← Назад

Главная Техника/технологии Российские технологииВторой МС-21 присоединился к летным испытаниям

23 июля 2018 года / Р.Гусаров, Ю.Кузьмина / Aviation EXplorer

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

Юлия Кузьмина
журналист, фотокорреспондент AVIA.RU, Aviation EXplorer


20 июля 2018 г. второй опытный самолет МС-21-300, участвующий в программе летных испытаний, совершил перелет из Иркутска на аэродром ЛИИ им. М.М.Громова «Раменское» (г. Жуковский Московской области), где располагается Летно-испытательный и доводочный комплекс (ЛИиДК) ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева».

Самолет пилотировали командир воздушного судна – летчик-испытатель 1 класса ОКБ им. А.С.Яковлева Василий Севастьянов и второй пилот – летчик-испытатель 1 класса ОКБ им. А.С.Яковлева Андрей Воропаев. Полет продолжался шесть часов и прошел в штатном режиме, все системы работали без сбоев.

Летные испытания первого самолета МС-21-300 ведутся с 28 мая 2017 г.  В ходе испытаний была проведена оценка работоспособности систем в широком диапазоне скоростей и высот; проверены характеристики в различных взлетно-посадочных и крейсерской конфигурациях; подтверждена работоспособность и характеристики системы инструментальной посадки; достигнута высота H=12 500 м, скорость М=0,81, истинная скорость V=881 км/час, продолжительность полета – 6,2 часа; оценены устойчивость и управляемость.

Были получены поправки для системы воздушных сигналов; оценены характеристики взлета и посадки с имитацией отказа одного двигателя; оценена приемистость двигателя, в том числе при несимметричной работе; выполнены полеты по оценке характеристик устойчивости и управляемости самолета на предельных режимах в рамках подготовки к полетам на больших углах атаки; подтверждена работоспособность всех систем самолета.

При производстве второго самолета были учтены результаты тестирования первой опытной машины. Летные испытания тогда ещё «зеленого» второго самолета МС-21-300 стартовали 12 мая 2018 г. на аэродроме Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут». Позже для окраски этого самолета был выбран белый цвет, позволяющий наглядно продемонстрировать высокое качество поверхности планера и точность стыковки отсеков фюзеляжа.

В ходе полетов с заводского аэродрома, суммарной продолжительностью около 14 часов, самолет достиг высоты 12 000 м, скорости М=0,8, истинной скорости 850 км/час. Были исследованы характеристики устойчивости и управляемости самолета в различных конфигурациях механизации крыла с выпущенными и убранными шасси; проведена калибровка системы измерения высотно-скоростных параметров на соответствие их реальным значениям в полете; испытаны различные режимы работы силовой установки, в том числе, отключение и запуск двигателя в воздухе; проверена работоспособность самолетных систем.

Теперь дальнейшие испытания двух опытных самолетов МС-21-300 будут проводиться на базе ЛИиДК в Жуковском. Для обеспечения испытательных работ в ЛИиДК построен новый ангар, развернуты средства наземного обслуживания, создан высокопроизводительный комплекс сбора, обработки и анализа полетной информации. Новые технологии обработки результатов летных испытаний обеспечивают высокую информативность полетов, в каждом из которых система бортовых измерений позволяет регистрировать более 30 000 параметров.

Всего в летных испытаниях примут участие четыре самолета МС-21-300. Третий и четвертый летные самолеты находятся на стадии сборки на  Иркутского авиационного заводе. Также строится самолет для проведения ресурсных испытаний. Полным ходом идет подготовка и к серийному производству,  вводятся в строй новые станции автоматизированной линии окончательной сборки. И уже с ульяновского авиазавода «Авиастар-СП» в Иркутск доставлены панели отсеков первых серийных самолетов.

Также на Иркутском авиационном заводе завершено строительство Логистического центра. Центр предназначен для приемки, хранения, комплектации, предъявления на верификацию комплектующих, а также для их доставки на линии сборки. Работу центра обеспечивает автоматизированная система управления складом. Развитие Логистического центра синхронизировано с наращиванием серийного производства самолетов МС-21.

Параллельно в Центральном аэрогидродинамическом институте им. профессора Н. Е. Жуковского  ЦАГИ проходят статические испытания ещё одного самолета МС-21-300: Испытаны на прочность: элерон, воздушный тормоз, интерцептор и их узлы навески на крыле, носовая и хвостовая части крыла. Завершаются испытания предкрылков и закрылков в составе планера самолета. Готовятся испытания планера самолета на совместный случай нагружения избыточным внутренним давлением и максимальной вертикальной перегрузки.

В декабре 2017 г. в ЦАГИ был успешно завершен важный этап статических испытаний кессона композитного крыла. Экспериментально был подтвержден необходимый запас прочности конструкции для проведения летных испытаний. В данный момент идет подготовка стенда для испытаний консоли крыла на усталостную прочность.

Отдельно реализуется программа прочностных испытаний композиционных материалов. Завершены изолированные испытания механизации и органов управления с учетом климатических факторов и ударных повреждений. Подтверждена прочность агрегатов на максимально возможные нагрузки при наиболее агрессивных условиях эксплуатации. Механизация крыла и органы управления из композитов успешно проходят ресурсные испытания. По состоянию на июнь 2018 г. кессон горизонтального оперения выдержал 125 000 полетных циклов. Испытания продолжаются.


Сборка крыла второго летного МС-21-300 на заводе Аэрокомпозит-Ульяновск

МС-21 – среднемагистральный самолет вместимостью 163-211 кресел. Разработчик декларирует 5-7% сокращение операционных расходов относительно лучших современных узкофюзеляжных самолетов и лучший уровень комфорта в классе благодаря наибольшей ширине фюзеляжа. Самолет обладает передовой аэродинамикой и бортовыми системами последнего поколения. Более 30% составляют композитные материалы. Заказчикам будут предоставляться на выбор двигатели: Pratt &Whitney PW1400G-JM или ОДК ПД-14.

На данный момент общее число твердых заказов, по которым поступили авансовые платежи – 175 самолетов, плюс заказы по соглашениям о намерениях – около 150. Так в 2018 г. компания «Авиакапитал-Сервис» (в составе госкорпорации «Ростех») заключила с авиакомпанией «Аэрофлот» договор на операционный лизинг 50 самолетов МС-21-300 в компоновке 16 кресел бизнес-класса и 153 – экономического класса. Период поставки: с 2020 по 2026 год, срок аренды 12 лет с возможностью пролонгации. Контракт подписан в развитие ранее заключенного контракта между компанией «Авиакапитал-Сервис» и корпорацией «Иркут» на поставку самолетов МС-21.

Для обеспечения эксплуатации самолетов компанией «Аэрофлот» и корпорацией «Иркут» создается совместный учебный центр по подготовке летного и инженерно-технического состава самолетов МС-21. Центр расположен в базовом аэропорту компании «Аэрофлот» - «Шереметьево». В штатный состав центра войдет 8 тренажеров, в том числе комплексный тренажёр с системой подвижности (FFS Level D).

Материалы по теме:


Р.Гусаров, Ю.Кузьмина


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2018/7/23/2786/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.