Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Экспертное мнение

Комментарий к профессиональному стандарту пилота коммерческих воздушных перевозок

25 февраля 2020 года / Александр Яковлев / Aviation EXplorer
 

Александр Яковлев
Заместитель Председателя Экспертного Совета в области ГА. Родился 28.04.1955 г., г. Красноярск, окончил Бугурусланское летное училище ГА в 1974 г., Ордена Ленина Академию ГА (ОЛА ГА) в 1980 г., факультет по переподготовке командно руководящих кадров ГА (ФПКРК ОЛА ГА) в 1984 г. Начальник первого в СССР Актюбинского ВЛУ ГА 1987-94 гг., пилот 1 класса, к.т.н.

Эксперт "Aviation EXplorer"

На прошлой неделе на Avia.ru был опубликован проект профессионального стандарта (ПС) пилота коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ гражданской авиации. Опубликованный проект еще не прошел общественного обсуждения профессиональным сообществом, не обсуждался и комиссией по профессиональным квалификациям воздушного транспорта. Начавшееся обсуждение и комментарии по проекту делают необходимым с самого начала обозначить, что же мы собираемся обсуждать.

Важно помнить, что при подготовке любого документа некомпетентность исполнителя зачастую порождает ошибки, за которые потом приходится расплачиваться целой отрасли. Любой документ, создается с определённой целью для решения конкретных задач. Поэтому с самого начала необходимо определить цель и статус разрабатываемого документа: является ли документ профессиональным стандартом специалиста или описанием трудовых функций, которые этот специалист может выполнять. В первом случае это директивный документ, обязательный к исполнению, утверждаемый Минтрансом, а во втором случае это декларативный документ, утверждаемый Министерством труда и социальной защиты.
 
Предложенный проект «Пилота коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ гражданской авиации» содержит описание трудовых функций пилота, которые сами по себе не являются профессиональными требованиями к специалисту,  а, следовательно, и профессиональным стандартом специалиста. Более того, и специальности «Пилот коммерческих воздушных перевозок …» не существует.
 
Рассмотрим предложенный проект ПС. Коммерческими перевозками в России и за рубежом занимаются следующие категории пилотов: частный пилот (PPL), коммерческий пилот (CPL), пилот многочленного экипажа (MPL), линейный пилот авиакомпании (ATPL). Для каждой категории перечисленных пилотов существуют требования по знаниям, навыкам и умениям, практическому опыту работы (общий налет, самостоятельный налет, налет ночью, налет по приборам, маршрутный налет, метеорологические минимумы, виды работ, и т.д.), причем, для пилотов вертолетов и самолетов эти требования различны. Требования к пилоту легкомоторного самолета и тяжелого транспортного воздушного судна (ВС) также различны.
 
На одном и том же ВС могут находиться как минимум три категории пилотов, в зависимости от выполняемых ими функций: второй пилот, командир ВС, пилот инструктор или экзаменатор. Требования к ним также по всем параметрам отличаются. Если только предлагаемый Стандарт для пилота, то для какой конкретно категории пилотов он разрабатывается? В предложенном проекте не обозначена цель разрабатываемого документа и решаемые им задачи. Где и кем будет использоваться документ и какой статус будет иметь?
 
Предлагаемый ПС не может быть использован для сертификации пилота как специалиста, поскольку существуют профессиональные Требования к различным категориям пилотов (ФАП-147), обязательные для сертификации. Если ПС будет полностью повторять эти Требования, то тогда он будет не нужен (тот же документ только с другим названием), если ПС будет чем-то отличаться от Требований, пилота нельзя будет по нему сертифицировать и выдать свидетельство специалиста.
 
Предлагаемый ПС не может быть использован для разработки программ профессиональной подготовки различных категорий пилотов, поскольку программы разрабатываются под Требования к пилоту.
 
Быть может предложенный проект следует рассматривать как новый пока неизвестный стандарт для вида деятельности пилота, ноу-хау так сказать. Может это что-то новое и креативное, требующее серьезного обсуждения. А может быть просто несоответствие названия документа его содержанию?
 
Использование предлагаемого ПС как рекомендательного документа для кадровых служб авиакомпаний вряд ли найдет применение. Аналогичный документ, более понятный и доступный уже существовал (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта", приказ министра здравоохранения и социального развития от 29.01.2009г №32). Справочник определял «основные трудовые функции, которые могут быть полностью или частично поручены работнику …», содержал квалификационные характеристики должностей, которые «… могут применяться в качестве нормативных документов или служить основой для разработки должностных инструкций …». Справочник «предназначался для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом в организациях …».
 
Опыт показал, что авиакомпании больше ориентировались не на Справочник, а на директивные требования Закона о труде РФ, воздушное законодательство и собственные требования к пилоту. Подтверждением сказанного служат рекомендации Справочника к квалификации второго пилота: наличие «Высшего профессионального (летного) образования и стажа летной работы не менее 2 лет», ни одно из этих условий для выпускников летных училищ (ЛУ) не выполнимо, а выпускники средних ЛУ не имеют еще и высшего образования, однако на работу принимались и те, и другие, игнорируя пожелания Справочника.

Несколько слов о стандартах.

Под «Стандартом» принято понимать набор обязательных требований к специалисту. Следует различать, по крайней мере, два вида существующих стандартов для пилотов: образовательные и профессиональные.
 
  1. Образовательные стандарты.
Законом об образовании определено понятие образовательного стандарта (ОС). Как видно из определения, приведенного ниже, ОС – это набор обязательных требований к уровню образования. Образовательные стандарты утверждаются Министерством науки и высшего образования РФ.
 
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
 
Образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;
 
Для пилота гражданской авиации утверждено три уровня образования и три ФГОС: пилот со средним профессиональным образованием (ФГОС СПО); пилот с высшим образованием (ФГОС ВО); пилот с образованием бакалавра. Уровень образования подтверждается соответствующим дипломом об образовании. Диплом выдается при полном и обязательном выполнении всех требований и условий соответствующего стандарта.
 
  1. Профессиональные стандарты.
Профессиональный стандарт специалиста должен включать в себя обязательный набор профессиональных требований, которым этот специалист должен соответствовать. Профессиональный набор требований к пилоту определяется авиационным законодательством (воздушным кодексом Российской федерации) и федеральными авиационными правилами (ФАП-147), утверждается Минтрансом, подтверждается свидетельством пилота, выдаваемым полномочным органом при условии соответствия существующим профессиональным требованиям. Профессиональный набор требований включает требования для пилотов PPL, CPL, MPL, ATPL (самолетов и вертолетов), пилотов планера и свободного аэростата по следующим категориям:
 
  • Возраст.
  • Специальные знания в различных областях (установленный ФАП-147 перечень для различных категорий пилотов).
  • Способность выполнять в качестве командира ВС схемы и маневры (установленный ФАП-147 перечень для различных категорий пилотов).
  • Иметь действующее медицинское заключение первого класса.
Кроме того, пилот должен иметь отметку в свидетельстве о виде и типе ВС, иметь установленный налет на самолете (вертолете) днем и ночью, в т.ч. в качестве командира ВС, по приборам, по маршруту, на тренажере, пройти летную подготовку на ВС с двойным управлением под руководством пилота-инструктора по утвержденной полномочным органом программе, в ходе которой он получает опыт эксплуатации ВС в установленных ФАП-147 областях.

Существующие образовательные стандарты реализуются в средних и высших ЛУ ГА. Стандарты содержат образовательные и профессиональные модули, т.е. предусматривают неразрывное образование и подготовку специалиста в соответствии с авиационным законодательством (требуемые уровни подготовки, утверждение полномочным органом программ и сертификация учебных центров).
 
Поскольку в ЛУ образовательные и профессиональные компоненты реализуются неразрывно, это порождает множество искаженных толкований, например таких как: возможность получения диплома об образовании без завершения профессиональной подготовки (учебный налет) или игнорирование перечисленных выше требований авиационного законодательства к профессиональным модулям при подготовке пилота.
 
Пока процессы не разделены и ФГОС включает профессиональное обучение, делать этого нельзя, потому что образование завершается только после полного освоения всего набора требований ФГОС (в т.ч. по учебному налету). Игнорирование образовательной организацией авиационного законодательства (ссылаясь на закон об образовании) грозит, по меньшей мере, непризнанием полномочным органом проведенного обучения.
 
Наборы обязательных профессиональных требований к различным категориям пилотов, изложенные в ФАП 147, по существу и являются профессиональными стандартами пилота. Описание и характеристики трудовых функций, выполняемых пилотом, не являются требованиями к специалисту, следовательно, СТАНДАРТОМ специалиста быть не могут. Требования относятся к специалисту, а функции к его деятельности.
 
Начавшееся стихийное обсуждение предложенного проекта, безусловно, важно для отрасли. Поэтому просим присылать свои предложения. Все ваши замечания и предложения будут учтены при доработке проекта.


Текст проекта профстандарта «Пилот коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ гражданской авиации»



 

Александр Яковлев



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько



Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer