Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Безопасность Экспертное мнение


Необходимо правильно расставить приоритеты!

2 ноября 2010 года / Виктор Агафонов / Aviation EXplorer

Виктор Агафонов
Преподаватель Сибирского филиала Института аэронавигации (Красноярск)

Эксперт "Aviation EXplorer"

Цель данной статьи, которая является логическим продолжением предыдущей - "Новые документы обновляют взаимоотношения между экипажами ВС и диспетчерами ОВД", более детальный анализ взаимоотношений двух систем, структурно входящих в Росавиацию, которое можно условно назвать «Земля – Воздух».

 
На мой взгляд, очевидно - для того чтобы не завязнуть в спорах по деталям (обслуживание или управление и т.д.), очень важно правильно расставить приоритеты, т.е. понять – кто же на кого работает. И здесь опять же ничего придумывать не надо. Мировой опыт показывает: все наземные службы (Земля) работают на экипажи (Воздух). Это всё понятно и обсуждать не надо. Это аксиома!

Всё это понимают на высших эшелонах управления ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и постоянно подчёркивают, что обслуживание должно быть качественным и полностью удовлетворять пользователей воздушного пространства.

Но далее происходит следующее: всё что принимается «в верхах» до конкретных исполнителей почему-то не доходит. А если и доходит, то срабатывает защитный рефлекс «Вы там наверху от нечего делать что-то выдумываете, а мы как раньше работали, так и будем работать!». Вообще-то понять, почему так происходит, можно – специалисту дали образование, научили выполнять какие-то операции, пришёл соответствующий опыт, мастерство, классность. Но пришло и то, что в спорте называется - человек «замастерился». Специалист почувствовал себя «большим мастером» и пропало всякое желание чему-либо новому учиться, приходит поведение - «Не учите меня жить!».

Но времена сейчас такие, что многое меняется стремительно, прямо на глазах, и для того, чтобы быть на уровне современных требований, необходимо многому  учиться, чтобы, как говорится, «быть на коне». И здесь, как раз, очень кстати крылатое выражение: «Кто не успел - тот опоздал!». Кстати, чтобы убедиться в том, что здесь автор что-то переврал, достаточно посмотреть любой анализ по безопасности полётов: самый больший процент нарушений и ошибок допускают не молодые диспетчеры, а специалисты первого класса.

Но это всё как бы лирическое вступление. Далее есть смысл перейти к рассмотрению некоторых конкретных процедур при обслуживании (управлении) полётов, которые ясны  и привычны для диспетчеров, но непонятны, нелогичны  для пользователей  (для пилотов).

Так как вопросов много по различным процедурам, то для того, чтобы не смешивать всё в общую кучу, есть смысл рассматривать и обсуждать их по отдельности, по частям.

Часть 1

Выполнение и обслуживание  визуальных полётов

Есть смысл рассмотреть эту часть темы первой, так как с 01.11. 2010 г. вступают новые ФП ИВП (Постановление Правительства РФ №138), радикальным образом меняющими многие  устоявшиеся понятия.

Несмотря на то, НПП ГА-85 прекратил действие год назад, у части диспетчерского состава не проходит желание покомандовать экипажами, выполняющими визуальные полёты. Привыкли за долгие годы проводить анализ метеопрогнозов, определять прогноз лётный или нелётный и далее разрешать или запрещать визуальные полёты, при нелётных коррективах прогнозах погоды закрывать вход в зоны своей ответственности, «загонять» экипажи на эшелоны и т.д. Очень нелегко отказаться от укоренившейся за долгие годы практики. И сейчас зачастую у диспетчеров имеется масса вопросов:

1.  Как же пилоты без нашего контроля будут выполнять визуальные полёты?

2.  Визуальные полёты разрешили выполнять и ночью. И как же теперь пилоты смогут ночью вести визуальную ориентировку и определять естественный горизонт?

3.  А как пилоты в полётах будут определять расстояние от воздушного судна до нижней границы облаков, которое должно быть не менее 150м, а по горизонтали не менее 1000м?

4.  Как это могли разрешить полёты по ПВП над облаками, или между слоями облачности?

5.  Как могли разрешить  выполнение визуального захода на посадку и посадку ночью?

6. Согласно п. 2.8. ФАП-128: Для полета по ПВП, за исключением полета в районе аэродрома вылета, информация о фактической погоде или подборка текущих сводок и прогнозов указывают на то, что метеорологические условия на той части маршрута, по которому воздушное судно должно следовать в соответствии с ПВП, обеспечат к запланированному времени возможность соблюдения ПВП?

В качестве указанной информации о метеоусловиях сведения, либо в виде официальной информации, либо получаемые из других источников, которые КВС посчитает достоверными.

Возмущённый вопрос диспетчеров звучит примерно так «Что же получается, КВС позвонил по сотовому телефону буфетчице Клаве и посчитал её сведения достоверными?».

И это только часть вопросов, возникающих у диспетчерского персонала. Самое интересное то, что у самих пилотов, выполняющих визуальные полёты, подобных вопросов не возникает.

Мне часто приходится при проведении занятий выслушивать от своих слушателей высказывания: «Вы постоянно выступаете с точки зрения лётного состава и говорите нам, чтобы мы понимали специфику их работы. Но они то нас не понимают и не хотят понять. Да и ещё и спорят с нами!». И когда я им говорю: «А вот с этого места поподробнее!» диспетчеры приводят примеры.

Пример 1:  Экипаж вертолёта Ми-8 выполняет визуальный полёт на 1300 м по минимальному давлению, приведенному к уровню моря. При входе в район аэродрома (превышение аэродрома примерно 300 м) диспетчер «Круга» выдаёт экипажу команду: «Установите давление на аэродроме (даёт числовое значение), снижайтесь пока 1100 м». Экипаж начинает переспрашивать: «Я Вас не понимаю – мне, что надо набирать 1100 м?». Когда диспетчер повторяет прежнее указание, пилоты удивлённо спрашивают: «Мы прилетели на аэродром и нам надо выполнять снижение для захода на посадку и вроде бы Вы даёте команду снижаться, но получается нам надо набирать высоту?». На что диспетчер уже раздражённо: «Что Вы и себя и меня путаете, выполняйте указание!».

Экипажу сложно понять то, как же он сможет выполнить указание, если после перевода шкал барометрических высотомеров на давление аэродрома у них на высотомерах высота стала примерно 1000 м, а диспетчер даёт снижение до 1100 м.

Пример 2:  После взлета экипаж ВС на  Н=400м (по давлению на аэродроме 720 мм рт. ст.) перешел на связь с диспетчером МДП и доложил, что рассчитанная высота для полета по приведенному давлению 800 м. Диспетчер дал команду набирать пока высоту 600 м, по приведенному минимальному давлению 750 мм рт. ст.

Экипаж выразил недоумение по поводу подобной команды: «Мы что-то ничего не понимаем, почему мы должны снижаться, если уже почти набрали необходимую высоту?».

На мой вопрос, почему разрешён набор высоты пока 600 м, а не 800 м, диспетчер ответил: «Мне необходимо было какое-то время для того, что ещё раз проанализировать прогноз погоды по маршруту полёта, и я боялся загнать экипаж в облачность».

Рассмотрим, в чем же причина непонимания пилотов и диспетчера в данном примере: Диспетчер не учел, что при переводе шкал высотомеров с давления на аэродроме на минимальное давление, приведенное к уровню моря, высота по высотомерам увеличивается на величину, равную  разности давлений, умноженную на 11, т.е. (750 - 720) ∙11 = 330 м.  Таким образом, высота на высотомерах после перевода давления, стала равной 730 м. Экипажу оставалось добрать 70 м, чтобы выполнять полёт на безопасной высоте 800 м. Диспетчер, выдав неправильную команду, принуждал экипаж к снижению на 130 м. Именно поэтому экипаж и был, мягко говоря, несколько удивлён.

Эти два примера  наглядно показывают как важно пилотам и диспетчерам понимать специфику работы друг друга.

Важно ещё понимать: каждый должен заниматься своим делом, не вмешиваясь в чужую сферу деятельности.

Как пилоты будут выполнять визуальные полёты – это как раз их сфера деятельности и ответственности, их этому учат инструкторы, допускает командно-лётный состав, контролируют инспекторы.

 Сфера деятельности диспетчерского состава также чётко определена. Согласно ФАП-128 п. 9.20. При выполнении полетов по ПВП органами ОВД обеспечивается:

-  соблюдение временных интервалов при взлете воздушных судов;

- предоставление летным экипажам воздушных судов полетно-информационного обслуживания (информации о воздушной обстановке, оперативной метеорологической и орнитологической информации, иных сведений, необходимых для выполнения полета);

- эшелонирование между воздушными судами при переходе на полет по ППП;

- содействие авиационным поисково-спасательным службам при организации поиска и спасания.

Итак, подведя итог: при полётах по ПВП пилоты вправе рассчитывать на предоставление диспетчерами услуг, перечисленных выше. Диспетчерам не следует придумывать себе какие-то дополнительные функции и навязывать их экипажам. Всё это при определённых обстоятельствах может быть расценено не иначе как проявление самодеятельности.

У диспетчерского состава в настоящее время присутствует стойкое опасение, что при выполнении полётов с уведомительным порядком использования воздушного пространства произойдёт вспышка различных нарушений со стороны пилотов.

Для того чтобы пресечь всяческие нарушения имеются инспектирующие органы Росавиации, а в настоящее время развернул широкую деятельность Ространснадзор, который нещадно (и это, кстати, очень правильно)  наказывает рублём тех, кто нарушает авиационные правила. Да при этом ещё всё это происходит с публикацией: кто (ФИО), должность, за что, и на сколько. Наверно, это правильно: «Родина должна знать героев!».

Так что очень быстро некоторое состояние эйфории у пилотов пройдёт, а огромная персональная ответственность за все  свои действия останется.

Предлагаю обсудить первую часть этой общей большой темы. Далее вам будет предложены для обсуждения следующие части.

Продолжение: Необходимо правильно расставить приоритеты! (часть 2)  


Виктор Агафонов

комментарии (26):

1953      02/11/2010 [07:44:24]#1
Все ваши "выступления" похожи на монологи буфетчицы Клавы и не представляют профессионального интереса для обсуждения и если отдельные диспетчеры не понимают разницы расчетов высот полета, то это ошибка конкретного человека (диспетчера) или его плохая профподготовка, но только не проблема отношения между пилотом и диспетчером. Если вы еще не поняли, что занимаетесь не своим делом, то это плохо не только для вас, но и для тех кто не понимает сути проблемы. С уважением, диспетчер с опытом работы с 1973 года.

skycontroller      02/11/2010 [09:11:23]#2
Авиадиспетчер, опыт работы 2 года, полностью поддерживаю Виктора Агафонова, диспетчер работает на экипаж, а не наоборот! А авиадиспетчерам "с опытом" советую вовремя уходить на пенсию, чтобы беды в воздухе не натворить! Времена меняются!

sibnavigator      03/11/2010 [18:18:45]#3
Опять двадцать пять!

Вот даже и не хотца со штурманякой спорить. Тем более, что он поднимает то, о чём сам никаким рогом не бодался, и даже не в состоянии ответить правильно, почему диспетчеры так "быкуют" на те или иные новшества...

sibnavigator      03/11/2010 [18:19:45]#4
skycontroller:

На каких рабочих местах имеете допуски, коллега?

Сближухин      03/11/2010 [19:58:49]#5
Виктор Агафонов, не согласен с Вами по многим моментам. Откуда Вы взяли проблему во взаимоотношениях пилот- диспетчер «кто же на кого работает». Никогда не слышал ни от одного диспетчера, чтобы кто-либо обсуждал эту тему и говорил, что летчики работают на диспетчера. Сама постановка вопроса не корректна, «кто на кого работает», я могу, например, сказать: пилот работает на хозяина авиакомпании, а я на государство. Такая постановка вопроса Вас устроит. Или, например, могу сказать, что я как диспетчер занимаюсь обслуживанием воздушного движения и являюсь дилером провайдера аэронавигационной услуги. Или например что все мы -пилоты, диспетчера, техники работаем на пассажира, чтобы он долетел из точки А в точку Б быстро и безопасно.
Но при этом диспетчер всегда воспринимает самолет не как один объект из многих составляющий воздушное движение, а как организм, который живет во времени и пространстве, и самое главное всегда физически ощущает ЧТО В ЭТОЙ ЖЕЛЕЗЯКЕ – ЛЮДИ, и главный человек для него в этой железяке- Пилот. Дело чести диспетчера сделать так, чтобы отреагировать на запрос экипажа, дать «лучший» эшелон, завести первым по кратчайшему если проблемы, и т.п., но, к сожалению не всегда получается и всем нужен эшелон 9600 например, или все хотят быть номером первым на посадку.
И этим все сказано, и этим и определяется взаимоотношение пилот-диспетчер.
Бывают и ошибки, как впрочем, и у пилотов. Это неизбежно в такой сложной работе. И нет лучше награды диспетчеру, когда пилот скажет при выходе из зоны «спасибо за руководство». И пока самолет под его управлением, диспетчер живет его жизнью, скоростью, высотой, пространством, побеждает и гордится, терпит неудачи и переживает. Вот так я бы написал про диспетчера.
А у Вас лейтмотивом через все Ваши статьи проходит красной строкой мысль «высшие эшелоны управления ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» делают все, чтобы обслуживание было качественным», а вы бездари диспетчера, ничего не воспринимаете, работаете по старинке, не можете элементарно сделать расчет высот при переходе с давления аэродрома на минимально приведенное и обратно и т.д. и т.п. в каждой Вашей статье.
Но уважаемый, поймите, что ФГУП заявляет о качественном ОВД, а работают то диспетчера.
Откуда этот вывод, который касается большей части диспетчеров и оскорбляет их профессиональное достинство: «диспетчера замастерились». Советую проделать небольшие арифметические опыты и определить частоту (вероятность) совершения ошибок (нарушений правил УВД) по группам диспетчеров 1 класс, 2 класс, 3 класс. Уверяю, что все Ваши выводы окажутся пустышкой. Извините, но может быть Вы «замастерились» своими статьями, делая каждый раз бездоказательные выводы и обвиняя во всем диспетчеров, превращая отдельные недостатки отдельных диспетчеров в системные недостатки всех диспетчеров.
И немного про примеры, все Ваши Примеры, во всех Ваших статьях 1,2, 3, ……. N-1, N – носят примитивный, искусственный, выхолощенный характер.




skycontroller      03/11/2010 [21:02:18]#6
sibnavigator РЦ

Инквизитор      03/11/2010 [22:14:47]#7
Согласен со Сближухиным. Им всё сказано от души. Советовал бы автору статьи послушать или побывать в МЦ АУВД, где большинство связей с экипажами заканчивается словами благодарности. И дай Бог, что пилоты действительно понимали почем есть порой нелегкий труд авиационного диспетчера. Каждый день это новая жизнь, это новые ситуации и мгновенное принятие решений. И когда выдал а потом изменил решение это воспринимается всеми естественно как рабочий процесс. В Ваших статьях почему то диспетчер выглядет полным идиотом и неучем, а вот руководящий состав белым и пушистым. Так может именно руководящий состав и не может отдельным товарищам довести что то необходимое.
И получается Ваши приведенные примеры (кстати действительно совершенно некорректные) рисуют труд диспетчера в разрезе безграмотных специалистов, а Вас самого как панацею от всех бед и вершителя справедливости.
Я так полагаю Вы никогда небыли диспетчером и видите эту работу только со стороны.

Инквизитор      03/11/2010 [23:39:39]#8
Добавлю ещё.
"И это только часть вопросов, возникающих у диспетчерского персонала. Самое интересное то, что у самих пилотов, выполняющих визуальные полёты, подобных вопросов не возникает."

Это из Вашей статьи.
И видимо Вы ориентируетесь по вопросам которые Вам задают.
И правильно задают коль пушистый руководящий состав не может это довести до диспетчера самостоятельно что и как. И откуда Вам знать, что задает летный состав при обучении, ведь Вы преподаете в игрушечном корпоративном институте, где проходят КПК диспетчеры и не более того.
И насчет визуального захода вообще вопросов много со времен МГА, когда реальный Секлинг преподнесли в нормативных документах в виде визуального захода с расчетом безумных схем и присабачиванием к нему некой мифической зоны маневрирования. Где Вы были тогда, 30 лет назад?
Убедительная просьба в своих статьях разбирать действительно спорные ситуации без конкретизации тупизма конкретных сторон.

С уважением к пилотам и нелегкому труду диспетчера УВД.

Controller_2000      04/11/2010 [01:35:53]#9
Про давление перегиб, неудачный пример, разница в высоте при полете по Рприв. и Раэр. величина постоянная, и каждый диспетчер, работающий на МПД или ДПК, думаю эту цифру знает, и понимает, что надо её отнять или прибавить, в зависимости, от того, в какую зону входит ВС. Но некоторое недопонимание того, что они работают на пилота, а не пилот на них, у отдельных диспетчеров есть, особенно старой формации. А зона G, это свершившийся факт, и я думаю это правильно.

sibnavigator      04/11/2010 [06:13:32]#10
skycontroller:

Всё понятно, коллега. Для специалиста РЦ с таким опытом работы, не сталкивающимся со многим из того, что говорит В.Агафонов, конечно же его слова захватывают также, как произведения А.Кристи. П.ч. они увлекательны и не вынуждают анализировать, думать, считать и сравнивать и стили работы и эпоху, как, к примеру А.Хейли с произведением "Аэропорт".

Не относите, пожалуйста, лёгкий юмор за наезд на Вашу персону.
Я и В.Агафонова даже обвинять не хочу. Диспетчеры - народ ушлый. И, попадая на КПК к этому товарищу, умело используют его слабости.

Задав самому себе шесть конкретных вопросов, В.Агафонов так и не ответил ни на один из них, переключившись на примеры, которые могли возникнуть только в голове диспетчера-стажёра. Откровенно говоря, мне "по барабану", что думает В.Агафонов относительно того, что думаю я о своём месте и роли в этой системе (вступительная часть статьи). Но, задался вопросами - ответь на них. А потом и пополемизируем.
Если, конечно, интерес не пропадёт...

[+] Посмотреть все комментарии (26)




Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.





Материалы рубрики

Анатолий Гузий
Методическое обеспечение мониторинга безопасности полетов, его количественного оценивания, анализа и практического прогнозирования
Фанис Мирзаянов
Как снизить опасность полетов?
Николай Бездетнов
Некоторые проблемы российской авиации
Анатолий Липин
Существующие методики расчета и определения метеоминимумов эксплуатанта
Aviation EXplorer
Годовщина взлета Ту-154 а/к "Алроса" из Ижмы
Аркадий Меркулов
Стандарты IOSA: Каков эффект внедрения?
Виктор Агафонов
Почему визуальный заход на посадку не находит применения в России?
Эльмар Александров
Цифровая информация повышает безопасность полетов
ФГУП ГосНИИ ГА
Нет самолетов - нет проблем!
Анатолий Гузий
Что, как и кто будет делать?
Виктор Агафонов
К вопросу о переходе на RVSM
Анатолий Липин
Шаг вперед, два шага назад от Международных стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО
Daniel Michaels, Andy Pasztor. The Wall Street Journal
2011год обещает стать самым безопасным для авиакомпаний
Грегори Уайт, Дэниел Майкл (The Wall Street Journal)
Россия сталкивается с новым кризисом в области воздушной безопасности
Евгений Матвеев
Миссия 80#16 выполнима?
Михаил Ерусалимский
Анализ принятия решения о прекращении или продолжении взлета в авиационных происшествиях и инцидентах
МАК
Результаты расследования катастрофы Як-42 авиакомпании «Як Сервис»
Евгений Матвеев
Журналисты на борту вертолета!
Александр Ведерников
Пропускная способность Московской воздушной зоны
Евгений Матвеев
«Черный месяц» в мире вертолетов
Анатолий Липин
Обращение к читателям
Евгений Матвеев
Аварийностью вертолетов в 2011г. может стать рекордной
Алексей Кондратов, Михаил Вахнеев
Бортпроводники обеспечивают безопасность
Эльмар Александров
«Прошу подсказать высоту в футах…»
НПБП
Зрительное восприятие ВПП
Анатолий Липин
Страдания по RVSM
Виктор Агафонов
Необходимо правильно расставить приоритеты! (Часть 7)
Роман Гусаров
Шереметьево "D"- Филатовская больница - новый туристический маршрут
Леонид Щербаков
Резервы пропускной способности ОрВД московского авиаузла
Национальный антитеррористический комитет
Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве Совета Россия-НАТО
Виктор Агафонов
Необходимо правильно расставить приоритеты! (Часть 6)
Виктор Агафонов
Необходимо правильно расставить приоритеты! (Часть 5)
Виталий Бордунов
Новые подходы ИКАО к обеспечению глобальной безопасности полетов
Анатолий Липин
Кому нужны минимумы?
Виктор Агафонов
Необходимо правильно расставить приоритеты! (Часть 4)
Ространснадзор
Итоги работы Ространснадзора в 2010 году
Ю.В. Мосеев
Опять наказание невиновных и «награждение» непричастных
Aviation EXplorer
Президент РФ обсудил вопросы обеспечения безопасности на транспорте
НП "Безопасность полётов"
Рекомендации по борьбе с обледенением/защите от обледенения самолетов на земле
Виктор Агафонов
Необходимо правильно расставить приоритеты! (Часть 3)
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS

для КПК/PDA/Мобильного телефона

© Aviation Explorer
Rambler's Top100