← Назад

Главная Авиация Экспертное мнениеВторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.

16 сентября 2022 года / Андрей Шнырев / Aviation EXplorer

Андрей Шнырев
кандидат технических наук

Эксперт "Aviation EXplorer"

Третьей частью обвинений, содержащихся в обращениях в адрес Совета ИКАО некоторых государств — это якобы имеющие место нарушения Российской Федерацией положений статей 30 и 31 Конвенции о международной гражданской авиации (далее - Конвенции).

Предыдущие публикации по теме: 

Вторая.волна санкций. Часть первая: "Двойная регистрация"

Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"

Рассмотрим подробнее.

Так, Статья 30 Конвенции «Радиооборудование воздушных судов» гласит:

а) Воздушные суда каждого Договаривающегося Государства при нахождении на или над территорией других Договаривающихся Государств могут иметь радиопередающую аппаратуру только при условии выдачи надлежащими властями Государства, в регистр которого занесено воздушное судно, разрешения на право установки и эксплуатации такой аппаратуры. Использование радиопередающей аппаратуры на территории Договаривающегося Государства, над территорией которого производится полет, будет соответствовать правилам, предписываемым этим Государством.

b) Радиопередающая аппаратура может использоваться только членами экипажа воздушного судна, имеющими на то специальное разрешение, выдаваемое надлежащими властями Государства, в регистр которого занесено воздушное судно.

Суть претензий состоит в якобы отсутствии разрешений на установку и использование радиопередающей аппаратуры, выданных государством регистрации.

Однако в Российской Федерации Приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 290 утвержден «Порядок выдачи разрешений на бортовые радиостанции, используемые на гражданских воздушных судах” который реализуется, в том числе и через Интернет портал государственных услуг.

Статья 31 Конвенции «Удостоверения о годности к полетам» устанавливает:

Каждое воздушное судно, занятое в международной навигации, будет снабжено удостоверением о годности к полетам, выдаваемым или признаваемым действительным Государством, в регистр которого занесено воздушное судно.

Однако и в этом случае в Российской Федерации ситуация урегулирована.

Так, приказом Минтранса России от 27 ноября 2020 г. № 519 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна». Сертификаты выданы на все воздушные суда, удовлетворяющие установленным требованиям.

В этой области санкциями создаются определенные проблемы, но они решаемы, о чем уже написано[1].

Самым сложной проблемой вопросом сопровождение поддержания летной годности воздушных судов иностранного производства без поддержки со стороны производителя.

Для ее решения необходимо обеспечить четкое взаимодействие органов авиационной власти с организациями, назначенными исполнять функции разработчиков иностранной авиационной техники и с целью выявления и устранения недопустимых рисков безопасности полетов обратить особое внимание на выполнение требований воздушного законодательства и наличие необходимых компетенций у служащих Росавиации и Ространснадзора, работников Авиационного регистра Российской Федерации, сертификационных центров и испытательных лабораторий, имеющих отношение к выполнению работ по сертификации авиационной техники, выполнению функций ее разработчика, контролю за поддержанием летной годности и функционированием систем управления безопасности полетов разработчиков, изготовителей, эксплуатантов и организаций по техническому обслуживанию.

Все это позволит обеспечить надлежащий уровень безопасности полетов и успешно пройти проверку ИКАО.

Выводы.

Как видно из анализа рассматриваемых претензий, желание некоторых иностранных государств нанести вред российской гражданской авиации инициирует их попытки привлечь ИКАО к решению политических и экономических споров под видом разрешения проблем безопасности полетов.

И увы, Совет ИКАО впервые оказался вовлечен в решение экономических и политических споров.

Демонстративно не замечая грубейшие нарушения положений Конвенции о международной гражданской авиации государствами, которые умышленно разрушают российскую гражданскую авиацию, что само по себе подрывает основы Конвенции, Совет ИКАО распространил информацию о якобы имеющихся нарушениях Конвенции Российской Федерацией, указав при этом на необходимость принятия всеми государствами мер по прекращению нарушений.

В большинстве случаев это не создаст критических сложностей в осуществлении российскими авиаперевозчиками своей деятельности, однако позволяет некоторым государствам создавать конкурентные преимущества своим авиационным предприятиям ссылаясь на мнение Совета ИКАО, в недружественным Российской Федерации государствам позволит перевести нарушающие Конвенцию санкции в «законное русло».

Сложившаяся ситуация накладывает на российскую авиационную администрацию дополнительную ответственность по активизации работы на площадке ИКАО и устранению возможных несоответствий государственной системы контроля за обеспечением безопасности полетов Международным стандартам и рекомендуемой практике ИКАО.

Ссылки:

#icao #санкции против гражданской авиации #летная годность #бесперебойная работа транспорта #сертификат летной годности #разрешение на радиостанцию

[1] Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств Aviation Explorer www.aex.ru


Андрей Шнырев


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2022/9/16/3392/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.