4 июля, AEX.RU – Роскосмос относится к числу наиболее крупных и наименее дисциплинированных заказчиков, откровенно игнорирующих требования законодательства и лучшие практики в сфере госзакупок, говорится в сообщении Счетной палаты РФ, это касается и заказа на изготовление ракеты-носителя «Протон-М» для незастрахованного и неудавшегося запуска спутника ГЛОНАСС.
«Материалы проверок Счетной палаты и Минэкономразвития России свидетельствуют о заключении Роскосмосом особо крупных контрактов (на сумму более 1 миллиарда рублей) без предусмотренной указом президента РФ от 7 мая 2012 года обязательной процедуры общественного обсуждения, включая заказ на изготовление ракеты-носителя «Протон-М» для незастрахованного и неудавшегося запуска КА системы ГЛОНАСС», — говорится в сообщении по результатам проверки использования государственных средств на развитие космической деятельности.
В сообщении СП отмечается, что «сложившаяся архитектура и технологии управления в сфере космической деятельности явно неконкурентоспособны, формируют значительные риски обеспечения целевых эффектов социально-экономического развития и безопасности страны, ведут к крайне расточительному расходованию выделяемых в приоритетном порядке бюджетных средств».
Несмотря на то, что в соответствии с Положением о Федеральном космическом агентстве оно отвечает за реализацию Федеральной космической программы и осуществляет функции государственного заказчика, данные функции фактически были переданы на платной основе в аутсорсинг ФГУП «ЦЭНКИ» и ФГУП «ЦНИИмаш», указано в сообщении.
В результате отсутствия целостной системы управления космическими программам, проектами, контрактами и расходами при росте бюджета Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы почти в 2,5 раза её результативность крайне низкая. Из 15 целевых индикаторов и показателей, установленных на 2010 год, достигнуто только 6 (40%), в 2011 году - из 15 целевых индикаторов и показателей достигнуто - 10 (66,7%), в 2012 году - из 15 показателей выполнено 11 (73,3%). Количество запущенных на околоземную орбиту космических аппаратов в 2010-2012 годах оказалось существенно ниже необходимого и составило 47,1% от плановых показателей.
Отсутствие проектного управления Программой привело к несогласованности сроков изготовления ракет-носителей со сроками разработки и изготовления космических аппаратов, подлежащих запуску. Это, в свою очередь, дало возможность использования изготовленных за счет бюджетных средств ракет-носителей в целях коммерческих запусков зарубежных космических аппаратов, подчеркнули в СП. Несмотря на то что затраты на создание и поддержание в работоспособном состоянии отечественных спутников в 4 раза превышают зарубежные стандарты, отмечается крайне низкий уровень их эксплуатационно-технических характеристик и растущая аварийность.
Роскосмос, выполняющий функции заказчика, производителя, а иногда и оператора космических систем фактически не отвечает ни за сроки, ни за выполнение задач этими системами, поэтому спутники создаются десятилетиями без надежды на их рыночную окупаемость, сказали в СП.
«С 1992 года, беспрецедентный в мировой практике срок - более двадцати лет - «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» разрабатывается группа носителей типа «Ангара». По существу, средства, вложенные в проект за два десятилетия, многократно подняли цену этого, пока еще не готового носителя, - продолжили в СП. - При этом требования по достижению целей Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы и решения приоритетных задач не сопоставляются с процессом технического переоснащения материально-производственных и опытно-научных баз предприятий ракетно-космической отрасли».