← Назад

Главная Техника/технологии Специальный репортажВзлет второго МС-21-300

12 мая 2018 года / Юлия Кузьмина / Aviation EXplorer

Юлия Кузьмина
журналист, фотокорреспондент AVIA.RU, Aviation EXplorer


12 мая 2018 года на аэродроме Иркутского авиационного завода – филиала ПАО Корпорация «Иркут» (в составе Объединенной Авиастроительной Корпорации) состоялся первый полет второго опытного самолета МС-21-300.

При постройке второго летного МС-21-300 были учтены результаты летных испытаний первого опытного самолета. Программа полета включала проверку самолета на устойчивость и управляемость при различной конфигурации крыла с уборкой и выпуском шасси, а также проверку работоспособности бортового оборудования. Продолжительность полета составила 1 час 7 минут, он проходил на высоте до 3000 метров при скорости до 400 км/час. Самолет пилотировал экипаж в составе летчиков-испытателей Василия Севастьянова и Андрея Воропаева. По словам Василия Севастьянова, полетное задание выполнено полностью, полет прошел в штатном режиме.

Первый самолет МС-21-300 поднялся в воздух 28 мая 2017 года в Иркутске. После этапа тестовых полетов он перелетел в г. Жуковский (Московская область). Там, на базе Летно-испытательного и доводочного комплекса ОКБ им. А.С. Яковлева (в составе Корпорации «Иркут»), ведутся летные испытания самолета. Результаты испытаний подтверждают правильность технических решений. В частности, самолет проверен на устойчивость и управляемость, определены его взлетно-посадочные характеристики, испытаны различные режимы работы силовой установки, включая запуск двигателя в полете, определены характеристики вывода самолета из глубоких завалов по крену. Достигнутые результаты: скорость - 860 км/час, высота - свыше 12 000 м, дальность - 4 500 км, продолжительность полета – 6 часов 12 минут.

Глава Минпромторга РФ сообщил, что с сегодняшнего дня в программе испытаний принимают участие три самолета МС-21-300: два из них лётные, один проходит статические испытания в ЦАГИ. Напомним, что 6 декабря 2017 г. в ЦАГИ был успешно завершен важный этап статических испытаний кессона композитного крыла – был экспериментально подтвержден необходимый запас прочности конструкции для выполнения полетов на предельных режимах.

Таким образом, испытания подтвердили правильность технических решений, принятых при проектировании конструкции композитного крыла. В январе 2018 г. в ЦАГИ была доставлена консоль крыла самолета МС-21 для испытаний элементов механизации на усталость и живучесть. Испытания композитных агрегатов механизации подтвердили их прочность при максимально возможных нагрузках в наиболее агрессивных условиях эксплуатации.

Для проведения испытаний в Летно-испытательном и доводочном комплексе ОКБ им. А.С.Яковлева (входит в состав корпорации «Иркут», базируется на аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова) были введены в эксплуатацию новый ангар для базирования самолетов МС-21 со средствами наземного обслуживания и комплекс сбора, обработки и анализа полетной информации. В испытаниях задействован комплекс телеметрического оборудования, обеспечивающий управление испытаниями в реальном масштабе времени. Испытательный комплекс подключен к системе обмена информацией, объединяющей основных участников программы МС-21. Сейчас на Иркутском авиационном заводе идет постройка еще трех опытных машин:  третий летный самолет (на стадии окончательной сборки), четвертый летный самолет (изготовление деталей и сборка отсеков фюзеляжа), самолет для ресурсных испытаний (изготовление компонентов фюзеляжа).


 

Параллельно с летными и статическими испытаниями на Иркутском авиационном заводе ведется активная подготовка к развертыванию серийного производства нового авиалайнера: вводятся в строй новые станции линии окончательной сборки, ведется строительство логистического центра и нового ангара для серийных самолетов. Более того, президент ПАО «ОАК» и ПАО «Корпорация «Иркут» Юрий Слюсарь сообщил, что на одном из предприятий корпорации заводе «Авиастар-СП», участвующем в производстве самолета МС-21, уже началось производство панелей фюзеляжа для первых серийных самолетов, которые будут поставлены заказчикам.

МС-21-300 – среднемагистральный самолет вместимостью 163-211 кресел. Самолет создается с использованием самых передовых технологий современного самолетостроения: передовая аэродинамика, более 30% конструкции самолета изготавливается из композитных материалов (включая «черное крыло»), все бортовые системы последнего поколения. Как утверждают разработчики, МС-21 обеспечит 5-7% сокращение операционных расходов относительно лучших узкофюзеляжных самолетов. Самолет обеспечит пассажирам лучший уровень комфорта благодаря большей ширине фюзеляжа своем классе. Заказчикам на выбор будут предоставляться двигатели двух производителей: Pratt &Whitney PW1400G-JM или ОДК ПД-14. Программа производства МС-21 предусматривает выпуск около 1000 самолетов.

«За последние годы на предприятиях авиационной промышленности России проведена глубокая модернизация. На Иркутском авиационном заводе введена в строй самая современная масштабируемая линия сборки новейших гражданских лайнеров. В рамках ОАК развиты принципиально новые компетенции в области разработки и производства конструкций из полимерных композиционных материалов. Их широкое использование – одно из основных преимуществ самолета. Новое высокотехнологичное производство обеспечит развитие программы МС-21 и других перспективных авиационных проектов», – подчеркнул Юрий Слюсарь.

На сегодняшний день портфель заказов МС-21 составляет: число твердых заказов, по которым поступили авансовые платежи – 175 самолетов, по соглашениям о намерениях - порядка 150. Крупнейшим заказчиком стала авиакомпания «Аэрофлот – российские авиалинии», которая 1 февраля 2018 г. заключила договор с лизинговой компанией «Авиакапитал-Сервис» (в составе госкорпорации «Ростех») на операционный лизинг 50 самолетов МС-21-300 с периодом поставки 2020 - 2026 годы и сроком лизинга на 12 лет с возможностью пролонгации. Компоновка поставляемых самолетов: 16 кресел бизнес-класса и 153 – экономического класса.

Также, авиакомпанией «Аэрофлот – российские авиалинии» и корпорацией «Иркут» создается совместный учебный центр для подготовки летного и инженерно-технического состава самолетов МС-21. Учебный центр планируется оснастить 8 тренажерами, включая комплексный тренажёр с системой подвижности (FFS Level D).  Согласно графику сертификационных летных испытаний самолета МС-21-300, плановый срок получения российского Сертификата типа – 2019 г., а Сертификата типа EASA – 2020 г. Тогда же и начнутся поставки первых серийных самолетов заказчикам.


Юлия Кузьмина


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2018/5/12/2764/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.