием чемпионата состоялось подписание контракта между ОАО "Вертолёты России" и Федеральным агентством по воздушному транспорту на приобретение Росавиацией 20-ти учебных вертолётов "Ми-34", а также подписание протокола о намерениях о стратегическом сотрудничестве между одной из крупнейших в мире авиационных компаний "ЮТэйр" и ЗАО "Русские Вертолётные Системы" по организации в Центральном федеральном округе вертолётного аэротакси.

Впервые в истории вертолётного спорта открытие чемпионата ознаменовалось проносом над лётным полем самого большого в мире российского флага, размер полотнища которого составляет 1500 кв. м. Проход с уникальным полотнищем на "Ми-8" выполнил прославленный экипаж авиации ФСБ, который совершил героические полёты на Северный и Южный полюсы Земли, покорил самую высокую точку России и Европы - гору Эльбрус.

В этом году впервые вертолётные соревнования на "Кубок КБ Миля" смогли посетить все желающие. Для зрителей была установлена крытая трибуна с великолепным обзором и большой экран для транслирования соревнований, на котором демонстрировались все острые и захватывающие моменты крупным планом.

Соревнования проводились по четырем дисциплинам: "Навигация", "Малая высота", "Развозка грузов", "Слалом и мастерство". В Чемпионате принимали участие команды следующих организаций: "Авиамаркет", "Аэросоюз", "Хеликлуб АО Авиасервис", "РВС".
  • "малая высота" - полёт вертолёта на высоте 2-3 м по коридору шириной 1 м с разворотами и приземлением на точность в 50 см;
  • "развоз грузов" - опускание кегли на фале поочередно в каждый из трёх установленных на поле контейнеров без помощи наружных зеркал и приборов, что не позволяет пилоту видеть, как ведёт себя груз под вертолётом;
  • "слалом" - полёт на точность: в ходе упражнения экипажу необходимо пронести ведро с водой через шесть пронумерованных ворот и с первой попытки, не расплескав, поставить его на стол; это упражнение считается самым зрелищным в программе чемпионата.

Второй год подряд судейство чемпионата осуществлялось с применением системы видеоконтроля и использованием компьютерной программы автоматизированного начисления очков, что позволит обеспечить объективность результатов соревнований. В короткие перерывы, необходимые судьям на подсчёт очков зрителям были продемонстрированы показательные выступлениями мастеров вертолётного пилотажа на "Ми-34" и "Ка-226".

В общем зачете, с отрывом в 30,7 очков, победила команда авиаклуба "Аэросоюз" в составе Артема Крупитко и Павла Абрамочкина. Второе место заняла также команда "Аэросоюза": летчик - Максим Сотников, оператор - Сергей Друй. Третье место заняла немецкая команда в составе Хольгера Вольффа и Андреаса Рюбнера, которая уже второй год участвует в соревнованиях на "Кубок КБ Миля", но впервые заняла призовое место. Эта команда получила "Золотую стрекозу" от ОАО "Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля" в номинации "За постоянство".

Команда из Ирландии - Дэвид Херберт и Джон Колеман, впервые участвуют в соревнованиях по вертолетному спорту и показательно, что их дебют состоялся именно на Всероссийских соревнованиях на "Кубок КБ Миля". Они заняли 12 место и получили "Золотую стрекозу" "За здоровый авантюризм". Итальянский пилот Эдуардо Тодаро выступал с российским штурманом Юрием Казачковым и их интернациональный экипаж занял шестое место. Отметим, что для итальянского пилота эти соревнования также как и для ирландского экипажа являются дебютными. Эдуардо Тодаро получил приз от компании "Еврокоптер Восток" в номинации "Самый молодой участник чемпионата". Всего в соревнованиях приняло участие 12 экипажей из четырех стран.

На церемонии награждения были вручены призы и подарки от спонсоров чемпионата. Генеральный спонсор соревнований ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" подготовила для победителей чемпионата в многоборье шесть сертификатов на бесплатный перелет в любую точку России и обратно, который действителен в течение года после получения. ОАО "Вертолеты России" учредили приз - модель вертолета МИ 34, в номинации "За единство семейных увлечений", который был вручен семейной паре Александру и Елене Жупериным. Часовая компания "Орис" вручила часы "Орис" Александру Климову - Герою России, старшему летчику-испытателю Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля. Были вручены и другие подарки и призы.
 
P7197918.jpg P7196360.jpg P7196503.jpg P7196264.jpg
P7196283.jpg P7196303.jpg P7196320.jpg P7196357.jpg
P7196364.jpg P7196385.jpg P7196413.jpg P7196422.jpg
P7196435.jpg P7196462.jpg P7196497.jpg P7196465.jpg
P7196489.jpg P7196514.jpg P7196518.jpg P7196521.jpg
P7196550.jpg P7196554.jpg P7196572.jpg P7196580.jpg
P7196581.jpg P7196595.jpg P7196611.jpg P7196620.jpg
P7196627.jpg P7196636.jpg P7196726.jpg P7196743.jpg
P7196747.jpg P7196794.jpg P7197147.jpg P7197146.jpg
P7197025.jpg P7197097.jpg P7197157.jpg P7197151.jpg
P7197169.jpg P7197196.jpg P7197234.jpg P7197240.jpg
P7197242.jpg P7197259.jpg P7197286.jpg P7197310.jpg
P7197367.jpg P7197393.jpg P7197409.jpg P7197435.jpg
P7197463.jpg P7197487.jpg P7197520.jpg P7197536.jpg
P7197561.jpg P7197568.jpg P7197587.jpg P7197611.jpg
P7197614.jpg P7197658.jpg P7197665.jpg P7197667.jpg
P7196728.jpg P7197678.jpg P7197689.jpg P7197684.jpg
P7197706.jpg P7197721.jpg P7197731.jpg P7197737.jpg
P7197773.jpg P7197775.jpg P7197781.jpg P7197797.jpg
P7197802.jpg P7197807.jpg P7197844.jpg P7197853.jpg
P7197355.jpg P7197861.jpg P7197889.jpg P7197810.jpg

50 лет / 13-й чемпионат мира / 6-й чемпионат на Кубок КБ Миля - три ключевых спортивных события года

В нынешнем году вертолетному спорту исполняется 50 лет. Это один из немногих видов спортивных состязаний, который родился в нашей стране, и мы можем по праву гордиться тем, что российские спортсмены-вертолетчики - лучшие в мире. Два других значимых спортивных события 2008 года - 6-й чемпионат на Кубок КБ Миля и 13-й чемпионат мира, который пройдет в Германии в августе.
 

Вехи 50-летней истории


В 1958 году ВВС и ДОСААФ организовали 1-й чемпионат СССР по вертолетному спорту в Калуге. В чемпионате приняли участие 14 летчиков, объединенных в 5 команд. Первым чемпионом страны стал Федор Белушкин из ЦАК им. В.П. Чкалова. С этого момента чемпионаты СССР проводились ежегодно вплоть до 1991 года, когда в Витебске состоялся последний Всесоюзный форум спортсменов-вертолетчиков.

В 60-е годы прошлого века эстафету подхватили европейские и американские вертолетчики. Так, в 1971 году в Германии состоялся 1-й чемпионат мира. В 1973 году была сформирована сборная команда СССР по вертолетному спорту. В том же году советские спортсмены впервые появились на мировой арене на 2-м чемпионате мира в Англии. Там они сразу завоевали мировой пьедестал. Тогда Александр Капралов в экипаже со Львом Чекаловым из Владимира стали абсолютными чемпионами мира. Лучшей в женском зачете стала москвичка Тамара Егоркина. С тех пор российские вертолетчики участвовали во всех чемпионатах мира. Наша команда семь раз завоевывала первенство планеты, восемь раз абсолютными чемпионами мира становились российские пилоты.
Особым моментом в развитии вертолетного спорта в нашей стране стало регулярное, начиная с 1966 года, проведение республиканских чемпионатов и первенств Вооруженных Сил, что позволяло отнести этот вид к разряду национальных видов спорта. К сожалению, в 90-е после былого расцвета российский вертолетный спорт столкнулся с отсутствием поддержки государства, с проблемами финансирования, обеспечения авиатехникой, невозможностью подготовки молодых экипажей. По словам Ирины Грушиной, "в эти годы мы могли рассчитывать только на собственный энтузиазм. И в итоге мы сохранили сборную и судейский корпус и даже удержались на высшей ступени мирового пьедестала почета. В те годы, когда нам рукоплескали в США и Германии, Австрии и Франции, дома нас никто даже не встречал и не поздравлял с победами". И только в последние два-три года заговорили о возрождении вертолетного спорта. Этому способствовала организация такого соревнования, как чемпионат на Кубок КБ Миля, приведший в большой спорт пилотов-любителей, и привлечение Попечительским советом ФВС значительных спонсорских средств. Поворотным считается Открытый чемпионат России 2006 года, который состоялся на аэродроме "Борки" в Тверской области, в символическом для российских авиационных спортсменов месте, где в течение многих лет тренировались лучшие летчики страны. В нем приняли участие 48 спортсменов из России, Германии, Франции, Украины и Беларуси. Были приглашены ветераны - члены первой легендарной сборной СССР, со всех концов России приехали самые опытные судьи.

 

Чертова дюжина


В этом году в Германии состоится 13-й чемпионат мира по вертолетному спорту. От этой цифры пытаются избавиться в гостиницах и при нумерации зданий, а вот в спорте чертову дюжину частенько используют в качестве талисмана.
В чемпионатах мира, как правило, принимают участие до 10 стран и около 80-90 спортсменов. Это 40-45 экипажей. Традиционные соперники российских спортсменов на чемпионатах мира - сборные Германии, Англии, Франции, Австрии, Швейцарии, Японии, Беларуси. В разные годы к ним присоединяются экипажи из Италии, Испании, Казахстана, Греции, Канады. Ранее выступали спортсмены из Южной Африки, США и Польши.

На двух первых для нашей страны чемпионатах мира абсолютными чемпионами становились советские спортсмены. В 1973 году в Англии на 2-м чемпионате победа досталась Александру Капралову из Владимира и Тамаре Егоркиной из Москвы (женский зачет). Спустя пять лет на 3-м чемпионате мира в Витебске медали высшей пробы завоевали Владимир Смирнов из Новосибирска и Любовь Приходько из города Сумы (женский зачет). Любовь до сих пор обучает курсантов и выступает, теперь уже за сборную команду Украины.

На 4-м и 5-м чемпионатах мира (в Польше в 1981 году и в Англии - в 1986-м) советская команда заняла только четвертое и третье места в командном зачете. Тогда везде лидировали американцы - слаженная команда, состоящая из великолепно подготовленных военных пилотов. Свою последнюю победу команда США одержала на 6-м чемпионате мира во Франции в 1989 году. Здесь в командном зачете Россия была уже второй.

В 90-х годах команда России смогла вернуть себе первенство. Свое победное шествие сборная команда России начала в Англии на 7-м чемпионате мира в 1992 году. Не последнюю роль в нашей победе сыграли сами хозяева чемпионата. Большой друг российских летчиков англичанин Майкл Смит организовал недельную тренировку наших спортсменов на своем аэродроме. На предыдущих чемпионатах нашим пилотам приходилось выходить на старт чуть ли не с трапа самолета, а теперь впервые у российских летчиков было время на акклиматизацию, подготовку к маршрутным полетам по незнакомым картам.

Но настоящим триумфом для российских спортсменов стал 8-й чемпионат мира в Москве. Первый и пока последний раз в истории мирового вертолетного спорта абсолютными чемпионами мира стали женщины - Татьяна Стекольникова и Людмила Корнева (Москва). Золотые медали в отдельных видах завоевали также Георгий Плакущий и Николай Родионов (Вязники), Виктор Коротаев и Николай Буров (Самара). Неожиданностью для всех стало участие в чемпионате южноафриканских летчиков на вертолетах ... Ми-2!!! Александр Михеев из 1-го Московского аэроклуба на один месяц стал инструктором и тренером спортсменов из далекой страны, которые решили попробовать себя на "золотых" вертолетах. Четвертое командное место порадовало и их самих, и многочисленных болельщиков. Вторыми стали американцы, третьими - англичане.

Окончательным разгромом заокеанских соперников закончился 9-й чемпионат мира, который проводился в США. Но эта победа далась российской сборной непросто. Как вспоминает Ирина Грушина, "обстановка была напряженная. Результаты сообщали с суточным запозданием, публиковали с ошибками, приходилось разбираться с каждым штрафным очком! Хозяева, такие гостеприимные вначале, разговаривали не иначе как "через плечо". Американские летчики после церемонии награждения подходили к нам и извинялись за грубость представителей Вертолетного клуба Америки".

Чемпионат мира в абсолютном зачете выиграли Сергей Дербасов и Михаил Кормягин. Виктор Коротаев и Николай Буров стали вторыми. И лишь на третью ступеньку поднялся американский экипаж. Призерами в трех упражнениях стали Василий Головкин и Георгий Арбузов. Золото по "Слалому" выиграли Георгий Плакущий и Николай Родионов. Первой стала и российская команда.

"Надо было видеть, с каким восхищением американские инженеры наблюдали за "сумасшедшими русскими" - Петром Орешниковым, Николаем Комковым и Николаем Дейнекой, которые в дикую жару за считанные часы навесили на вертолеты лопасти и подготовили их к соревнованиям после долгой транспортировки", - вспоминает Ирина. На трех последующих чемпионатах - 10-м в Германии, 11-м в Австрии и 12-м во Франции, которые проходили в 1999, 2002 и 2005 годах соответственно, - нашим пилотам снова не было равных. Уникальных достижений добился экипаж ЦСК ВВС из Самары в составе Владимира Зябликова и Владимира Гладченко. Они трижды подряд (!) стали абсолютными чемпионами мира. Такого стабильного успеха вертолетный мир еще не знал! В этом году экипаж будет снова отстаивать свой титул на 13-м чемпионате мира в Германии. И кто знает, может, цифра "13" станет для них счастливой и они повторят свое высшее достижение в четвертый раз?

 

Кубок кубков


Чемпионаты на Кубок КБ Миля ежегодно стали проводиться в Подмосковье с 2003 года и почти сразу получили статус международных: в них принимают участие лучшие российские и зарубежные экипажи, а соревнования уже не носят характер отборочных, как это принято на других российских состязаниях.

В 2006 году организаторы чемпионата на Кубок КБ Миля предприняли попытку проводить соревнования не по старинке, а по новым правилам. Они были разработаны мастерами вертолетного спорта специально для этого турнира. Правила отличаются от основных правил FAI - они стали более зрелищными для болельщиков и интересными для спортсменов. Основные нововведения, успешно опробованные уже на двух чемпионатах, в первую очередь касаются упражнений "Малая высота", "Развоз грузов" и "Слалом". А вот правила упражнения "Навигация" по-прежнему идентичны существующим нормам чемпионата мира. Тогда новые правила вызвали неоднозначную реакцию представителей Федерации вертолетного спорта России, однако позднее они были предложены ими же самими в качестве правил для показательных выступлений на чемпионате мира CIG FAI.

Кстати, исторически именно сборная Советского Союза часто выступала инициатором и двигателем развития вертолетного спорта с начала своего победного участия в чемпионатах мира в 1972 году.

Итак, в упражнения Кубка был введен элемент очного соревнования - когда вертолеты выпускаются на "трассу" парами. Естественно, учет времени и чистоты выполнения упражнений по-прежнему производится индивидуально, однако промежуточные итоги соревнований видны не только судейской коллегии, но сразу очевидны и для болельщиков. Кстати, вероятность судейской ошибки также уменьшилась.

Другим важным вкладом уже ставшего традиционным чемпионата стало участие в состязаниях пилотов-любителей. Именно Кубок КБ Миля открыл им дорогу в большой спорт - на чемпионаты России и мира. В итоге в состав сборной России вошли пилоты-любители на вертолетах "Робинсон-44". В 2007 году пилоты "Робинсонов" Людмила Сорочинская, Александр Мазалов, Елена и Александр Жуперины, Алексей Табачников выполнили нормативы "Мастер спорта России". Чемпионом страны 2007 года по одному из упражнений и мастером спорта стал пилот-любитель на Ми-2 Борис Фомин в экипаже с Вячеславом Комлевым.

Кубок 2007 года был приурочен сразу к двум важным датам - столетнему юбилею первого в истории полета человека на вертолете и шестидесятилетию Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля.

Прошлым летом за главный кубок боролись 17 команд из 6 стран мира.

Здесь дебютировала и новая объективная система судейства, использующая в качестве инструмента видеоаппаратуру. Видео- и фотоконтроль давно используется во многих популярных видах спорта. Технически сложный и непростой для визуальной оценки вертолетный спорт давно нуждался в этом нововведении.
6-й Международный чемпионат на Кубок КБ Миля стал проверкой сил перед очередным мировым чемпионатом.
 

Организаторы соревнований: Ассоциация вертолетной индустрии, ЗАО "Русские вертолетные Системы".
Титульный спонсор - ОАО "ОПК "Оборонпром".
Генеральные спонсоры - ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", ОАО "Вертолеты России", ОАО "Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля".
Официальные спонсоры - "Еврокоптер Восток", "Аэросоюз", "Авиамаркет", "Bell Helicopter", "Мауэр Групп", "Фемили банк", "Комстрин", "Парк Яхрома".

 

 










Новости






Архив:

Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer